Такахиса Таура — самый недооценённый японский гений

Сколько великих японцев в современной игровой индустрии! Даже самых известных быстро перечислить не получится: Миядзаки, Аонума, Кодзима, Ёсида, Йоко… Думаю, каждый перечислит ещё пять-десять фамилий. Но среди них наверняка не будет фамилии «Таура». Как так получилось, я хотел бы рассказать в этой статье.

Такахиса Таура — самый недооценённый японский гений

Представьте себе компанию, все успехи которой на протяжении последних десяти лет связаны с одним человеком, но в прессе упоминают только название этой компании или одного из её руководителей, который что-то написал в Twitter. Знакомьтесь, это Platinum Games. А тот самый человек — Такахиса Таура — геймдизайнер и глава единственной успешной команды разработки. Тот самый, что сделал Wonderful 101, METAL GEAR RISING: REVENGEANCE, NieR: Automata и Astral Chain. Да, были ещё локальные провалы в виде The Legend of Korra и ANARCHY REIGNS… Но что хорошее сделали за это время другие команды? TRANSFORMERS: DEVASTATION? TMNT:MUTANTS IN MANHATTAN?

Когда я искал по всему интернету обзоры NieR: Automata, я то и дело встречал фразы вроде «классический слешер Platinum». И практически не встречал упоминания главного геймдизайнера. «Совместная работа Йоко Таро и Platinum Games»… Тогда я не придавал этому значения. Ну да, есть такая японская студия, которая делает такие игры.

А потом я решил поискать информацию непосредственно о процессе разработки. Там было много интересного, но больше всего (после требования Йоко 2 млн. йен за необходимость приходить в офис вовремя) меня поразило отсутствие «хайпа» вокруг Такахисы Тауры. Да, он снимался в нескольких роликах с Йоко, участвовал в нескольких интервью при его участии. Но тот, кто скрывает лицо под маской, стараясь отвлечь внимания медиа от своей «персоны», легко перетащил его на себя.

Таура «приложил руку» не просто к четырём относительно успешным играм — именно они и есть «платиновые игры» для тех, кто по понятным причинам не играл в дилогию Bayonetta. То есть фактически он, как и Миядзаки, создал поджанр слешеров. Но его не просто не ставят наравне с великими, что можно ещё как-то понять… Его вообще не упоминают. Даже в рецензиях к Astral Chain, режиссёром которой он был, есть только «невероятное воплощение нового взгляда на фундамент Platinum Games», «Platinum создала замечательную новую вселенную»… Да, в паре-тройке печатных обзоров Такахиса Таура был упомянут, но или как просто «режиссёр» или «геймдизайнер NieR: Automata». Никакого признания былых заслуг. Словно Wonderful 101 делал только Камия, а MGR:R — Кодзима…

Отчасти, это связано с тем, что, в отличии от того же Миядзаки, Таура прямо говорит, что нет смысла создавать игру с такой же боевой механикой. Он постоянно пробует новое. Но при этом вполне можно сказать, какой должна быть platinum-like игра, потому что уникальные особенности очевидны и так экшен-игры не делает никто другой. Но это никому не интересно. Даже в Википедии нет страницы «Такахиса Таура». Я вообще не нашел его биографию по прямому запросу в Google. Кроме проектов, над которыми он работал. Да, ему около 35 лет сейчас, это уже состоявшийся профессионал…

Да, когда его назначили главным геймдизайнером MGR:R, уже был понятный «ориентир» в виде Bayonetta и немало заготовок. На разработку сиквела NieR он «навязался» только потому, что был фанатом первой части, хотя и не был первым в списке кандидатов. С Astral Chain ему во многом помог Камия. Он не сказать, чтобы «прорывался сквозь тернии к звёздам». Но это не делает его плохим или даже посредственным геймдизайнером. Хотя в медиа образ у него именно такой: просто ещё один неплохой специалист на зарплате у основателей Platinum, о котором нет смысла и говорить…

В интервью перед релизом Astral Chain Таура сказал: «Что касается моих личных ощущений, если хотя бы один человек подойдет ко мне и скажет, что они играли в эту игру, и это было здорово, я бы очень обрадовался». Это похоже на легкое отчаянье. У него около 22 тысяч подписчиков в Twitter, между тем у Platinum Games — 170… Хотя, повторюсь, за последние 10 лет ни одна команда в студии, кроме той, которой он руководит, не сделала ничего стоящего. Сейчас, очевидно, именно Таура работает над Bayonetta 3. Но какой бы успешной ни стала эта игра, это не сделает известней одного безусловно талантливого человека…

Главная причина, по которой я написал эту статью — корпоративная культура, которая часто возвышает и делает знаменитыми совсем не тех, кто этого заслуживает, скрывая остальных за ширмой с логотипом компании. Вот есть такая игра Hollow Knight, которую сделала студия Team Cherry. Популярная и крайне положительно оценённая игра. Вы знаете хотя бы фамилию хоть одного создателя Hollow Knight? Лес рук… Зимний и после урагана. А ведь это очень маленькая команда.

Почему даже супер-профессионалы, работавшие в самых известных студиях, везде упоминаются именно как «ветераны (нужное вставить)»? Потому что в нынешней игровой индустрии, частью которой и мы, потребители, являемся, есть бренды и практически нет места личностям. Это нормально для промышленного производства зубочисток, но не там, где всё связано с творческой деятельностью. Если в других сферах искусства уже различают юридическое лицо и личность (CyDesignation и Акихико Ёсида, например), то игры пока что часто создают «студии»… Нет, я не пытаюсь никого убедить, что Таура или другой талант могли бы добиться тех же успехов без продюсеров, саунд-дизайнеров и десятков других специалистов, работающих в крупных компаниях. Просто признание должно соответствовать вкладу в общее дело.

Да, есть люди, которые стараются избежать дополнительного внимания к ним, есть такие, что относятся к «славе» равнодушно… Но знаете, что эта ситуация напоминает? Литературных рабов, которые пишут книги, которые потом издают с псевдонимом какого-то уже «раскрученного» писателя. И если издать книгу самому — не такая уж неподъёмная задача, то создать игру… А вообще, почему единственным вариантом остаётся «уйти на вольные хлеба»? Проблема ведь не в том, что ему не дают делать игры или не оплачивают достаточно работу, или принудительно вносят коррективы в его творчество… Просто есть какое-то массовое искажение восприятия, которое боссы и акционеры крупных студий с радостью поддерживают, потому как даже после ухода всех талантов у них останется «бренд», они смогут продолжать называться «создателями (нужное вставить) » и убедить множество людей сделать предзаказы новой игры или купить её в первые дни.

И если мы не хотим, чтобы часть нашего сообщества (никаких «каждый сам за себя») обманывали таким образом, нам стоит почаще напоминать, что хорошие игры делают конкретные люди, а не просто сотрудники какой-то студии. И если вы увидите новость, что Такахиса Таура больше не работает в PlatinumGames Inc., не верьте им на слово, когда они анонсируют новый «платиновый слешер». Там некому будет его делать…

P.S. Статья не участвует в конкурсе, просто я увидел эту статью и решил, что это может стать неплохой традицией:

#японскиеигры21 #platinumgames #nierautomata #astralchain #metalgearrising #wonderful101 #takahisataura

 

Источник

Читайте также