Так ли нужен Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear?

Некоторое время назад я вновь открыл для себя первый Baldurs Gate. До этого в игру я играл только в далёком детстве, и если быть совсем честным даже не помню, прошёл ли её тогда полностью. Волей случая она оказалась в моих руках позже и Planescape: Torment и собственно Baldur’s Gate 2. В конце девяностых, начале двухтысячных такие ситуации случались регулярно, особенно если вы жили в небольшом провинциальном городке. Поэтому я решил восполнить этот досадный пробел и наконец то полноценно пройти первую часть. А затем и перепройти вторую, ведь её я последний раз прошёл лет восемнадцать назад, в том возрасте, когда такие игры невозможно оценить по достоинству.

Так ли нужен Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear?

Так к чему я всё это, после того как я прочитал просто замечательнейший разбор игры от Leo Refantasy, то понял, что ничего ценного, кроме личных эмоций, к такому монументальному труду я добавить уже не смогу. И тут мне на глаза попался Siege of Dragonspear, который фанаты серии приняли мягко говоря неоднозначно. Да и в целом дополнение выходящее спустя столько десятилетий после оригинальной игры, случай конечно не уникальный, но редкий. Поэтому я попытаюсь ответить на вопрос хорошее ли дополнение «Осада Драконьего Копья» и самое главное, справляется ли оно с задачей по объединению первой и второй игры в единую историю.

Техническое состояние

Но прежде чем говорить об интересных и важных аспектах, предлагаю ненадолго отвлечься на низменные проблемы. Возможно это я такой везучий, и у других людей игра идёт совершенно стабильно, но меня количество багов неприятно удивило. При всём этом баги явно воспроизводимые и не зависящие от конкретной системы. Так как игру я запускал как на домашнем компьютере, так и на старом ноутбуке. Машины по мощности совершенно разные, но с проблемами они столкнулись одинаковыми. И да при игре в оригинальную компанию и «Тёмные копи» большей части этих багов не было.

Но пойдём по степени тяжести грехов, и самым тяжким преступлением игры является невозможность в неё играть. По неизвестной мне причине игра стабильно падала в моменты загрузок сохранений и переходов между локациями. Отдельную статистику я конечно же не вёл, но по ощущениям каждая пятая загрузка заканчивалась путешествием на рабочий стол. Время от времени пропадали строчки диалогов, но это может быть проблемой локализации.

Регулярно персонажи отказывались следовать за лидером и намертво застревали между двух сосен, но эта проблема есть и в оригинальной игре и в основной компании переиздания. Рискну даже предположить, что проблема в самом Infinite engine, который слегка некорректно просчитывает маршрут. Самый же забавный баг ждал меня в начале игры, Имоен раздвоилась. Одна стала неигровым персонажем который участвует в событиях дополнения, а вторая осталась в моей партии на всю начальную главу. Кстати выбрав активным персонажем Имоен входящую в партию, героиню можно заставить поговорить саму с собой.

Буквально пару слов об локализации, официальная локализация отсутствует. Неофициальная же находится в условно-терпимом состоянии. Весь текст понятный и связный, но отдельные куски просто выбиваются стилистически. К тому же установка русификатора вернёт вас в старые добрые времена, когда каждый мод ставился по своим правилам.

Особенности геймплея

Структурно мод больше похож на вторую часть Baldur’s Gate, чем на первую. В нём полностью убрали открытый мир, и при смене глав теряется возможность вернуться в уже пройденные локации. Из-за чего пропустить важные побочные квесты, а если не повезёт, то и кого, то из спутников, стало очень просто. Особенно с учётом того, что в дополнении есть некоторое количество многостадийных квестов, чьё выполнение растягивается на несколько глав. В защиту игры могу сказать, что невозможность вернуться в старые локации обусловлена сюжетом, но цельности мира от этого не прибавляется.

Кстати о самих квестах, игра заметно прибавила в количестве квестов которые можно пройти разными способами. Притом касается, это не только банального выбора поддержать хороших или плохих. Появились к примеру квесты, которые можно без проблем разрешить только при наличии в группе определённых спутников. Простейший пример, в одном из ранних квестов, спеть менгирам сможет только красивая девушка, а понять желание духов только шаман. Что особо приятно, теперь не только вы работаете на репутацию, но и репутация работает на вас. Такое случалось буквально в паре заданий, но высокая репутация позволяла мне избегать неприятных ситуаций и разрешать конфликт наилучшим образом.

Дополнение увеличивает порог опыта который можно набрать в игре. А значит главный герой перед переносом во вторую часть сумеет набрать уровень другой. Сколько именно будет бонусных уровней, по всей видимости зависит от его класса. Но одно могу сказать точно, опыт отсыпают не слишком щедро и прокачаться сверх меры у вас вряд ли получится. Да и каких то свермогущественных предметов полностью меняющих баланс игры в дополнении замечено тоже не было. Порадовали разве что очки позволяющие вытаскивать незримые сущности, но они скорее весёлое развлечение, чем реально полезная вещь.

Из крупных нововведений появились массовые сражения с большим количеством как вражеских, так и союзных НПС. С одной стороны всё хорошо, это новый для серии опыт, к тому же довольно интересный. Лобовой атакой ни одну из таких ситуаций не разрешить, даже на нормальной сложности, не говоря уже о множестве более высоких. Вот только из-за особенностей механики в этих боях невозможно использовать заклинания атакующие по площади, что делает магические классы в этих схватках почти бесполезными.

