Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41)

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41)

Редакция «Канобу» представляет пятую десятку топа сотни самых знаковых, культовых и просто самых любимых нами фильмов в истории кино. Верхние 50 картин — здесь начинаются самые жаркие схватки.

50. «Шоссе в никуда» 1997

Денис Майоров

Здесь не будет синопсиса, не будет даже малейшего описания сюжета фильма и уж тем более я не стану приводить в пример конкретные сцены. Раскрывать хоть какие-то детали «Шоссе в никуда» было бы настоящим преступлением с моей стороны перед всеми теми, кто фильм до сих пор не посмотрел. Ну а все остальные и так меня прекрасно поймут.

Знакомство с «Шоссе в никуда» у меня проходило в три этапа. Сначала я посмотрел фильм в детстве и, разумеется, ничего не понял – абсолютно. Но я был заворожен невероятной фантасмагоричностью картины: изображения, цвета, музыка, безумно переплетающиеся события и герои, которые, кажется, тоже совершенно не понимают, что происходит. Второй раз я смотрел фильм уже будучи почти взрослым – тут я пытался разобраться в происходящем, увязать все события и подобраться к разгадке. Почти получилось. Я вслушивался в каждое слово героев, внимательно отсматривал каждую сцену и открывал фильм заново.

Ну а в третий раз я с «Шоссе в никуда» столкнулся совсем недавно, когда фильм крутили в кинотеатрах. На сей раз я смотрел картину вооружившись всеми возможными теориями и разгадками – и своими личными, и популярными фанатскими. И да, я опять заново открыл для себя этот фильм, новые смыслы обнаружились буквально в каждой его детали.

Я мог бы рассказать о безупречной режиссуре, маниакально продуманном сценарии, идеальном саундтреке и прочем подобном – все это в фильме есть, но не это важно. Суть в другом: если вдуматься, три совершенно разных человека в моем лице посмотрели «Шоссе в никуда» и каждый был им захвачен, каждый нашел что-то для себя. И это случай совершенно уникальный.

Все фильмы Дэвида Линча прекрасны, но давайте будем честны – для большинства это слишком запутанные картины. Если с ходу никакие теории в голове не складываются сами собой, то за просмотром легко заскучать. А «Шоссе в никуда» можно смотреть как угодно – и копаясь, и вообще не включая голову, фильм все равно вцепится в вас и уже никогда не отпустит. В этом плане из прочих творений Линча к «Шоссе» приблизился только «Твин Пикс», но там сериал на миллион серий, а тут всего два с небольшим часа. Найдите их у себя и посвятите этой жуткой незабываемой истории.

49. «Мертвец» 1995

Александр Башкиров

Американский сценарист и режиссер Джим Джармуш — очень талантливый человек, не снявший ни одного гениального фильма. Из всего его артхаузного творчества к уровню настоящего кино подошло только Down by Law, да и то в фильме слишком много подмигивания зрителю и заигрывания со знакомыми музыкантами и комедиантами Джармуша, чтобы его можно было воспринимать всерьез. Когда ни Джармуша, ни нас всех не станет на свете, из всего творчества этого режиссера будут помнить только его две жанровые стилизации — Ghost Dog: The Way of the Samurai (известный у нас как «Пес-призрак: Путь самурая») и Dead Man («Мертвец»). Не сумев дотянуться до величия сам, Джармуш встал на плечи криминальному боевику и вестерну… и до чего-то все-таки дотянулся.

«Мертвец» тут — безусловно лучший фильм. Это нечто гораздо большее, чем обычное джармушевское сочетание хорошей музыки, приятной картинки и абсурдно-разрозненного сюжета. 

Это не совсем вестерн, хотя тут присутствует вся атрибутика жанра. Это — фильм-размышление о смерти, одно из самых страшных, тяжелых и трудных направлений мирового кино, где рядом с «Мертвецом» печально стоят «Седьмая печать» Бергмана, «Ностальгия» Тарковского и «Семейный портрет в интерьере» Висконти.

