Там, где всегда мороз: краткий путеводитель по Кислеву

В честь месяца Древней Руси рассказываем о колоритной фракции Warhammer Fantasy Battles, основанной на народах Восточной Европы.

Сеттинг Warhammer FB основан на реальной истории: великая империя Сигмара — это Германская империя 14—15 веков, Люстрия — Новый Свет или Америка с племенами древних цивилизаций, Эльфы — Британия, Бретония — англо-французское рыцарство, стражи гробниц — Египет и так далее.

Естественно, такой огромный мир не мог обойтись без своего аналога славян — северного равнинного народа с необычными традициями и суровыми нравами. Им стал Кислев — государство между землями людей и пустошами Хаоса, основанное на русской, украинской, восточно-азиатской и польской культурах.

Долгое время Кислеву уделяли очень мало внимания: юниты этой страны выступали наёмниками или довеском к основным фракциям и никогда не обладали собственной армией. И оригинальный настольный варгейм, и тем более видеоигры зачастую если не игнорировали, то крайне неохотно вспоминали про фракцию северо-восточных воителей.

Однако с перезапуском настольной Fantasy Battles и анонсом Total War Warhammer 3 кислевитов решили не только вспомнить, но и наконец дать им роль полноценной армии со своими правилами. В честь этого, а также в честь месяца Древней Руси, давайте вспомним, что такое Кислев, чем знамениты его сыны и какие у них отношения с медведями.

Общая информация

Государство Кислев расположено на северо-востоке от великой империи Сигмара. На западе от него лежит море Когтей, на севере за рекой Линск — страна Троллей, а на востоке — Краесветные горы. Империю людей и Кислев разделяет граница в виде реки Урской, названной в честь бога-медведя Урсуна.

Кислев — это заснеженные степи, леса и горы, где люди живут во множестве хуторов и сёл. Строительный камень здесь в дефиците, поэтому полноценных городов с защитными стенами в Кислеве достаточно мало. Главные столичные поселения — Прааг, Эренград и одноимённая столица Кислев.

Населяют Кислев два народа: господари и унголы.

Господари обитают на юге страны и составляют более цивилизованную часть Кислева. Живут в городах, имеют регулярную армию, умеют обращаться с огнестрельным оружием и артиллерией. Иерархия господар напоминает княжескую Русь: у них есть дружинники, бояре и, конечно, цари и царицы.

Унголы — кочевые племена, обитающие в степях и холмистых лесах Кислева. Своей умелой кавалерией они оказывают всецелую поддержку господарам.

Племена унголов населяли Кислев ещё когда империя Сигмара только формировалась, но в какой-то момент на земли кочевников начали массово переселяться богатые и хорошо подготовленные господари. В ходе долгих и кровопролитных войн они выгнали унголов с их земель и стали главной правящей силой на северо-востоке Старого Света. Их власть не смела оспаривать даже империя Сигмара: в те годы она больше была занята внутренними распрями.

По итогу сотен лет конфликтов и территориальных распрей господари стали главенствующей силой в Кислеве. Города Кислев и Эренград полностью состояли из господарской знати и говорили на их языке, а вот Прааг оставался идейно унгольским: его разрушили в ходе войн, а восстановили на деньги кочевой знати. Впрочем, после конфликтов унголы и господари всё же заключили перемирие и стали основой единой нации.

Кислевиты — суровый, мрачный народ. Пускай они отличаются от людей из империи не так сильно, как эльфы или дворфы, они всё же смотрят на жизнь совершенно по-другому. Западных соседей они считают избалованными детьми, слабыми и эксцентричными. Кислевиты любят шутить, что имперским мужам стоит пожить год-два «на ветру» — то есть на севере, где стоит ледяная стужа. К слову, обычно сильные морозные ветра означают приближение нового нашествия Хаоса с севера и востока.

