Ностальгический обзор старой доброй «Битвы за Средиземье»
Помню я времена, когда, запуская игру и видя старенькую заставку Electronic Arts, я чувствовал, что впереди меня ожидают несколько крутейших часов за компьютером. И так уж получилось, что большая часть игр по мотивам Властелина Колец вышла из-под крыла EA Games, а ведь именно они сожрали львиную долю моего детства вместе с фильмами Питера Джексона, которые и подсадили меня на иглу эпической фэнтезийной саги о войне добра и зла на просторах сказочного Средиземья (книги я прочитал значительно позже).
Однажды, приехав в гости к своему кузену, я увидел, как он играет в «Битву за Средиземье», и тогда я влюбился в эту игру с первого же взгляда. Она перебила все мои восторги после «Братства Кольца», после «Возвращения Короля», которые я прошёл вдоль и поперёк. И пришло время выпрашивать батьку купить мне диск и с этой игрулей…
В общем вы поняли, что уже одно только упоминание The Battle for Middle-Earth снова уносит меня в глубины воспоминаний и ностальгии. В общем, расчехляйте лонгботтомский табак, открывайте бочки с мировуром и давайте вспомним какой была лучшая игра по «Властелину колец»!
Именно этой фразой вдохновлялись разработчики из Electronic Arts Los Angeles, впоследствии назвав свою игру The Battle for Middle-Earth. То была их первая стратегия в сеттинге, созданном Профессором Джоном Толкином. Первая для Electronic Arts, но не первая среди игр вообще…
За год до выхода «Битвы за Средиземье», в 2003-м Sierra выпускает RTS разработанную Liquid Entertainment под названием War of the Ring («Война кольца»). То была в целом игра отличная, хотя в ней и имелись некоторые проблемы с балансом, а потому печально, что особого успеха она не получила. Скорее всего тому виной была плохая рекламная компания, оставившая этот клон WarCraft’а (но клон, без сомнения, замечательный), без внимания широких масс игроков. Хотя лично я до сих пор вспоминаю эту игру с не меньшей любовью, чем ту же «Битву за Средиземье». Но это уже другая история…
Vivendi и подконтрольная ей Sierra владели правами только на книжный Властелин Колец, собственно именно поэтому «Война Кольца» опиралась именно на первоисточник в плане сюжета, героев и вообще всего. Электроники же получили лицензию на использование джексоновского ВК и соответственно в игры, вышедшие под их покровительством, перекочевали и образы героев из кино, и их голоса, и музыка, и короче New Line предоставила EA полный карт-бланш.
«Битва за Средиземье» охватывает события всей джексоновской трилогии, однако это стратегия в реальном времени, посвящённая крупным военным баталиям, что означает невозможность поместить в эту игру эпизоды из первой половины «Братства кольца». В ней они были бы попросту скучными. Поэтому игра стартует уже после того, как Бильбо закатил феерическое афтерпати в честь ДР, как Фродо получил кольцо и двинул с товарищами в Ривенделл, повстречал Арагорна, эльфов, а затем стал членом братства вместе с 8 другими персонажами знаменитой фэнтези-эпопеи.
Начинается сюжетная кампания уже с Мории – места, где герои столкнулись с ордами пещерных гоблинов. Но это только то, что касается кампании Света. И да, одним из весьма интригующих моментов в этой игре было то, что все события, которые ты видел в кино, ты мог переиграть, но уже за тёмную сторону. А кампания Тьмы начинается немного раньше и тут разработчики дали волю своей фантазии: в первой миссии мы командуем Саруманом, который решил навести марафет в Изенгарде; строим лесопилки, орочьи ямы, создаём армию урук-хай… и тут вы скажите, что ж тут фантастического, это нам и Джексон показывал.
А интересности начинаются, когда во время реновации Ортханка, на Изенгард нападают фангорнские энты, лесные эльфы и даже отряд роханских всадников заглянул на чаепитие. Насколько это реалистично, решает каждый, я же скажу, что хотя the Battle for Middle-Earth базируется на фильмах, игра всё же допускает некоторые вольности: например, Гэндальф не умирает в Мории; Сэм ищет Фродо в пещерах Шэлоб, спасая пленённых пауками гондорцев и затем вместе с ними штурмует Кирит-Унгол, а лориэнских эльфов можно будет спокойно нанимать на роханских стрельбищах.
Это всё условности, на которые не стоит обращать внимания, пусть они и отдаляют таким образом игру от фильмов, но тем самым они делают игровой процесс более интересным. Вот представьте, если бы в миссии за Сэма мы 20 минут блуждали по пещерам и только в самом конце помахались бы с Паучихой 1 на 1 и всё. И это при том, что у нас стратегия, а не РПГ или слэшер. Но есть в «Битве за Средиземье» также и другие расхождения с фильмом, и о них мне хотелось бы поговорить отдельно…
Просматривая в очередной раз «Братство кольца», вы никогда не задумывались, что было бы, если бы Боромир остался жив? Если бы Леголасу всё-таки удалось подстрелить того орка с факелом или если бы гондорцы не позволили мордорским оркам ворваться в Минас-Тирит? Основной мыслью разработчиков, когда они взялись за создание игры, была именно идея пересмотра некоторых событий, возможность переиграть их по-своему, или же вовсе, о чём я уже говорил, взглянуть на них от лица тёмной стороны и завоевать Средиземье.
