Самое интересное в матчах Лиги Overwatch — за кулисами.
Знакомство с Бёрбанком
Когда Blizzard перевезла нашу делегацию в Бёрбанк, журналисты заметно оживились.
Ирвайн, в котором находится штаб компании, во всех отношениях плоский и скучный — никаких тебе живописных холмов, вокруг одни только двухэтажные офисы фирм, занимающихся компьютерной графикой.
Ирвайн — чудесное место, чтобы умереть от старости. Ну или заниматься компьютерной графикой.
Бёрбанк — совсем другое дело. От него рукой подать до Голливуда. По пути мы даже проехали мимо Warner Bros., узнав студию по фирменной башне.
Радости немного поубавилось, когда новый отель, куда мы должны были переместиться на одну ночь, встретил нас закрытой входной дверью. Пока толпа журналистов в недоумении искала что-то вроде дверного звонка, в холл выбежала сотрудница Marriot. Она не без труда руками растащила двери, которые по идее должны быть автоматическими, и пригласила нас внутрь.
Времени прохлаждаться не было, поэтому я оставил часть вещей в номере и вновь спустился в холл. Там я заметил, что вход со стороны парковки работал нормально. Для Калифорнии это обычная ситуация. Почти все дорогие отели заботятся исключительно о клиентах с автомобилями. Никому даже в голову не может прийти, что в Mariott поселится человек без собственного транспорта или хотя бы такси. Поэтому и спешки в ремонте главного входа нет.
Вскоре за нами вновь приехал автобус. До Blizzard-арены от отеля было всего 20 минут.
Вход в Blizzard-арену
Будь я случайным прохожим, я мог бы и не узнать, что внутри находится киберспортивный центр. Официально это здание называется The Burbank Studios, о чём говорит огромный плакат на стене.
К нашему приезду на входе уже стояло несколько десятков болельщиков. Чтобы попасть на арену в будний день, они заплатили по 20 долларов (около 1230 рублей). В выходные билет стоит на 10 долларов дороже (около 1845 рублей).
Отстояв небольшую очередь в будку для прессы, мы узнали, что нам повезло больше, чем видеоблогерам. Пресс-румы и проход в некоторые закрытые зоны полагались только аккредитованным журналистам. Собственно, в этот момент от российской делегации отделился Денис Бейсовский — до вечера того же дня я его больше не видел.
Когда мы вошли в холл, я наконец-то в полной мере ощутил, что здесь обитает именно Blizzard.
Гостей на входе в арену встречает небольшой сувенирный магазин. Побродив по нему немного, я понял, что моя банковская карта в безопасности. Почти все товары здесь посвящены именно Лиге Overwatch и её командам, а не самой игре, что немного погасило мои фанатские чувства.
Но вот о других гостях арены я того же сказать не могу. Они сметали всё, что плохо лежало и выстраивались у кассы в три очереди.
К моменту нашего приезда на арене уже шла первая игра. Но нас отвели не в сам зал, а в небольшие пресс-румы, где было всё необходимое — холодная газировка, быстрый Wi-Fi с паролем «PlayNicePlayFair» (один из основополагающих принципов Blizzard) и большие телевизоры, чтобы следить за ходом матчей.
Журналистам объяснили, что на арену они могут выходить когда угодно, но занимать можно только свободные места — до тех пор, пока таковых не останется. А ближе к вечеру именно это и должно было случиться: даже в будние дни тут обычно sold-out.
Пока журналисты обустраивались в пресс-руме, я вышел на саму арену.
Размеры зала меня не впечатлили. Его вместимость близка к какому-нибудь IMAX в центре Москвы. С той же ареной, где свои презентации на E3 проводит Microsoft, не сравнить.
С другой стороны, Blizzard явно работала на качество. Первое, что удивляет, — шикарный звук и сцена, которая представляет собой огромный непрерывный изогнутый дисплей. На нём в реальном времени показывается статус каждого из игроков, а также их напряжённые лица.
ShaDowBurn — москвич из Лиги
Не успев заснять, как в зал выходит сеульская команда Dynasty, я получил напоминание об интервью. Через 10 минут мне предстояло поговорить с ShaDowBurn — одним из двух российских игроков в Лиге.
Я заранее опасался, что наш разговор получится как в известном интернет-ролике про «тактику», которой спортсмен «придерживался». И москвич со звучным именем Георгий Гуща отчасти подтвердил мои страхи. Он встретил меня с каменным лицом и почти на все вопросы отвечал кратко — чтобы мне было не за что зацепиться.
Для 21-летнего ShaDowBurn игры в Лиге Overwatch — основная деятельность. Свою карьеру в киберспорте он начал с Team Fortress 2, где заработал известность и связи. Поскольку Valve не занималась поддержкой TF2 в качестве профессиональной дисциплины, Георгий «пересел» на Overwatch, где ему быстро стали предлагать серьёзные контракты.