Кислев — главный и последний рубеж для сил Хаоса перед вторжением в империю Сигмара. Не проходит и года, чтобы северные воины вновь не защитили весь Старый свет от очередных рейдов варваров или демонов. В империи прекрасно понимают, что без Кислева следующей целью орд Хаоса станут они, поэтому держат крепкий союз с восточными соседями, поставляя им тренированную пехоту, огнестрел и столичную артиллерию.

На текущий момент лора, который затрагивают события настольной игры и Total War Warhammer 3, Кислевом правит царица Катерина Боха — ледяная королева и дочь царя Бориса Бохи, который по новому лору уже погиб. Катерина — талантливый маг льда, хладнокровный полководец и практически богиня для всех кислевитов. Железной рукой она правит господарями и унголами, а также лично возглавляет армию в особо крупных сражениях.

Города Кислева

В Кислеве лишь три больших и полноценных города — Прааг, Эренград и одноимённая столица.

Прааг — северный бастион унголов, построенный ещё до нашествия господарей. Пережил несколько набегов северных варваров и был полностью уничтожен в ходе великой войны с Хаосом, после чего его отстроила унгольская знать.

Прааг интересен тем, что после разорения хаоситами от него осталось лишь пепелище с проклятыми, искажёнными скверной руинами: из-под земли слышались крики, из домов росли щупальца, а оставшиеся стены покрылись лицами и глазами. Некоторые морды, торчащие из зданий, и вовсе могли укусить зазевавшегося путника. С годами скверна так никуда и не исчезла, поэтому город регулярно перестраивают, чтобы избавиться от влияния Хаоса над ним.

Будучи центром сбора унголов, Прааг не раз пытался вырваться из-под царской власти, но все восстания останавливали бойкотом товаров, вводом войск и другими не менее жестокими способами. Сейчас городом управляет наместник господарей, подчиняющийся воле царицы.

Эренград — единственный крупный порт Кислева и второй по размеру порт во всём Старом Свете после Мариенбурга. Изначально он был укреплённой столицей унголов под названием Норвард, но после его захватили господари и превратили в центр всей торговли Кислева. Застройка города очень плотная, но дома невысокие — всего два-три этажа.

В Эренграде торгуют китовым жиром, моржовым клыком, деревом, жемчугом, янтарём и рыбой. Иногда для торговли сюда прибывают даже высшие эльфы. У самого Кислева флота нет, однако торговым кораблям Эренграда всегда обеспечивают лучшую охрану из стрелков и бойцов.

Кислев — столица государства. Так как он расположен неподалёку от границы с империей, тут сильно влияние её культуры, науки и литературы. Непоколебимый город с огромными защитными стенами не раз был в осаде сил Хаоса, но так ни разу и не сдался их войскам.

В Кислеве множество храмов и мавзолеев, а в самом центре стоит дворец Бохи — резиденция царей и цариц. Здания украшены золотыми куполами, а в самом городе регулярно проводятся военные парады, прославляющие многократные победы над Хаосом.

Армия Кислева

До недавнего времени у Кислева не было официальной книги правил и юнитов: страна северян, как мы помним, стояла на втором плане, и её воины выступали как наёмники и дополнительные отряды для полноценных фракций. Лишь сейчас у кислевитов формируется настоящий состав.

Наполнение наёмных отрядов меняется от редакции к редакции. Плюс многих солдат Кислеву придумали фанаты, и вполне возможно, что любительские наработки уйдут в канон новой редакции.

Несмотря на всё это, более-менее официальные, канонические и постоянные юниты у Кислева есть. Основа пехоты — коссары,или косари: солдаты с топорами и луками, эффективные и в ближнем, и дальнем бою. Для кислевитов вступить в полк косарей — это способ уйти от прошлого. Служба на этой должности снимает вину за былые преступления, а берут в ряды косарей любого, кто проходит проверку силы и выносливости.

Так как зачастую в косари берут бандитов, порой они совершают преступления против мирных жителей. По этой причине главы полков не ведут учёт казнённых за провинности — иначе списки были бы ужасающе большими. Однако на другой чаше весов — невероятная эффективность в бою. Некоторые из тех, кто устаёт от бесконечных сражений на территории Кислева, уходят в империю Сигмара работать наёмниками.

