Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 5 (60-51)

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 5 (60-51)

Редакция «Канобу» представляет пятую десятку топа сотни самых знаковых, культовых и просто самых любимых нами фильмов в истории кино. Давайте посмотрим на оставшиеся десять позиций в нижней полусотне.

60. «Бразилия» 1985

Александр Башкиров

В кино удачных антиутопий еще меньше, чем в литературе: кроме «Бразилии» в этом жанре можно смотреть разве что «Метрополис» Фрица Ланга и «Кафку» Стивена Содерберга. Причина, как и в литературе, проста: авторы так увлекаются рисованием картин своего ужасного общества будущего, обличающего худшие тенденции общества настоящего, что у них не остается времени, места и сил на такие мелочи, как сюжет, герои и хорошая подача материала.

«Бразилия» великого американского режиссера и сценариста Терри Гиллиама («Двенадцать обезьян» и «Страх и отвращение в Вегасе» которого тоже заслуживают места в нашем топе) — приятное исключение. Тут есть интересный и нестандартный герой Сэм Лоури (Джонатан Прайс в своей лучшей роли), который вместо того, чтобы подобно Уинстону Смиту или Йозефу К. стать беспомощной жертвой Системы, всеми силами пытается этой Системой манипулировать, хитроумно злоупотребляет служебным положением и до последнего вздоха борется за свободу и счастье с любимой женщиной.

Есть очень напряженный сюжет, который, несмотря на привычные для Гиллиама длину и размах, не провисает и не превращается в обычное для жанра описание заключения, пыток и смерти героя.

Это тем более впечатляет, что в основе «Бразилии» не лежит какой-то литературный источник — это просто очень мощный, оригинальный, хищный сценарий Гиллиама и гениального британского драматурга Тома Стоппарда (автора «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Индиана Джонс и последний крестовый поход»). Что касается сеттинга, который обычно — самое сильное место в любой антиутопии, то он в «Бразилии» универсальный. Вам какое тоталитарное общество — индустриальное, мелко-бюрократическое, антикультурное, фантасмагорическое? В государстве из Brazil намешано все, от Гоголя до Брэдбери.

Ну и самое коварное: в отличие от любой другой антиутопии, где зрителя с начала и до конца давят железной пятой тоталитаризма, у Гиллиама и Стоппарда есть свет в конце туннеля. Фильм снят очень красиво, воздушно, совсем не-антиутопично, в нем хватает прекрасных шуток и даже есть камео Роберта де Ниро (!) в роли специалиста по ремонту кондиционеров (и террориста), в котором легко угадывается водопроводчик Марио из игр Nintendo.

Здесь постоянно играет прекрасная, невозможно далекая от любых посягательств на личную и духовную свободу самбо-песня Aquarela do Brasil, подарившая фильму название. Правда, в самом конце выясняется, что в туннель нам фонариком светил Майкл Пэйлин в роли дознавателя (не думаю, что это спойлер: мы все-таки смотрим антиутопию), но к этому времени нас уже успешно провели через 2,5 часовую картину.

59. «Примесь», 2013

Александр Трофимов

Я уже писал про эту картину в статье, посвященной ее режиссеру, Шейну Кэрруту. Человеку, снявшему всего два фильма, исполняющему в них главные роли, пишущему сценарии и музыку к ним, и в каждой роли достигающему потрясающих результатов. Здесь я просто повторю то, что уже писал о его главной картине, добавлю лишь, что за это время понял, что она пробила меня еще сильнее, чем я думал, оказавшись на четвертой строчке моего личного топа любимых фильмов всех времен.

«Upstream Color», который дословно можно перевести как «цвет вверх по течению» или «цвет, плывущий вверх по течению», в нашем прокате появился под названием «Примесь». Гений-многостаночник Шейн смог сделать невозможное — создать фильм еще более запутанный и сложный, чем его первая лента. И на этот раз дело не в многочисленных перемещениях во времени и разных вариантах одной и той же сцены.

«Детонатор» проверял зрителя на внимательность, как наперсточник, заставляя его жонглировать в голове всеми временными разветвлениями. «Примесь» испытывает нашу проницательность, способность воспринимать весь ансамбль символов, тактильных ощущений, моральных дилемм и философских вопросов.

Это на удивление многослойный фильм, в котором десятки движущихся частей исполняют сложную симфонию, посвященную размышлениям на тему личности и границе между внутренним и внешним миром.