Ради игр в Лиге Overwatch Гуща бросил учёбу и в Москве. Он должен был закончить МГЛУ по специальности «Защита информации», а в итоге стал нападающим в команде Philadelphia Fusion.
В отличие от многих фанатов шутера Blizzard, Гуща открыто говорит о схожести Overwatch c Team Fortress 2. Именно поэтому ему было нетрудно перейти с одной дисциплины на другую — даже персонажей он выбирает похожих на тех, что лучше всего освоил в игре Valve. Единственный элемент, который ему нужно было освоить — MOBA-составляющая Overwatch.
Сейчас Гуща постоянно живёт в Бёрбанке — в одном здании с остальными игроками клуба. Рассказывая о своём кампусе, он впервые усмехнулся.
Почти у каждого из нас есть своя комната. Только корейцы живут вместе. Им так спокойнее.
Когда я спросил Георгия, похоже ли это всё на летний лагерь, он признался, что никогда в нём не был, так что ему не с чем сравнивать. Распорядок дня у клуба достаточно свободный — встать можно поздно, а на личные дела всегда есть время. Единственное условие — нужно не опаздывать на совместные занятия, где участники команды разбирают карты и тренируются.
Проживание и регулярное здоровое питание — за счёт клуба. Поэтому многие игроки работают, что называется, «в стол» — откладывают почти весь заработок.
Я задаю Гуще любимый вопрос Дудя, и он тут же отвечает, что о зарплате ему говорить запрещено. Сумма в контракте зависит от того, насколько медийный и эффективный сам игрок.
Когда я спросил ShaDowBurn о том, как он относится к недавней истории с запретом на использование лягушонка Пепе в Лиге, он впервые стушевался. У меня создалось впечатление, что он очень не хотел сказать лишнего. Именно поэтому Гуща выдал самый стерильный ответ из всех возможных: «Я к этому никак не отношусь, ни хорошо, ни плохо».
В остальном, история ShaDowBurn похожа на судьбы многих спортсменов, играющих в западных клубах. В США он общается в основном с участниками своей команды, откладывает деньги и в будущем планирует вернуться на родину, чтобы, возможно, попробовать поступить в университет на другую специальность. Тяжелее всего ему даётся разлука с близкими: летать в Москву получается редко.
На выходе я спросил, когда Георгий в следующий раз будет играть, но чёткого ответа не получил. В последнее время он по непонятным причинам сидит на скамейке запасных, чем особенно недовольны его российские фанаты.
«У нас была тактика»
После «прохладного» интервью я вернулся в пресс-рум, где журналисты смотрели матчи и обсуждали — внезапно — еду: поставщик, у которого Blizzard заказала обеды, умудрился сделать курицу по вкусу похожей на пепел.
Результаты игр этого дня нас искренне удивляли. Нет, журналисты не болели за какие-то отдельные клубы — просто азиатские команды почему-то безоговорочно «сливали» матчи местным. Сначала Shanghai Dragons проиграла Dallas Fuel со счётом 1:3, а потом Los Angeles Vailant разгромила Seoul Dynasty со счётом 4:0.
После каждой игры журналистов звали на пресс-конференции с командами. Они проходили в небольшой комнате на нижнем этаже. Именно здесь мне окончательно стало ясно, что Лиге Overwatch предстоит ещё долгий путь к созданию полноценного спортивного духа.
На пресс-конференциях было очень мало вопросов по существу, да и сами вопросы очень быстро заканчивались, поэтому сотрудница Blizzard была вынуждена забивать оставшееся до конца встречи время зачитыванием комментариев из Twitch.
Пользователи сети тоже почти не касались самой игры. «Что вам больше всего понравилось в Лос-Анджелесе?», — спрашивает кто-то из сети. «In-N-Out», — цедит в микрофон приезжий игрок, вызывая смех в зале (речь о популярной сети бургерошных).
Самой драматичной, неловкой и ожидаемо людной была пресс-конференция с Shanghai Dragons — потому что в матче участвовала Geguri, первая девушка в высшей Лиге Overwatch.
Перед входом зал сотрудник Blizzard попросил журналистов не задавать вопросов, касающихся пола Geguri, отметив, что девушка очень недовольна своим выступлением в провальном матче и может сорваться. Когда игроки расселись, первым же задал вопрос корреспондент «Игромании»: «Расскажите, как вы себя ощущаете в качестве первой девушки в Лиге Overwatch!» В этот момент, я заметил, как пиарщики Blizzard синхронно посинели. Geguri справилась с волнением и спокойно ответила, что у неё по этому поводу нет особых чувств.
Когда журналисты вышли из зала, мы стали подшучивать над Сашей из «Игромании». Он признался, что отвлёкся и не услышал просьбу. Впрочем, после шуток над Сашей мы на пару минут ударились в философские рассуждения. А стоило ли Blizzard вообще выделять Geguri таким образом? И стоит ли ей играть на таком высоком уровне, если ей тяжело справиться с нервами и поражением?