Возглавляют косарей бояре — полководцы, представляющие волю царя или царицы. Это наследственные дворяне, каждому из которых принадлежит какая-то часть страны с прилегающими хуторами и деревнями. Взамен на привилегии бояре верно служат царю или царице и по первому зову собирают со своих земель рекрутов на войну.

Стоит отметить, что, в отличие от других наций, кислевиты охотно откликаются на зов воеводы, даже если конкретно их деревне или городу опасность не угрожает. Это объясняется своеобразным патриотизмом северян: им противна сама мысль о том, что кто-то чужой пришёл покорять их родную землю.

Бояре — полководцы преимущественно господар. У унголов лидеры — гетманы. Этот титул также передаётся от отца к сыну и обязывает носящего защищать свои земли от набегов варваров, тварей хаоса и зеленокожих.

Основная сила Кислева — разнообразная кавалерия. Пожалуй, самые известные её представители — это крылатые гусары, или крылатые уланы, элитная конница с крыльями на доспехах. Лучшим считается легион Грифона — подразделение, состоящее из самых умелых и богатых рыцарей Кислева. Их крылья украшены не орлиными, а грифоньими перьями.

Ещё в армии северян немалую роль играют конные лучники и кочевники унголов, а также знаменитая медвежья кавалерия — ещё один символ войск Кислева. Изначально, по правилам, на медведе ездил лишь царь Борис, но позже на этих зверей пересели и остальные.

В армии Кислева важную роль играют и ледяные ведьмы — колдуньи, что становятся заклинательницами холода путём сложных и порой смертельных испытаний. По завершении ритуалов их кожа становится холодной и бледной, а глаза — голубыми. Также ведьмы принимают обет целомудрия. Они не просто элитные маги в рядах армии Кислева, но и члены древнего ордена, правящего господарами.

Один из забавных референсов на реальные войска — кремлёвская гвардия, или кремлёвская стража, элитная пехота и защитники государя. Подразделение создали по приказу безумного царя Игоря Грозного: из-за сумасшедшей паранойи он требовал постоянной охраны, которой и стала кремлёвская стража.

Сам Игорь и его кровавый режим правления стали историей, а вот личная гвардия осталась: три сотни лучших воинов Кислева по сей день сторожат главный дворец столицы. В войнах кремлёвская гвардия защищает военачальников разных кислевитских армий. Основное оружие — бердыш, или двуручный топор.

Ещё одно довольно смешное заимствование из реальной истории — это чекисты. Во вселенной Fantasy Battles чекисты — тайная полиция на службе у царицы. Само её существование, впрочем, не такой уж и секрет, да и некоторые её члены работают вполне открыто. Однако часть чекистов служит шпионами, которые тайно ищут хаоситов и оппозиционеров Катерины.

Приказом самой Катерины чекисты наделены неограниченной властью и полной свободой от законов, что зачастую приводит к ложным обвинениям и превышению полномочий в личных целях. Однако так же часто чекистов, не выполняющих прямые обязанности и терроризирующих собственных граждан, по итогу ловят коллеги по цеху. Так что профессионализм, как и верность царице, — одна из главных черт, нужных для службы чекистом.

Так как Кислев отчасти вдохновлён царской Русью, его армия не могла обойтись без стрельцов — воинов с огнестрельным оружием. Изначально это был полк коссаров под командованием боярина Бойдинова из Эренграда, одержимого военной наукой империи Сигмара. Во время совместного с имперскими войсками боя дворянин увидел пороховое оружие в действии и решил снабдить им кислевитов. В итоге коссары превратились в стрельцов, вооружённых ружьями и бердышами на манер имперских алебард.

Стрельцы в Кислеве — практически полумифические солдаты. Юнцы со всей страны мечтают приехать в Эренград, освоить почти волшебное для них пороховое оружие и получить заветный значок с перекрещёнными бердышом и мушкетом — символ принадлежности к полку этого вида войск.