А еще это поразительно красивый фильм чисто с визуальной точки зрения. Если «Детонатор» Кэррут снимал на пленку, добиваясь холодного, пересвеченного изображения, то «Примесь» снята в ярких цветах, с узкой глубиной резкости и множеством крупных планов фрагментов сцены, способствующих передаче тактильных ощущений от поверхностей. Удивительно, что «Примесь» была снята на фотоаппарат, причем не на самый лучший.

Сюжет фильма строится вокруг странного бессмертного паразита, имеющего три стадии жизненного цикла. Мы видим, как он вырастает в корнях орхидей, затем попадает в человека и принимает форму огромного червя, который затем перемещается в свиней, а в конце выносится течением снова к орхидеям, окрашивая их в синий цвет (откуда и название).

Налан цитирует «Паприку»

Налан цитирует «Паприку»

58. «Паприка», 2006

Сергей Цилюрик

Говоря о лучших аниме-режиссерах, многие в первую очередь назовут Хаяо Миядзаки — но на мой взгляд, престол короля японской анимации должен принадлежать Сатоси Кону. Это режиссер, в чьих работах выразительность аниме идеально сочеталась с мастерством постановки, свойственным лучшим западным фильмам; выросший на фильмах Гиллиама Кон не менее мастерски умел переплетать элементы драматические и комедийные, приземленные и сюрреалистические.

В отличие от большинства аниме-режиссеров, Кон ставил в основном не проходные копеечные сериалы, а полнометражки; его работы — это кинофильмы, не скованные рамками стандартного live-action, а воплощенные в жизнь богатыми средствами анимации. Увы, карьера Сатоси Кона продлилась лишь одно десятилетие, за которое он успел выпустить четыре фильма (Perfect Blue, Millennium Actress, Tokyo Godfathers и Paprika) и один сериал (Paranoia Agent) — и в какие-то 46 лет умер от рака. После его смерти аниме уже не нужно: ему не достичь высот Кона, да и оно, прямо говоря, не особо и пытается. Что до Кона, то у него надо смотреть все без исключения: все его работы замечательны.

«Паприка» — это история об осознанных путешествиях по сновидениям, на несколько лет опередившая и в плане «логики сна» превзошедшая более сухой и структурированный Inception Нолана, хотя именно ей он и вдохновлялся.

Она не только снята языком кино, где монтажные склейки могут иметь дерзость менять весь сеттинг целиком, но и во многом этому языку кино посвящена. Это восхитительная фантасмагория, настоящее пиршество удивительных образов, сопоставленных с невероятным мастерством. «Паприка» рушит грань между реальностью и выдумкой, оставаясь при этом — как и все фильмы Сатоси Кона — историей о людях, в чьи грезы суждено окунуться зрителю.

57. «Исчезнувшая», 2014 год

Денис Варков

Режиссер Дэвид Финчер снял фильм по мотивам романа Гиллиан Флинн, и это тот случай, когда фильм превзошел книгу. Возможно, дело в том, что сама писательница помогла адаптировать роман в сценарий фильма, но в виде фильма он воспринимается очень ярко. Эта история семьи Ника и Эми Даннов, журналистов, переехавших из Нью-Йорка в Миссури. Со стороны они идеальная пара, но и у них в шкафу есть свои скелеты. В день их пятой годовщины Эми бесследно исчезает, и с этого начинается сюжет фильма, полный неожиданных и впечатляющих поворотов. Эти твисты, оставляющие зрителя в легком шоке, — фирменная черта фильмов Финчера.

В этом фильме режиссер исследует институт брака и феномен общественного резонанса, который возникает, когда локальная история выходит на национальный уровень, заставляя каждого гражданина обращать на нее внимание и обсуждать.

И от порицания до одобрения всего один шаг, а вот верный или неверный — это уже зависит от выбора главных героев. «Исчезнувшая» — это триллер, но он пугает куда сильнее, чем самые изобретательные фильмы ужасов. Он показывает, кем на самом деле могут оказать доброжелательные и приветливые соседи, с которыми вы неловко здороваетесь при случайной встрече. Этот фильм вызывает паранойю и недоверие к окружающим и даже близким людям, поскольку поселяет в голове одну простую мысль — вы не знаете, о чем они сейчас думают.

