«Таксист» — не Скорсезе, но всё ещё про выбор

«Таксист» — не Скорсезе, но всё ещё про выбор

Внешний ад всегда становится внутренним, если ты можешь назвать себя человеком. Дозировка нижнего мира постоянно скачет — каждый день мы видим лишь послеобраз геенны. Но иногда… Иногда ад вырывается отовсюду, и мы уже не можем закрыть на это глаза. Мы можем плакать, мы можем действовать. Мы должны.

«Таксист» начинается обманчиво весело. Ким отпускает шутки, ворчит. Бедный, почти нищий отец-одиночка целыми днями развозит людей в попытках заработать хоть что-то, чтобы прокормить дочку. Но тон повествования, несмотря на довольно мрачную суть, всё ещё очень светлый. Это подтверждают и кадры безоблачного дня, запечатлённые объективом оператора. В машине играет весёлая музыка, за окном весенняя Корея 80-х.

Когда наблюдаешь эту картину, почему-то невольно вспоминаешь то, чего никогда не видел. То есть, мне в голову пришли сразу какие-то СССРовские настроения. Как бы выразиться поточнее — эти кадры и музыка такие, будто снимали в советский период. Ощущение, что «Таксист» — лёгкий фильм про глупого, но доброго российского водителя. Что-то про семью, любовь и алкогольные посиделки с товарищами. Ничего не предвещает беды.

Отправная точка нашей поездки — сворованный заказ на иностранца. Ким слышит в столовой, что скоро должен приехать один немец, который заплатит 100 тысяч тому, кто отвезёт его в Кванджу, а после доставит обратно в Сеул. Работы на день, не пыльно. Именно так думает главный герой, мчась в аэропорт, чтобы перехватить заказ. Там он встречает иностранного журналиста, пытается что-то объяснить ему на ломаном английском, и они отправляются в путь. С этого момента начинается знакомство Кима — простого таксиста, и Юргена Хинцпетера — немецкого журналиста, который вскоре покажет всему миру кровавое восстание в Кванджу.

От лёгкого и ненавязчивого повествование переходит в более мрачное. Светлая гамма постепенно вбирает в себя тёмные тона. Чем ближе ночь, тем больше зритель ощущает тот ад, что разворачивается на улицах города. Покалеченные, с царапинами, студенты лишь начало того, что готовит история нашим чувствам. Безлюдное пространство, наполненное агитационными плакатами и разбросанными листовками, совсем скоро впитает в себя ненависть и желание свободы.

Чан Хун, режиссёр картины, очень грамотно расставляет акценты и мелкие детали. В своё время каждая из них выстрелит — огонь по гражданским будет сопровождаться большим количеством тем, летящих в зрителя, что усилит тревогу и заставит нас вместе с главным героем принять решение. Впрочем, если у нас и есть какие-то политические позиции, то у Кима их нет совсем — на протяжении всего фильма он задаётся лишь одним вопросом: «как поступить правильно?»

Восстание в Кванджу было попыткой студентов установить демократию. Изначально мирный протест перекочевал в городское восстание, жестоко подавленное силами правительства. Цифры погибших разнятся — от 200 до 2000. В зависимости от того, кто их приводит. Официальное расследование правительства занижает количество убитых, участники инцидента его завышают, поэтому здесь, как и всегда, стоит выводить нечто среднее. И всё равно тяжело думать о том, что около 1000 гражданских были убиты в процессе недельного протеста. А раненых, судя по всему, было и того больше. Всё это усиливает ощущение истории художественной картины. В ней есть допущения, условности, но погибшие абсолютно реальны, а судьбы людей требуют сопереживания.

Да, фильм не идеален и имеет несколько погрешностей. Хотелось бы раскрытия как персонажа немецкого журналиста Юргена, а также чуть больше узнать о причинах народного восстания. Второе можно перекрыть тем, что для многих корейцев причины и так понятны, но фильм сделан не столько для нации, сколько для всего мира. Если те же «Паразиты» Пон Джун-хо много говорили о внутренних проблемах корейского народа (что осталось непонятным для западного зрителя) и были, скорее, фильмом национальным, то «Таксист» не углубляется в причины и старается быть всеобщим.

Сделав акцент на простом водителе такси, режиссёр совсем не ошибся, ибо мы очень чётко видим развитие персонажа — это заставляет проникаться Кимом всё больше с каждой минутой, сопереживать ему. Главный герой очень интересен, да и актёр Сон Кан-хо в который раз показывает отличную игру. Собой он перекрывает всех остальных персонажей, всё внимание концентрируется на его внутренних переживаниях. Настолько он хорош, что в скором времени после просмотра в голову так и не придёт, что некоторые герои были лишь инструментами для сюжета.

История маленького человека на фоне народной катастрофы обретает идею «мы не должны быть чужими друг для друга». У каждого свои мотивы, но поступать «правильно» мы всё равно должны. Если во многих ситуациях эту самую «правильность» можно подставить под сомнение, то, когда на твоих глазах умирают люди, а сердце заполняют противоречия, настоящему человеку ничего не остаётся, кроме как помогать тем, кто в этом нуждается. И Кима осудить не выйдет, какое бы решение он ни принял — перед нами отец-одиночка о дочери которого никто не позаботится, кроме него самого. В то же время, он понимает, что раненые, если им не помочь, могут превратиться в убитых. Это терзает его душу. Начавшись как спор между водителями такси о деньгах за поездку, вопрос «правильности» вырастает до масштаба человеческой жизни.

«Таксист» погружает зрителя в ад, но даже там есть место для благодетелей. Солдат, что отвернётся в нужный момент и закроет глаза, таксопарк, который не бросит людей в беде — герои появляются там, где они нужнее всего. «Таксист» пришёл ко мне не в самый лучший период жизни, но по итогу он сделал её светлее и дал ту надежду, которая была необходима.

______________________________________________________________________________
Спасибо за то, что уделили своё время этому тексту. Надеюсь, что уделите время и этому фильму. Больше моих заметок о кино и играх вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/ftdofficial

 

Источник

Читайте также