Понаехавшего с Востока Уильяма Блэйка, героя Джонни Деппа (кстати, это его лучшая роль) и тезку знаменитого британского поэта, тут убивают через считанные минуты после начала фильма. Но, придя в себя посреди рассыпавшихся бумажных цветов, персонаж продолжает двигаться, говорить, убивать людей… Ему больше не нужны очки. Он великолепно стреляет. К нему очень странно относится индеец-отшельник по имени Никто (Гари Фармер), сопровождающий Блэйка в его путешествии через бесконечный черно-белый лес. Цель путешествия тут не так уж и важна, равно как и злоключения живых людей, пытающихся преследовать мертвеца. Я затрудняюсь сказать, ЧТО тут важно, к чему Джармуш относится всерьез… Это все одна очень черная шутка, мысленный эксперимент на тему вестерна. Величие «Мертвеца» в том, что юмор тут настолько безысходно-черен, что в нем начинаешь видеть мистицизм и метафизику — прямо как в стихотворениях того, другого Уильяма Блэйка.

48. «Шоу Трумана» 1998

Павел Пивоваров

В кино все всегда немного фальшивое, актеры выдают себя за других людей, крашеный пластик прикидывается едой, а небольшие павильоны превращаются в огромные города и мы верим в эту иллюзию. Так вот, «Шоу Трумана» входит в наш топ-100 потому, что наглядно показывает – почти все в нашей жизни еще более фальшивое, чем любой взрыв в фильме Майкла Бея. И если вы никогда не видели этот фильм и не знаете его плоттвист, то закрывайте интернет и бегите насладится одной из самых трогательных картин в вашей жизни. 

Обычно комики редко снимаются в драматическом кино выбирая для этого особенные фильмы и выкладываются в них по полной, поэтому Труман — одна из лучших ролей Керри. Я мог бы рассказать еще про сам фильм, но каждое слово немного портит удивление незнакомым с картиной, а тем, кто видел ее хоть раз уже ничего не надо объяснять.

47. «Скотт Пилигрим против всех» 2010

Сергей Цилюрик

Эдгар Райт, гениальный режиссер, на чьем счете нет ни одного плохого фильма, взялся адаптировать комикс «Скотт Пилигрим» Брайана Ли О’Мэлли – и превратил экранизацию в самодостаточное произведение, изобилующее как цитатами из оригинала, так и уникальными авторскими решениями.

«Скотт Пилигрим против всех» – это идеальное переложение языка комиксов в формат кинематографа. 

При помощи живых актеров, ярких спецэффектов и своей безудержной фантазии Эдгар Райт создает такие кадры, в которых любой, даже максимально далекий от первоисточника зритель узнает страницы комиксов. Это фильм, полный сюрпризов: никогда не знаешь, чего ждать как от следующего «злобного бывшего», так и от самого режиссера, способного даже самую банальную сцену превратить в гениальную визуальную шутку.

В «Скотте Пилигриме» великолепный актерский состав – от Майкла Серы в словно придуманной для него роли гика-растяпы и Мэри Элизабет Уинстед в качестве местной femme fatale до Криса Эванса, здесь ставшим одним из мид-боссов, и Кирана Калкина, ворующего каждую сцену своими уморительными репликами. Здесь и отличный саундтрек, и запредельное количество отсылок к видеоиграм и гик-культуре в целом; «Скотт Пилигрим против всех» – это пронзительная ода молодости, аналогов которой в кинематографе просто не найти.

46. «Король лев» 1994

Денис Варков

Сложно представить человека в 2017 году, который не смотрел мультфильм «Король лев». Возможно, он родился после 2010 года, когда мультфильмов стало слишком много, а их качество заметно упало. «Король лев» — это классика Disney, мультфильм для всей семьи, в котором каждый найдет что-то свое. Это очень добрая история о том, как важности семьи, а также о предательстве и дружбе.