56. «Экзистенция», 1999

Александр Трофимов

Скажу честно, сегодня я должен был писать про «Экзистенцию», которую сам же и внес в список, но решив освежить ее в памяти, пересмотрев частично сам фильм, послушав комментарии Кроненберга, почитав рецензии, я понял, что сомневаюсь в этой позиции. Это безусловно яркий фильм, который стоит посмотреть всем, но это еще и картина о виртуальной реальности, где размывается грань между игрой и жизнью, вышедшая в один год с «Матрицей».

«Экзистенция» неидеальна и кому-то покажется медленной, вторичной и странной. Ее живые эротоманские джойстики, органические порты и пистолет из костей, стреляющий зубами, однозначно заслуживают внесения в зал славы креатива, но пятьдесят шестую позицию я все же отдам другому шедевру, который мы неким поразительным образом обошли вниманием. Уверен, с тем, что он должен обязательно присутствовать в топе, мало кто сможет поспорить, а фанаты «Экзистенции», надеюсь, простят меня, удовлетворившись этой странной полупозицией.

Супергеройское кино можно условно разделить на три эпохи – кино двадцатого века, где правили Доннер и Бертон, заря нового тысячелетия, где Сингер своими первыми «Людьми Икс» показал всем, как можно снимать супергероику, частично заземляя ее в реальности, а Рэйми закрепил успех «Человеком-пауком», и третья эпоха – начатая «Темным Рыцарем» и киновселенной Marvel, когда фильмы по комиксам распробовали мрачный псевдореализм Нолана, а студии по-настоящему загорелись идеей собственных киновселенных.

Некогда я считал Бертона одним из великих режиссеров, но с годами его фильмы становились все проще, все однообразнее, а «Алиса» и вовсе убила все доверие к Тиму. И все же, за его дилогию «Бэтмена» Бертону можно простить многое.

56. «Бэтмен» (Дилогия) 1989-1992

«Супермен» Доннера до сих пор считается лучшим классическим фильмом по комиксам, показавшим, что героям в трико есть место в большом кино для всей семьи. И все же, именно Бертон доказал, что романтичным идеализмом жанр далеко не исчерпывается, супергероика может быть мрачной, сексуальной, фантасмагоричной, стильной, сказочной – любой.

Все любят вспоминать гениального Джокера Николсона, но мне, если честно, совсем не близок этот образ. Я всегда больше любил второй фильм, «Бэтмен возвращается», который раздвигал границы мира Бэтмена, вводил сразу нескольких злодеев и умудрился не запутаться в них, но главное, конечно же, в нем была Женщина-кошка. Лучшее ее воплощение из всех вариантов: комиксов, игр, мультфильмов и кино. 

Тот эффект, который оказывала Мишель Пфайфер с кнутом на молодое сознание, вряд ли повторит еще какая-то супергероиня. И дело, конечно, не только в соблазнительном бдсм-костюме, ее пластика, ее логика, ее взаимодействия с Бэтменом – все это создавало потрясающе сложного персонажа.

Пингвин кажется довольно нелепым злодеем, но он сумел довольно близко подобраться к Бэтмену, а его финальная сцена с перепутанным зонтиком и процессией из пингвинов, утаскивающих его в воду, запоминается надолго.

Какой бы фильм дилогии вы ни любили больше, как бы трилогия Нолана ни давила классику своим «реализмом», вы должны согласиться с тем, что эти картины поменяли наши представления о кинокомиксах и без них современного ренессанса жанра просто не было бы в том виде, в котором он существует. 

55. «Однажды на Диком Западе», 1968

Александр Башкиров

В моей статье о пяти лучших вестернах всех времен я уже называл Once Upon a Time in the West Серджио Леоне самым выдающимся представителем этого жанра. С одной стороны, в этот фильм вошло все лучшее из настоящих и спагетти-вестернов, снятых на тот момент: американские герои, испанские пейзажи, итальянские перестрелки… С другой — он предвосхитил деконструкцию и многократную клиническую смерть и воскрешение жанра.

Тут и демифологизация Дикого Запада в духе «Непрощенного» (голубоглазый Генри Фонда предстает безжалостным убийцей, другие два персонажа немногим его лучше), и феминизм в духе The Quick and The Dead Сэма Рэйми, и экзистенциальное размышление о том, что загробная жизнь великих стрелков начинается еще до их физической смерти в стиле «Мертвеца» Джима Джармуша.

