Две недели тому назад в кинотеатрах состоялась премьера столь ожидаемого всем миром «Тихого места 2» — продолжения нашумевшего блокбастера трехлетней давности про семью Эбботов, которая спасается от захвативших Землю инопланетных монстров с суперслухом. Постановкой обеих фантастических лент занимался Джон Красински, знакомый многим по комедийной роли Джима из американского телесериала «Офис», который также был отвественен за сценарную часть картины. Ключевыми создателями первой части являлись Брайан Вудс и Скотт Бек, отказавшиеся от дальнейшего участия в развитии франшизы. Потому написание сюжета для сиквела целиком и полностью легло на плечи Красински. Впервые за всю историю своей карьеры ему пришлось выступить в роли сольного автора истории, при этом не имея под рукой никаких первоисточников.
Соответствуя своей центральной идее, первый фильм избегал огромного количества диалогов. Более того, почти все его ключевые сцены, особенно в начале и середине, разворачивались в абсолютной тишине. Вторая глава этого рассказа принимает решение отступить от подобной структуры повестования и насытить ее новый вид куда более динамичным действием — от локальной семейной истории мы переходим к классическому приключенческому триллеру про рискованное выживание в условие сурового пост-апокалипсиса. В продолжении присутствует обширное пространство для интересных сюжетных маневров, чем Красински, разумеется, активно пользуется, зная, что его оригинанальная картина произвела невероятный фурор как на мировую аудиторию, так и непосредственно на студию Paramount, смело согласившуюся рассширить бюджет сиквела за счет назревающей смены перспектив.
В прологе, который запросто можно охарактеризовать одной из лучших откывающих сцен за последнее время и где описаны события того рокового дня, когда на Землю свалились инопланетные чудища, наконец в полной мере чувствуется продюсерская рука Майкла Бэя: гордо развивающийся по воздуху американский флаг, детский бейсбольный матч с целой толпой зрителей, зрелищные столкновения машин и оглушительных грохот — теперь это уже иронично громкое и по-настоящему зрелищное кино, в котором, к счастью сохранилась прежняя команда звуковиков, щепетильно работающих с аудиорядом. Поэтому эффективная методика выстраивания захватывающей атмосферу никуда не исчезла, а вместе с ней во вторую часть перекочевал прекрасный саундтрек от Марко Белтрами, который, по примеру Густаво Сантаолалье, продолжает использовать изящные диссонансы и создавать умиротворяющий, но вместе с тем тревожный настрой. Во многом именно данный фактор способствует желанию провести явную параллель с игровой дилогией «Одни из нас».
Впечатляющая роль Киллиана Мерфи, пришедшего на смену погибшему герою Джона Красински, среди здешнего актерского ансамбля запоминается большего всего. Впервые актер возвращается в постапокалипсис после «28 дней спустя» и «Пекла». В противоположность семейсту Эбботов, персонажу Мёрфи не знаком язык телодвижений, а смерть близких, казалось бы, навсегда изувечила его душу. Потеряв родных, с помощью немой Риган (Милли Симмондс) Эмметт снова учится любить. И выглядят их отношения невероятно трогательно, ведь Эммету в каком-то смысле приходится заменять девушке отца. Что касается неизменного фактора людской глупости, необходимо запомнить одну доступную суть раз и навсегда — абсурдное поведение героев и их не менее смехотворные поступки не равнозначны слабому уровню сценарной работы. Каждый образ в фильме представляет собой обыкновенного человека, которому свойственно принимать невереные решения в патовых ситуациях и решаться на нелогичные действия в целях спасти собственную жизнь. Правила местного лора и вправду периодически нарушаются ради создания напряженных моментов. К примеру, в первой части присутствовала сцена, где монстр нырял под воду, чтобы обнаружить свою будущую жертву, однако же во второй нам дают понять, что пришельцы не умеют плавать и потому моментально тонут, стоит им попасть в воду. Еще один удручающий прием — тональный монтаж, призванный провести ловкие параллели с героями, что находятся в разных локациях, но сталкиваются с одними и теми же преградами на пути. С этой фишкой у сиквела откровенное злоупотребление.
Самым спорным аспектом «Тихого места 2» является его концовка — как и в случае с оригинальным фильмом история попросту обрывается на полуслове, дабы обеспечить возможность для создания триквела. Финальные титры оставляют нас в несколько смутном положении, словно авторы поленились придумать четкую кульминационную точку, зная, что зрители в любом случае дождуться новой части.
Можно сколько угодно спорить о логической составляющей дилогии «Тихого места», однако отрицать удивительно талантливую режиссуру Джона Красински, умеющего без каких-либо на то проблем работать с композицией кадра. Режиссер явно верен своей структере ужаса и не отказывает себе в удовольствии оставить несколько достаточно ярких отсылок для тех, кто смотрел картину с пристальным вниманием. Суммируя все ранее сказанное, хочется лишь верить, что третий аттракцион серии не придется ждать так долго, как то было в случае со вторым. В конце концов, эта именно та категория фильмов, которая буквально создана для просмотра на большом экране.