Стрельцы верны Кислеву и не продают свои услуги в качестве наёмников другим государствам. Более того, у них есть суеверные предрассудки: например, стрельцы дают своему ружью имя после первого убийства или выстрела во врага. Говорят, что в этот момент оружие само шепчет его владельцу. К тому же, стрелец не может взять в руки ружьё товарища, разве что в совсем уж критической ситуации.

Стрельцы — это братство: они редко несут службу или отдыхают в одиночестве. Вместе они сражаются, играют в карты, пьют и гуляют. В мирное время они постоянно тренируются и ухаживают за оружием, которое весьма быстро изнашивается — технологии изготовления огнестрела в Кислеве сильно уступают имперским.

В рядах Кислева служат казаки — аналог реальных одноимённых воинов, но с алебардами и огнестрелом. Более близки к классическому образу казака в медиа дрояшки — самые элитные мечники Кислева. Они не носят брони и полагаются только на мастерство владения одной или двумя саблями.

Армия Кислева не могла обойтись без медведей: это и ездовые животные, и обычные боевые звери. В войсках кислевитов всегда есть заводчики и тренеры медведей. Это животное — священный символ народа, поднимающий боевой дух армии. Особо удачливые медведи даже становятся знаменитостями среди кислевитов. К слову, убийство зверя во время спячки считается в Кислеве государственной изменой.

В новой редакции к классическому составу армии Кислева добавится ледяная стража — самый элитный круг защитников царицы. Они сражаются оружием из магического льда и сами способны применять простейшие ледяные заклинания.

Напоследок стоит упомянуть квасников — вспомогательные отряды пехоты, которые бросают во врагов бутылки с квасом. В Fantasy Battles квас — национальный алкогольный напиток Кислева, который даже используется в целебных целях. Пускай у людей империи подобный факт вызывает смех, у кваса, возможно, всё же есть особые свойства: войска с напитком сражаются лучше, чем без него. К тому же, он достаточно горючий, чтобы с помощью воткнутой в бутылку тряпки его можно было использовать как зажигательный снаряд.

Традиции Кислева

Кислевитам не интересны боги имперцев. В их религии главенствуют три северо-восточных божества: Даж, Тор и Урсун.

Даж — бог солнца и плодородия. Изображается кислевитами как красивый юноша с прямыми светлыми волосами, охваченными огнём. Его символ — золото.

Тор — бог воинов и грома. Благоволит храбрым бойцам и героям битв. Популярен потому, что практически каждый кислевитский мужчина в той или иной мере — воин, ведь живут они в весьма суровой среде, где постоянно бушуют сражения.

Но, пожалуй, главная религия в Кислеве — культ Урсуна, бога-медведя. Его утвердили господари. В каждом городе Кислева есть как минимум один священник Урсуна: обычно это самый большой и сильный человек на селе. Он также отвечает за ведение охоты и наказание нарушителей законов культа. Величайшим позором для последователя культа считается смерть вне боя или охоты.

Чтобы стать священником, нужно пройти ритуал: вооружиться луком и ножом, пойти в лес и приручить медведя. У некоторых учеников на это уходят годы. Прошедшие ритуал обычно дичают: начинают носить одеяние из шкур и костей и чувствовать себя неуютно в цивилизованных городах.

В Кислеве используются аж три метода летоисчисления: Имперский, господарский и унгольский. Интереснее всего последний: в нём время отсчитывают четырёхгодичные циклы, а сам отсчёт начинается за 500 лет до коронации первого императора людей Сигмара, когда великий бог-медведь Урсун начал выходить из спячки. Однако теперь этим календарём пользуются разве что племена унголов: в большей части страны предпочитают имперский и господарский варианты.