Наверно, это один из главных мультфильмов Disney, которые нужно показать детям в их ранние годы, чтобы помочь сформировать мировоззрение. «Король лев» — это история взросления львенка Симбы, переосмыслившего свою жизнь и решившего занять заслуженное место в «Круге жизни». Мультфильм придется по душе еще и тем, кто всегда хотел посмотреть на жизнь в Африке глазами животных, но не имел представления, как они живут.

Потрясающая и неустаревающая анимация, живописные пейзажи и удивительный мир африканской фауны никого не оставит равнодушным.

«Король лев» стал началом полноценной франшизы, у которого есть несколько продолжений: как полнометражных мультфильмов, так и мультсериалов (в том числе сольные приключения «Тимона и Пумбы»). Некоторые из них более удачные, некоторые менее, но прекрасный во всех отношениях оригинальный мультфильм никто из них не затмил.

45. «V значит Вендетта» 2006

Алексей Егоров

Кино по комиксам — это не только яркая картинка, взрывы каждые две минуты, вопли «ГДЕ ДЕТОНАТОР?!» и прочие порядком уже осточертевшие вещи. Среди таких фильмов попадаются и довольно серьезные картины – от недавнего «Логана» и до, например, тех же «Хранителей». Ну или до другой экранизации комиксов Алана Мура — «V значит Вендетта».

Сам фильм довольно серьезно отличается от комикса-первоисточника, за что Мур даже ругал сценаристов в лице тогда еще братьев Вачовски (хотя с другой стороны, Мур вообще недоволен всеми экранизациями его произведений). 

Где у Алана были 1990-е годы — у Вачовски оказалось недалекое будущее (где-то 2030 год), изменились некоторые довольно важные детали, но сама суть осталась неизменной — мститель в маске Гая Фокса борется с тоталитарным режимом в Англии.

По сути дела экранизация «Вендетты» — это никакой не боевик, ибо в фильме всего пара боевых сцен и совершенный минимум каких-либо взрывов в пол-экрана. Это скорее драма-антиутопия, довольно мрачная и жестокая. Ну или фантастический — а по-другому происходящее на экране назвать сложно — триллер, если хотите. Или очень уж мрачной историей любви, хотя как по мне так эта тема в фильме вообще не раскрыта. Однако это все не мешает фильму быть хорошим образчиком антиутопий, которых, к сожалению, преступно мало. Зато полным-полно «Голодных игр» и прочего подросткового бреда.

Александр Башкиров

(V  первый фильм, о котором рассказывают два редактора)

В прошлом выпуске нашего топа, рассматривая «Бразилию», я рассказывал о недостатках антиутопии как жанра: бессильный герой, общая безысходная депрессивность, яркий мир, на который неинтересно смотреть, потому что нас к нему не приковывает наручник острого сюжета. Но в конце 20 века была открыта другая сторона этой монеты: изобретен новый супергеройский боевик, где тоталитарный режим выступает в роли главного противника антигероя-супермена, который, как правило, был этим самым режимом и порожден. Индивид поднимается из пепла на фоне горящего концлагеря, чтобы пустить под откос всю ту Систему, которая его создала. Общую безыходность заменили жизнерадостным, предельно оптимистичным и раздолбайским анархизмом. Помимо «Вендетты» в этот поджанр можно записать «Эквилибриум» и «Ультрафиолет» Курта Уиммера, а также «Матрицу» с «Темным городом».

Алан Мур этот жанр изобрел — как и многое другое в массовой культуре двадцатого и двадцать первого века. Будущий автор Watchmen, From Hell и The League of Extraordinary Gentlemen с V for Vendetta начинал. Нарисовав привычный по Оруэллу образ тоталитарной Великобритании недалекого будущего, Мур запустил руку жанру в глотку и вывернул его наизнанку, создав потрясающий образ V — антисупергероя-анархиста, прото-анонимуса в маске Гая Фокса, которого в экранизации прекрасно сыграл Хьюго Уивинг.

Точнее, Уивинг героя скорее ОЗВУЧИЛ — в длинном парике и глухой пластиковой маске много не наиграешь… но то, как Уивинг передает все нюансы постоянно меняющегося настроения V плечами и жестами, это настоящий мастер-класс, который надо показывать на всех актерских курсах.