С третьей — за время A Fistful of Dollars, For a Few Dollars More и The Good, the Bad and the Ugly Леоне так здорово изучил все штампы вестернов, что сумел вообще отказаться от привычной модели «погоня за дилижансом — ограбление банка — перестрелка на кладбище» и снять фильм, в котором самое главное действие — не разрушительное, а созидательное. Важнейшим для сюжета «Однажды на Диком Западе» является не месть Гармоники (Чарлз Бронсон в лучшей своей роли), а вбитый Шайенном (Джейсон Робардс) колышек, с которого на пустом земельном участке разрастется железнодорожная станция.

О вестерне как о жанре я самого невысокого мнения, и Once Upon a Time in the West — не лучший фильм Леоне (лучший — «Однажды в Америке»), но в этой картине все сделано для того, чтобы зритель задумался о том, какие же все-таки картонные эти ковбои, вставшие друг против друга на улице декоративного американского городка, и увидел, что кино способно на большее.

54. «Кин-Дза-Дза», 1986

Георгий Копьев

Представьте себе планету в далекой галактике, где прогресс ушел на сотни или даже тысячи лет вперед: ее жителям доступны технологии, позволяющие нивелировать законы физики, читать мысли и сжигать моря. Но вместо того, чтобы использовать эти достижения для еще большего ускорения прогресса, для бесконечного расширения в глубь галактики, удовлетворения своего человеческого любопытства и тяги к новым знаниям, цивилизация ведет себя, как мы. Воюет, ворует, врет — да так, чтобы не только говорить ложь, но и думать ложь, иначе прочитают.

Расходует ресурсов больше, чем производит, и прикладывает немыслимые усилия, чтобы доминировать по праву рождения, расе и достатку. А если совсем повезет — удастся заполучить красные штаны. Почти «синее ведерко».

Мы знаем — по крайней мере теоретизируем — по какому вектору развития будет двигаться наша наука. А мораль? Можно, конечно, успокоить себя, что это всего лишь фантастика, к тому же бредовая, но это будет ошибкой. Нужно испугаться: это наше будущее. Мир вокруг нас меняется, а мы — нет. Это и есть «Кин-Дза-Дза». Смешная и абсурдная антиутопия, один из бесконечного количества возможных вариантов развития. Будущее, к которому мы стремимся, родилось из умения мечтать, правильно? Так может, если мы предскажем себе побольше неудачных сценариев, то и шансы избежать чего-то подобного станут выше?

Трейлер под «Интерстеллар» от Евгена

Напомню, что есть и анимационный ремейк

53. «Как приручить дракона», 2010

Алексей Егоров

Очень жалею, что DreamWorks все никак не спешит продолжать историю «Как приручить дракона». У мультфильма есть всего один полнометражный сиквел (рецензия), а это преступно мало. Три сезона сериала, конечно, тоже в наличии, но они все-таки немного не про то, да и выглядят куда беднее, чем их полнометражные родственники. А ведь третий фильм изначально планировали выпустить еще в 2016 году! Видимо, что-то у создателей не сложилось, поэтому придется ждать аж до 2019.

Из простой вроде бы концепции дружбы и противостояния непохожих друг на друга видов авторы умудряются создать совершенно прекрасную историю. История становления неуклюжего викинга по имени Иккинг и его дружбы с драконом по имени Беззубик подается очень здорово, да и поверить в эту дружбу получается очень легко — в основном благодаря художникам и аниматорам, благодаря которым дракон превратился в максимально кавайное существо.

Держу пари, что если бы авторы нарисовали классического такого дракона — с шипами, огромными крыльями и злыми маленькими глазками — той химии, что мы видели в мультфильме, ни за что бы не получилось.

Весь мультфильм мы наблюдаем за тем, как меняется не один персонаж, а вся деревня. Сначала один мальчишка научился общаться с драконами, потом еще парочка — и вот, в конце уже все викинги отбросили былые распри и стали чуть ли не лучшими друзьями. При этом картине не мешает даже тот факт, что противостояние викингов и драконов, вроде бы обязанное быть очень брутальным и кровавым, вообще ни разу не показывает ничего подобного. Нет, мультфильм обходится без дешевых трюков, но тем не менее сражения (коих тут хватает) все равно выглядят очень круто. Потому что они здорово нарисованы и поставлены.