Кислевиты хоронят своих родственников ещё до смерти: мальчиков — после вступления в армию, а девочек — после свадьбы. Их отпевают и провожают на тот свет полноценно, как если бы они умерли ещё вчера. Это обусловлено тем, что кислевиты всегда живут в опасности из-за суровой среды их родины: постоянные набеги зеленокожих и варваров, злобные зверолюды, неурожай, страшные холода. Если человека не успели отпеть до смерти, то с его трупом пьют всю ночь, а затем хоронят.

У кислевитов очень много совсем уж странных обычаев. Например, мутацию хаоса лечат питьём целого кубка медвежьей урины, а в первый день урожаев атаман села должен ходить голым по станице. Также известны ритуалы хождения задом наперёд и с луковицей на голове.

На свадьбе кислевитов женихом считается тот, кто к концу гуляний остаётся на ногах. Поэтому будущему супругу невесты наливают разбавленное вино, тогда как остальные гости пьют крепкий квас. Однако бывали случаи, когда завистники подливали жениху алкоголь и хитростью забирали невесту. Обычно хитреца в итоге наказывали всей гулянкой, но бывали и исключения, когда жена согласно традиции отходила другому человеку.

Кислев в видеоиграх

Warhammer Fantasy Battles до недавнего времени и так был не самым популярным сеттингом в видеоиграх, а Кислев был ещё и не самой популярной фракцией из-за второстепенности в правилах настольного варгейма. Поэтому страна практически незнакома геймерам, хотя кое-где всё же появлялась.

Единственная видеоигра, где кислевиты были отдельной фракцией — это Blood Bowl 2, симулятор американского футбола во вселенной Fantasy Battles по мотивам одноимённого настольного спин-оффа. Там сыны Урсуна выступают в меховых шапках и с личным талисманом-медведем.

Земли Кислева упоминаются в стратегии Warhammer: Dark Omen и ARPG Warhammer: Chaosbane — в последней можно даже увидеть их дома и граждан, но не сыграть за самих северян. Также кислевиты есть и в самой Total War: Warhammer, но внешность и юнитов они позаимствовали у империи: от подданных Карла Франца они отличаются лишь озвучкой и тем фактом, что не входят в состав курфюрстов.

Куда больше внимания кислевитам уделено в модах. Полноценно они появились в Call of Warhammer — глобальной модификации для Total War: Medival 2, которая послужила вдохновением для официальной линейки Total War: Warhammer. В моде есть все известные юниты Кислева — стрельцы, крылатые гусары, косари, медведи, ледяные ведьмы, стража Кремля и прочие знаковые воины. Хотя стоит сказать, что их сюжетка в моде — чуть ли не самая сложная.

К слову, традицию продолжили моды уже к самой Total War: Warhammer. И к первой, и ко второй части фанаты создали полноценную любительскую фракцию Кислева. Самый лучший вариант — Kislev Reborn для TWW2: в него включён весь ростер юнитов от пехоты до артиллерии, два лорда с уникальными механиками и моделями и даже особая механика фракции. У кислевитов есть ресурс Сопротивления, который набирается победами над монстрами: за него исследуются технологии, а при низком количестве очков настроение граждан будет падать.

Также за Кислев можно полноценно сыграть в моде для Mount&Blade на тему Warhammer Fantasy Battles под названием Warsword Conquest. У Кислева в нём есть большая часть земель и полноценное древо юнитов, где обычную сельскую дружину можно развить вплоть до крылатых гусар на медведях. Мод очень стабильный, рабочий и достаточно весёлый, и Кислев в нём по проработке ничем не уступает остальным фракциям.

Ожидается, что Total War: Warhammer III выйдет до конца этого года. Это во многом знаковая для Fantasy Battles игра: последняя часть трилогии, новая глобальная игра по сеттингу и, что не менее важно, — долгожданный дебют Кислева как полноценной фракции, а не второпланового игрока.

Вместе с видеоигрой слуги царицы также вернутся и в настольный варгейм с новой редакцией правил, которую Games Workshop сейчас готовит под влиянием популярности игр Total War. Пожелаем суровым северянам удачи.

#warhammer #месяцдревнейруси #лонг

 

Источник

Читайте также