Крепкий ремесленник Джеймс Мактиг «Вендетту» очень достойно снял — помните сцену с Олд-Бейли и увертюрой Чайковского «1812 год»? Но главное в этой лучшей экранизации Мура — все-таки сценарий (тогда еще) братьев Вачовски, которые сумели не только передать все ключевые моменты комикса и придумать куда более удачную, чем у молодого неопытного Мура, концовку, но и поняли и сумели раскрыть всю бездонную глубину авторского замысла.

Главное в «Вендетте» — не антиутопия и даже не V, а Иви, пойманная между неостановимой силой и недвижимым объектом простая лондонская девушка, блестяще сыгранная обритой налысо Натали Портман. Развернутая сцена ее трансформации — самая творческая, оригинальная и сногсшибательная как в комиксе, так и в сценарии Вачовски и даже фильме Мактига. На мой взгляд, это первая по-настоящему великая сцена в творчестве Алана Мура, предупредившая человечество о приближении абсолютного гения. Мур заставил создателей экранизации убрать свое имя из титров и не стал получать роялти с фильма — но сделал это не из-за каких-то претензий к V for Vendetta (которую он, вроде бы, не смотрел), а по инерции, после ужасных экранизаций From Hell и LXG.

44. «Робокоп» 1987

Александр Башкиров

С 1987 по 1997 год Пол Верховен снимал блистательную, провокационную жанровую сатиру, выдавая ее то за фантастику («Робокоп», «Вспомнить все», «Звездный десант»), то за мюзикл (великолепные и недооцененные «Шоугелз»), то за детектив («Основной инстинкт»). Я готов включить в топ-100 лучших фильмов всех времен все эти фильмы — причем на очень высоких позициях.

Но мы все-таки решили остановиться на «Робокопе» как, быть может, и не лучшем, но самом известном фильме Верховена. Это абсолютная жанровая классика, олицетворение фантастических боевиков 80-х, трэшево-супергеройское мочилово «робот против преступников», в котором совершенно неожиданно открываются тончайшая человечность, глубочайшая сатира на американское общество потребления и точнейшие прогнозы на развитие всего человечества на тридцать-сорок лет вперед.

Сценарий Эдварда Ноймайера, с которым Верховен потом сделает Starship Troopers, не хватает звезд с неба: это стандартный вестерн или полицейский боевик, где действие перенесли в недалекое будущее, а одного из персонажей заменили киборгом. Главного героя убивают, он возвращается из мертвых и мстит обидичкам — можно ли представить себе более избитый сюжет? Но тут есть Детройт (очень талантливо сыгранный Далласом) с его черными монолитными небоскребами — как символ всех мегаполисов будущего, где борьба с преступностью будет становиться все более автоматизированной. Есть тончайше уловленный парадокс — люди хотят видеть служителей правопорядка как бесстрастных, неподкупных, всегда справедливых роботов, но в то же время начинают возмущаться, если они не проявляют должной степени человечности в обращении с подозреваемыми и свидетелями. 

Есть выплескивающаяся с экрана реклама и реалити-шоу, которые в 87-м году казались Верховену жуткой сатирой, но в наше время кажутся трогательно-старомодным, КАЧЕСТВЕННЫМ телевидением.

Далее по списку — гениальный Питер Уэллер в роботизированной полумаске, передающий весь спектр человеческих эмоций подрагиванием верхней губы. Невероятная жестокость и фонтаны кровищи: одновременно фирменная черта режиссуры Верховена и абсолютно необходимая для поддержания эмоционального и сатирического накала фильма вещь. В конце-то концов, разве сцена корпоративной презентации (которую до сих пор вспоминают при каждом показе нового iPhone) была бы настолько эффективной, если бы полицейский дроид ED-209 в ее конце не ставил бы такую жирную красную точку?

