Немного поругаем культовую классику за плохой образ Супермена.
В 1986 году в издательстве DC Сomics вышел комикс «Бэтмен: Возвращение Темного Рыцаря» авторства известного сценариста и художника Фрэнка Миллера. Он рассказывал о престарелом Бэтмене, который после долгой отставки вернулся в игру, чтобы навести порядок в охваченном анархией Готэме и в итоге вступил в противостояние с самим правительством США.
Комикс Миллера буквально перевернул представление о персонаже и вместе с вышедшими в тот же год «Хранителями» Алана Мура стал культовым произведением, влияние которого на Бэтмена продолжается до сих пор – в фильмах, играх и мультфильмах. Самые яркие примеры, которые приходят на ум – это третий фильм из трилогии Кристофера Нолана «Темный Рыцарь: Возвращение легенды», и фильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», который берет целые сюжетные моменты и кадры из комикса Миллера.
Однако если образ Бэтмена у Миллера вышел цельным и запоминающимся, хотя я лично считаю более удачным его же комикс «Бэтмен: Год Первый», то вот Супермена он показал откровенно плохо. Судя по недавнему миллеровскому комиксу «Супермен: Год Первый» (видимо, в представлении DC Фрэнк запатентовал за собой начальный период в карьере всех супергероев), он вообще не очень понимает этого персонажа. И это не было бы серьезной проблемой, если бы Красно-Синий Бойскаут не являлся бы культовым героем для миллионов людей и вторым по популярности супергероем DC после Бэтмена.
В «Бэтмене: Возвращении Темного Рыцаря», который я для краткости буду называть его англоязычной аббревиатурой TDRK (The Dark Knight Returns), Супермен – пешка в руках американского правительства в лице президента Рональда Рейгана. Он участвует в войнах, которые ведут США, карает диссидентов, вроде Оливера Квина – Зеленой Стрелы, и в целом делает все, что от него требуют власти. Например, сражается с Бэтменом, одетым во внушительную броню, в конце комикса. Короче, этакий Доктор Манхэттен из «Хранителей».
Правда, если Доктор Манхэттен – это все же новый персонаж, пусть и созданный Аланом Муром на основе Капитана Атома, то Супермен – это уже устоявшийся герой с многолетней историей и своим образом. И пешка в руках правительства – это определенно не тот образ, что подходит Большому Синему Бойскауту.
При этом Миллер как-то забыл объяснить, почему Кларк Кент вообще работает на правительство. Да, в комиксе говорится, что Супермен считает, что нужно работать внутри системы, а не вне ее. Но лишь в следующем произведении Фрэнка – «Темный Рыцарь наносит ответный удар», объясняется, что правительство банально захватило родных Кларка, поэтому его слова в TDRK звучат несколько лицемерно.
И здесь как раз становится ясно, что Миллер попросту не понимает Супермена. Да, Кларк, выросший в Канзасе, зачастую представлен в комиксах DC как этакий «стопроцентный американец», защищающий «Правду, Справедливость и Американский Образ Жизни», все с большой буквы. Однако здесь и кроется основная проблема – да, Супермен уважает правительство, дружит с полицией и в целом старается не нарушать закон. Однако в случае столкновения его моральных принципов с тем, что говорят власти, Кларк всегда выбирает принципы.
Классический и при этом каноничный пример – первая арка комикса 2003 года «Супермен/Бэтмен» под названием «Враги Общества», президентом США становится Лекс Лютор. Да, тот самый лысый суперзлодей и главный враг Супермена, да, американские избиратели – люди странные. Так вот, Лютор зовет Кларка на службу, но тот, представляете себе, отказывается. И когда злодей подставляет его, обвиняет в убийстве и назначает награду за его поимку, то Супермен почему-то не идет сдаваться правительству, а выступает против президента и вместе с Бэтменом побеждает его и спасает мир от летевшего к Земле метеорита.
Другой хороший пример – это фильм Зака Снайдера «Человек из Стали». Там Кларк работает вместе с правительством США и военными против вторгшихся на Землю соплеменников – криптонцев во главе с генералом Зодом. Но при этом Супермен четко дает понять, что действует он сам по себе, и правительство никогда не узнает, кто и он такой, и не будет контролировать его. Можно много критиковать Снайдера, но суть персонажа он понял и раскрыл в полной мере.
Третий пример – это эра New 52 из комиксов DC, где молодой Супермен, еще даже не одевший свой знаменитый красно-синий костюм, несколько раз противостоит правительству и даже полиции. За примерами отсылаю ко второму тому Action Comics, а конкретно к выпускам №42-№43, где Кларк, потерявший часть сил, в стильной футболке вместо костюма вместе с протестующими из своего района выступает против полицейских, которые захотели разогнать мирное собрание.
При этом Человек из Стали пытается решить дело миром, но, когда это не выходит, выдает тумаков главному копу. Особенно эпичный момент – это когда Кларк напоминает полицейским и жителям, как и от кого именно он их спас – от Брейниака, от пьяного водителя, кого в госпиталь отнес, а где спас целый участок. Вот это Супермен, а не то, что показывает в TDKR Миллер.
Кроме того, не будем забывать, что Супермен – вообще-то пришелец с другой планеты, выходец из другой культуры, и поэтому его мироощущение отличается от земного. Поэтому он часто чувствует себя одиноким среди людей, которые не могут его понять. Не зря его называют «Последним сыном Криптона». За примерами опять же отсылаю к New 52, где Кларк проникается симпатией и начинает встречаться с Чудо-Женщиной именно потому, что она обладает схожими способностями и тоже происходит не из мира людей, поэтому способна понять и разделить его одиночество. С учетом этого подчинение Супермена американскому правительству – правительству людей, тоже не в характере персонажа.
Да, можно возразить, что TDRK происходит в параллельной вселенной и вообще неканон, но проблема в том, что благодаря его культовому статусу очень многие люди до сих пор воспринимают Супермена и Бэтмена так, как они были представлены там. А фильмы и мульты, отсылающие к комиксу Миллера, укрепляют это мнение.
Но при всем его таланте у Фрэнка крайне своеобразное представление о персонажах DC, примером чего являются другие его комиксы в этой вселенной – уже упомянутый «Темный рыцарь наносит ответный удар» и «Все звезды. Бэтмен и Робин, Чудо-Мальчик», которые читать очень сложно из-за постоянного желания пробить себе лоб фейспалмом. А о «Супермен: Год Первый» я вообще говорить не хочу, но обязательно напишу позже.
Супермен – это сложный и многослойный персонаж, который может в этом поспорить с самим Бэтменом. Он не просто Большой Синий Бойскаут, поклоняющийся американскому флагу, а человек с принципами, которые в нем воспитали не только приемные, но и настоящие родители. И при всем его уважении к властям, если то, что они говорят и делают – неправильно, то Кларк даст им об этом понять, а если будет нужно, то и открыто выступит против них. И комикс Фрэнка Миллера, даже с учетом его культового статуса, не отдает должного уважению этому герою.