Так или иначе, все эти пресс-конференции выглядели весьма искусственно и казались чем-то ненужным в мире соцсетей, Twitch и других способов коммуникации.
Я понимаю, что Blizzard хочет строить Лигу Overwatch по стандартам классического спорта, но не все его традиции стоит переносить в киберспорт. Пресс-конференции — это как раз тот случай. К концу дня журналистов на них становилось всё меньше и меньше.
Закулисье
Самым интересным событием дня для меня стал тур по закулисью арены Blizzard — именно во время короткой прогулки по техническим помещениям мне стало понятно, что из себя на самом деле представляет это здание.
Уже по размерам «арены» очевидно, что для разработчиков этот комплекс — отнюдь не аналог стадиона. Вместимость зала мала, на матчах уже постоянные аншлаги, но зрители на них нужны по большей части для красоты — чтобы во время трансляции всё действо на экране смотрелось максимально эффектно.
Так что Blizzard-арена — на самом деле никакая не арена, а гигагантская телестудия мирового уровня.
Компания занимает далеко не всё здание The Burbank Studios, но арендует большую его часть — порядка 7 тысяч квадратных метров, и доступная публике зона занимает лишь небольшую часть из них.
Тут и множество технических помещений, и место, где игроки отдыхают и тренируются, и вторая телестудия для интервью, утренних шоу и прочих мелких задач Blizzard.
Хоть компания работает в основном с онлайн-сервисами, у неё есть все возможности для того, чтобы запустить свой собственный телеканал.
Во время экскурсии сотрудник Blizzard рассказал, что в соседних помещениях до сих пор снимается сериал «Дни нашей жизни» — тот самый, над которым шутили в «Друзьях».
Если вы когда-нибудь были на киностудии, то можете себе примерно представить, как выглядит «подсобка» арены — длинные белые коридоры с высокими потолками, разбросанные повсюду куски декораций.
Всё индивидуальное оборудование игроков, включая их мыши, клавиатуры и жёсткие диски, хранится в запечатанных стальных ящиках на колёсиках. Киберспортсмены имеют к ним доступ только во время матчей, а тренируются на точных копиях, установленных в их комнатах.
Во время турниров сами игроки живут в чём-то вроде общежития, которое нам по понятным причинам запретили снимать: в разгаре чемпионата в этих комнатах обсуждается и тактика. По словам представителя Blizzard, каждая команда добавила своему помещению индивидуальности, хотя поначалу их заселили «в серые коробки с окнами и дверями».
Пока мы гуляли по различным техническим комнатам, у меня сложилось впечатление, что в них трудится больше людей, чем на «лицевой» части арены. Монтажёры, режиссёры трансляций, системные администраторы.
Если говорить о прямых эфирах, то тут у Blizzard едва ли не лучшая команда на планете. Да и сама игра помогает. В код Overwatch встроены все необходимые возможности для повторов, переключения камер и замедления. Если режиссёр трансляции захочет что-то показать, у него это обязательно получится.
Обычно в монтажных во время матчей все громко кричат, и только звукорежиссёр сидит в тишине. Ему кричать не нужно — он всё делает один.
Работу гигантского LED-дисплея с разрешением около 13 тысяч точек по горизонтали обеспечивает суперкомпьютер, собранный силами самой Blizzard.
Всю показанную на нём информацию обеспечивает сама игра — в Overwatch встроены необходимые для функционирования арены виды визуализации — от табло состояния персонажей до индикатора расположения тележки.
Проходя по бэкстейджу, я в очередной раз заметил, насколько в Blizzard приветствуется открытость и толерантность. Например, в одной из комнат моё внимание привлёк мужчина, который работал в характерной кожаной куртке и с ирокезом.
Тут нет никакой формы и нет никаких стандартов красоты — люди самовыражаются так, как они этого хотят (если речь, конечно, не о Пепе).
В ожидании чуда
Когда я вернулся обратно в зал, на сцену вышел Джефф Каплан, а на гигантских дисплеях появился логотип Blackwatch. Зал ожидаемо взревел. Я бы и сам подумал, что Blizzard представила новую игру, если бы двумя днями ранее не прошёл «Возмездие» в штабе компании.
Но даже когда стало понятно, что речь идёт лишь о кооперативной миссии, ещё одной карте и новых скинах, среди гостей арены никакого разочарования не появилось. Люди явно любят эту игру и её персонажей. А уж люди, которые в будний день сидят и смотрят матчи на арене в Бёрбанке — тем более.
Пока я наблюдал за этим ликованием, мне было немного жаль, что сотни зрителей в зале и уж тем более сотни тысяч зрителей на Twitch, даже не представляют, какая грандиозная махина их обслуживает.
Тут примерно такая же ситуация как с нашим отелем в Бёрбанке: куда важнее не главный вход, а запасной, не фасад, а закулисье, где сотни людей превращают каждую трансляцию в эффектное шоу.
Источник: DTF