43. «Вечное сияние чистого разума» 2004

Александр Трофимов

Это мой самый любимый фильм, он стоит на первой строчке моего личного топа с того момента, когда я впервые его увидел и ни одна картина с тех пор даже не приблизилась к тому, чтобы пошатнуть его позицию. Картина Мишеля Гондри попала в меня настолько точно, что для меня есть «Вечное сияние» и все остальное кино, которое стоит как-то отдельно – оно вне меня, а этот фильм живет внутри.

Безусловно, то, сколько великолепных художников, причем идеально подходящих конкретно этому материалу, сошлось в одном месте, поражает. Гондри – это режиссер снов, а не фильмов, его клипы Бьорк, его «Наука сна» или «Перемотка» это демонстрируют вполне наглядно. Чарли Кауфман – тоже не простой сценарист, а человек явно пишущий на абсолютно другом уровне, нежели остальные. Его «Адаптация», «Быть Джоном Малковичем» (на меня этот фильм нагоняет столько экзистенционального ужаса, что никакие хорроры не сравнятся), «Синекдоха, Нью-Йорк» и «Аномализа» – это сценарии не от мира сего, которые нельзя пропускать, если вы хотите понять, что такое действительно оригинальные глубокие истории.

Актерский состав просто шикарен: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд, Марк Раффало, Том Уилкинсон и Кирстен Данст. 

Но, конечно, это прежде всего фильм Керри, его лучшая и самая важная роль, после которой он стал моим любимым драматическим актером. Да, он показал глубину своего драматического таланта еще в «Шоу Трумана», затем в великолепном «Человеке на луне» (ему не досталось места в топе, что, конечно, крайне печально), но именно здесь он получил роль, требующую от актера поразительной гаммы сложных эмоций – и никаких кривляний. 

«Вечное сияние» – это образцовая научая фантастика, выдвигающая предположение (что, если существовала бы фирма, позволяющая удалять эпизоды, события и целых людей из вашей памяти по вашему выбору) и полноценно прорабатывающая последствия такой процедуры.

И это самая искренняя и честная история любви, показывающая ее как вечную борьбу внутри двух людей. Их тянет друг к другу, но они успели нанести столько ран, так измотать друг друга, что готовы вычеркнуть партнера из своей жизни – буквально – со всем хорошим и плохим, просто чтобы прервать этот порочный круг мучений.

Многие фильмы пытаются показать отношения идеалистично, некоторые пытаются добавить реализма, показывая и грязь: ревность, недоверие, усталость друг от друга, но вечно выходит однобоко. 

То слишком слащаво, то слишком отталкивающе. Кауфман, Гондри, Керри и Уинслет прошли по лезвию и показали любовь как безжалостную гравитационную силу, которая сталкивает двух людей, пока они не станут единым целым.

В любых произведениях я больше всего ценю свежие средства выражения и искренность, под которой понимаю живой, бурлящий поток мыслеобразов, которые максимально концентрированно и полно выражают мировосприятие автора, поэтому я люблю книги Барикко и песни Регины Спектор, постоянно меняющиеся, словно остановленные в миге до застывшего оптимума, нарочно недопечённые, угловатые, живые.

Мы проводим большую часть фильма в голове главного героя, буквально путешествуем с ним по воспоминаниям, которые стираются в этот момент машиной: пропадают обложки книг с полок, исчезает улица, обваливаются дома – настолько богатого на идеи и новые решения визуального ряда с ходу больше нигде и не вспомнишь, и тут он как нельзя лучше работает на историю, на атмосферу. И это тот случай, когда безумный сюрреалистичный трип точнее отображает наше восприятие реальности, чем сама реальность, просто снятая на камеру.

Меня поражает многослойность этого произведения, то, сколько всего Кауфман успел вписать в нее, и какую глубину выдать в истории, которая в руках менее умелого человека превратилась бы в очередное блеклое сай-фай мыло на один-раз.