Жаль, конечно, что «Как приручить дракона», который вывел было DreamWorks Animation на новый уровень, стал пожалуй последним действительно крутым мультфильмом студии (не считая, конечно же, отличного сиквела). Дальше последовал неплохой в общем-то (но ни разу не прорывной) «Мегамозг», очередной «Шрек», «Мадагаскар», ну, а из совсем уж недавнего — дичь в духе «Босса-молокососа» и «Капитана Подштанника». Очень надеюсь, что выпуск подобных «прекрасных» лент не означает, что студия сдулась, и триквел получится совершенно никаким. Очень уж это будет печально.

52. «Престиж», 2006

Егор Парфененков

За последние несколько лет слова «гений» и «Нолан» уже практически стали синонимами — и в этом нет ничего удивительного (вот, к примеру, наша статья «Гений ли Нолан?» с обзором всех десяти его картин). Однако еще на заре мировой славы Кристофер Нолан был не столько гением, сколько иллюзионистом, обманывающим зрителей трюками и сценарными уловками.

После своего дебюта во франшизе DC английский режиссер взялся за съемки «Престижа», истории о двух фокусниках, обративших профессиональное соперничество в мстительную вражду.

Несмотря на сомнительный синопсис, на протяжении всей картины Нолан не увлекается авантюрными тонкостями профессии, но обличает один из наиболее страстных человеческих пороков — одержимость, слепую и гнетущую. И хотя весь сюжет вертится вокруг персонажей Джекмана и Бэйла, отличительная особенность ленты кроется в манере повествования — в его подаче и соблюдении «фокусной» формулы.

«Престиж» наглядно показал то, как Нолан умело может играть с концепцией собственного фильма. Ленту нельзя назвать венцом всего творчества режиссера, однако она во многом сказалась на его последующих работах, а также на формировании собственного стиля. Кристоферу доподлинно удалось превратить происходящее на экране в иллюзию, а зрителей — в простых обывателей, жаждущих выведать главный секрет картины. Но в итоге все же ставших жертвами «престижа».

51. «Парк Юрского периода», 1993

Денис Варков

Этот фильм воплощает детскую мечту миллионов — он показывает, что было бы, если бы динозавры вдруг снова оказались живы. Удивительные создания, вымершие 65 миллионов лет назад, в «Парке Юрского периода» выглядят как живые, а ведь прошло уже почти 25 лет с момента выхода фильма — спецэффекты все еще отличные, такого впечатляющего совмещения аниматроники и компьютерной графики мало где можно встретить.

Стивен Спилберг снял фильм, который будет интересен всем поколениям: взрослые увидят здесь попытку человека поиграть в Бога и самому создать жизнь, а дети увидят приключения с динозаврами и своих ровесников, оказавшихся в эпицентре событий. История богатого профессора Джона Хэммонда, решившего построить у берегов Коста-Рики парк с динозаврами получилась очень трагичной.

Он хотел создать место, где любой желающий сможет прикоснуться к грандиозным чудесам прошлого, но недооценил природу этих существ и человеческую алчность, из-за чего его мечта обратилась крахом.

Сегодня «Парк Юрского периода» — это уже полноценная франшиза, в которой вышло четыре фильма, несколько комиксов и ряд компьютерных игр, а начиналось все с книги Майкла Крайтона, которую я рекомендую прочитать всем, кто посмотрел фильм и остался под впечатлением.

«Парк Юрского периода» не был первым фильмом про динозавров, но после него они стали популярнее, чем раньше. Именно «Парк» ввел моду на использование динозавров в кино, благодаря чему они появлялись в самых разных картинах: от трэш-ужасов до боевиков. Еще одним аргументом, почему вам необходимо посмотреть этот фильм, если вы по каким-то причинам его еще не видели — замечательный актерский состав: Сэм Нил, Джефф Голдблюм, Лора Дерн и другие. «Парк Юрского периода» — стал современной классикой научной фантастики, и даже спустя почти 25 лет он смотрится бодро и вызывает чувство ностальгии.

Первая часть топа: позиции 100-91 (там же озвучивается логика составления списка)

Вторая часть топа: позиции 90-81

Третья часть топа: позиции 80-71

Четвертая часть топа: позиции 70-61

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также