И это действительно была потрясающая идея, какие бы абсурдные ситуации она не создавала и не рушила вторичный канон. Это было свежо и необычно и послужило лишним стимулом для того, чтобы взяться за прохождение «Битвы за Средиземье». Для меня мелкого это вообще был взрыв мозга. В детстве я с жадностью поглощал всё, что было связано с «Властелином колец», а тут ещё и такое. Ну просто сказка. Конечно, от такой сказки Толкин вертится в гробу со скоростью пульсара, но это уже другой разговор.
А Мордор это направо или налево?
Говоря уже непосредственно об игровой части мне снова хочется вспомнить War of the Ring и сравнить с ней The Battle for Middle-Earth. Дело в том, что в старенькой «Войне кольца» кампания делилась на миссии по следующему принципу. Каждый раз перед нами открывалась карта Средиземья, на которой отмечались новые миссии. Иногда эта цепочка разветвлялась, но смысл был один: мы проходили их все, последовательно одну за другой, лишь иногда выбирая в каком порядке выполнять пару-тройку эпизодов.
В «Битве за Средиземье» перед нами также разворачивалась карта мира, но гораздо более детальная, подробная, и масштабная. На ней была отдельно выделена каждая область, даже те, которые не засветились в фильмах, и да, на них мы тоже могли воевать. А «могли», потому что между основными миссиями в нашей власти было распоряжаться предоставленными на глобальной карте армиями как нам было угодно. Отыграли пару сюжетных эпизодов героями, молодцы, а теперь вот у вас есть армия, скажем, Рохана – идите и отвоёвывайте свои исконные земли у орков. И вовсе необязательно было очищать полностью все земли Средиземья от Тёмных или Светлых сил.
Всего этих армий было на каждую сторону по две, и они соответствовали одной из четырёх фракций: Рохан и Гондор у Света и ИзенгардМордор у Тьмы. Эльфов разработчики трогать почти не стали и просто засунули их стрелковые отряды к Рохану, а харадрим включили в состав Мордора, хотя уже и с большим разнообразием, но об этом позже. Так вот, глобальную часть «Битвы за Средиземье» ни в коем случае не стоит сравнивать с играми серии Total War. По сравнению с ними игру электроников даже очень упрощённой, «на минималках» не назовёшь. Тут всё работает совсем по-другому и без глубины шикарнейших симуляторов баталий от Creative Assembly.
В первой половине игры зона действий выбранных армий сильно ограничена: рохирим и орки Изенгарда могут воевать только на территории Рохана, а Мордор и Гондор – только на территории последнего. Но далее, чем ближе вы будете подходить к финалу, а финалом тут логично считается битва у Чёрных Врат у Света и Минас-Тирит – у Тьмы (разумеется, Рохан должен пасть ещё раньше), перемещать свои армии можно будет уже по всей территории Средиземья: хоть Лурца с уруками тащите в Лихолесье, хоть Фарамира с рейнджерами в Рохан или даже в Нурн (это в Мордоре, если что)…
За захват одних территорий мы получаем доступ к новым территориям и определённые плюшки, которые котируются только непосредственно в битвах: это очки командования, ресурсы и сила. О каждой из наград я расскажу по ходу моего повествования.
Большинство миссиий отыгрываются, как стратегии, однако есть и такие, в которых нам под управление даётся только группа героев без возможности отстраивать свою базу. Но таких эпизодов в игре крайне мало, буквально можно пересчитать по пальцам, да и те приходятся лишь на Светлую сторону: мне вспоминаются только Мория и Амон-Хен. Есть миссии, где отстройка базы возможна, но вовсе не обязательна, например, битва в лесу Фангорн, когда, управляя всего несколькими отрядами роханских всадников, нам нужно пробудить энтов и уничтожить лесопилки орков. Все же остальные локации предполагают отстройку собственного аванпоста, создание армии и грамотное ею руководство с целью изничтожения морготской мрази (или жалких людишек, если играете за Тьму).
Я не могу сказать, что «Битва за Средиземье» это уникальный в своём роде продукт, просто потому что я сам играл далеко не во все существующие RTS, но как минимум её механики отличаются от большинства других проектов начала нулевых. В частности, от той же War of the Ring. Отличительной особенностью The Battle for Middle-Earth является ограничение зоны строительства. Вернее даже так: сужение этой зоны до конкретных маркеров. Современным игрокам это может отдалённо напоминать строительство в последних играх серии Total War, в которых под определённые постройки нужно выделять целые городские районы.
Так вот. В начале миссии вам либо сразу дают форпост, либо ваш отряд появляется рядом с тем местом, где его можно возвести. Форпосты бывают нескольких типов и каждый отличается размерами, а соответственно и количеством стройплощадок. Ну и логично, что чем больше лагерь, тем дороже стоит его покупка. На карте таких точек для возведения базы, как правило, бывает много, но большинство из них — это самые мелкие контрольные точки, где можно построить всего 3 здания. Самых же крупных всегда меньше всего и порой они сразу же отводятся под главный лагерь в самом начале миссии.