В общем, это абсолютно запредельного уровня сценарий, совмещающий научную фантастику, сюрреализм и лав стори в безумный, но предельно человечный и искренний коктейль, изобретательная, чуткая, необычайно креативная режиссура, потрясающая актерская игра Джима Керри, каким вы его никогда не видели, саундтрек, который застревает в голове не потому, что это клевые веселые песни, а потому что так минималистично и точно выразить настроение сцены сумело очень мало композиторов. Даже российский дубляж в кои-то веки вышел отличным.

Это сложное, честное и многослойное исследование человеческой природы, с которым мало что сможет сравнится.

42. «Убить Билла» 2003

Никита Богуславский

Мы долго выбирали, какой же из фильмов Тарантино заслуживает представлять режиссера в нашем топе, но (спойлер!) так и не смогли остановиться на чем-то одном, ближе к первым позициям вы еще встретите это имя. Все дело в том, что в его фильмографии все фильмы отличные, но при этом очень разные. Эстеты с моноклями могут сколько угодно снисходительно качать головой, но суть от этого не изменится, все его ленты чертовски хороши.

Тарантино — безумный киноман, который снимает кино не для зрителей или не ради наград, а для себя, потому что точно знает, чего хочет, и может реализовать свои желания. А мы, так уж получилось, находимся с Квентином на одной волне.

«Убить Билла» (мы говорим о двух фильмах как о едином произведении) показывает, что Тарантино не нужны долгие монологи в камерных декорациях, чтобы снять отличное кино. Этот фильм — перенасыщенный действием театр абсурда, феерия гиперболизированного, карикатурного насилия, натянутая на примитивную, схематичную историю о мести. Только вдумайтесь, весь сюжет можно сократить до одного предложения: героиня выходит из комы и начинает методично мстить бывшим коллегам, которые застрелили ее прямо во время свадьбы. Никакой глубокой мысли или внезапных поворотов (ну, почти), только звенящие от пафоса короткие диалоги и изумительно поставленные боевые сцены, сопровождаемые идеально подобранной музыкой и веселыми фонтанами бутафорской крови.

Фильм даже не тратит времени на какой-то нарратив, практически в каждом эпизоде мы видим Невесту уже там, где она встретит следующую жертву: нет ни бестолковой беготни, ни скучных поисков, ни пустых душевных терзаний — как будто кто-то взял цикл бульварных романов (или аниме-сериал), забросил их в соковыжималку и протягивает зрителю стакан с концентратом действия и экшена. И даже с нарушенной хронологией история остается кристально ясной, кто еще способен на подобное, кроме Тарантино?

Русский трейлер

Интервью Тарантино фанату с фамилией Нолан 

41. «Апокалипсис сегодня» 1979

Георгий Копьев

На первый взгляд военная драма «Апокалипсис сегодня» может показаться каким-то, пусть даже и неимоверно красивым, но бредом сумасшедшего. И это ни в коем случае не минус картины. В фильме мы видим, как люди, попавшие на войну и не имеющие достаточной мотивации отнимать жизни, кроме приказа командира, сходят с ума и запускают цепную реакцию. Заразное безумие войны.

На чужой земле, где против тебя настроены не только люди, которых ты не способен понять, но и сама природа с практически враждебной флорой, фауной и климатом, твоя единственная опора — это безумцы, свихнувшиеся на войне. 

Это ад на земле, и безумие в такой среде — реакция, которую невозможно контролировать. Сойти с ума вместе со всеми — единственный способ остаться в живых.

Фрэнсис Форд Коппола показал разные формы безумия: людей, свихнувшихся от страха; от того, что не смогли сопоставить долг и личные представления о морали, а также тех, кто на войне открыл в себе чрезмерную жестокость и бессердечие. Главный герой фильма в исполнении молодого Мартина Шина — подчеркнуто стойкий капитан американского спецназа — иллюстрация к этой защитной реакции организма, к последствию синергии безумия.

Первая часть топа: позиции 100-91 (там же озвучивается логика составления списка)

Вторая часть топа: позиции 90-81

Третья часть топа: позиции 80-71

Четвертая часть топа: позиции 70-61

Пятая часть топа: позиции 60-51

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также