Ну и наконец появился новый игровой класс, им стал шаман. Надо сказать, что шаманы в Dungeon&Dragons класс не самый популярный, и в отличии от многих других, вокруг них нет сложившегося стереотипа геймплея. Если я не ошибаюсь, шаманы всегда отсутствовали в базовых правилах каждой редакции и их вводили в игру значительно позже. Местный шаман по большей части основан на друиде, у него похожи и навыки владения оружием, и что самое важное набор заклинаний. Выделяется он несколькими уникальными заклинаниями и особой способностью «танец духов». Чисто на мой вкус класс не слишком мощный. Но даже если вам он интересен, не торопитесь, среди спутников будет один представитель класса.

Сюжет

У сюжета Siege of Dragonspear было две основных задачи, рассказать интересную историю и логично связать конец первой части с началом второй. И с обеими этими задачами дополнение в принципе справляется, но без каких то откровений. Но обо всём по порядку, и да в этом разделе без спойлеров, ну никак не обойтись. Хотя я и постараюсь давать только самую необходимую информацию, и буду делать это общими фразами.

И так после событий первой части представители Железного трона отказались просто так сдавать свои позиции. Поэтому первая глава дополнения как раз посвящена поиску и уничтожению недобитых членов организации. Этим делом вы кстати будете заниматься партией перенесённой из основной игры. Сама по себе глава несёт минимальную сюжетную нагрузку, но в ней покажут сцену прощания с вашими спутниками. Скорее всего это расставание необходимо для того, что-бы игроки больше не спрашивали почему в Baldur’s Gate 2 их встречала не та партия которую они собирали в первой части.

Последующие главы, вплоть до самого финала будут посвящены новой истории, почти ничем не связанной с сюжетами обеих оригинальных игр. Такое самостоятельное приключение просто в знакомом мире и с полюбившимися персонажами. И такой подход даже работает, особого желания критиковать этот сюжет не хочется. К тому же и основной антагонист на этот раз не связана с главным героем никакими родственными узами. Сама по себе история вышла довольно простой, но в ней на самом деле припасено парочка интересных сюжетных поворотов.

Почти всё время герой будет не просто не одинок, его будет окружать какое-то огромное количество союзных персонажей. Ну что-тут поделаешь, война как-никак, на ней места уединению точно нет. А почти всё действие дополнения как раз и происходит в рамках одного военного похода. И задачи вашему отряду в основном придётся выполнять тактические, а не просто наносить добро и причинять справедливость. Место найдётся и отвоёвыванию ключевых точек, и снятию осады с целого города, и подлым диверсиям и даже дипломатическим переговорам с врагами. Притом в зависимости от ваших поступков, как сами события, так и контекст в котором они происходят, будет изменяться. Правда основная канва истории останется неизменной, но вот прийти к финалу можно с абсолютно разной репутацией.

Да и к тому же антагонист на этот раз не очередное безликое зло. Да и не зло вовсе если на то уж пошло. Действия Кейлар принесли страдания огромному количеству людей, но при этом многим своим последователям, она принесла настоящую свободу. И план её чист и искренен, что может быть благородней чем спасение человеческих душ из рук дьяволов. Вот только тупой положительный персонаж, опаснее десятка отрицательных. Вот и Кейлар в погоне за вышей целью успевает наломать такое количество дров, что даже Саревок на её фоне был бы признан добряком. Косвенное участие в событиях игры принимает и Айреникус, но его роль станет понятна лишь в финале.

А теперь полагаю пришла пора ответить на поставленные вопросы. Так вот, «Осада Драконьего камня» сама по себе неплохое приключение, пускай и довольно прямолинейное. Если брать средний уровень игр и модулей по Dungeons&Dragons, я бы сказал что качество у местной истории чуть выше среднего. Вот только привязка этих событий к герою Baldur’s Gate выглядит искусственно. У этой истории мог быть любой протагонист, абсолютно любой. Да история конечно отвечает на вопрос, почему в подземелье Айреникуса попал именно этот состав партии, но от такого ответа не легче. Мол эти люди по настоящему доверяют главному герою, особенно Халид и Джахейра которых я никогда не брал в свою группу. Да и что самое забавное эти же милые люди будут доверять и злому герою лично замучившему население пары городов.

Спутники

Ну и наконец предлагаю поговорить о сопартийцах, благо здесь почти каждый из них обзавёлся личным квестом и большим количеством уникальных фраз. Жаль только, что само количество спутников невелико и приличная часть полюбившихся персонажей первой игры в истории никак не фигурирует. Из старых знакомых в игру перекочевали Минск с Динахейр, всё-так же неразлучные и почти всегда готовые поддержать доброго и нейтрального героя. Не менее неразлучные Джахейра и Халид, которых правда можно встретить лишь во второй половине игры. Сафана, которая, делаю ставку, будет присутствовать в каждой партии, ведь других воров в игре нет. Так же специально для злых есть всеобщие любимцы Эдвин и Викония, но они по-прежнему отказываются вступать в партию с высокой репутацией.

Авторы вернули и всех четырёх новых персонажей добавленных в Enchanced Edition. Все они явно создавались для того, что-бы показать отсутствующие в оригинальной игре классы, но далеко не все они полезны или интересны. Любопытно конечно поиграть диким магом, таким как Нира, но пользу для партии от неё получить можно не всегда. Поверьте человеку, который проходил с ней в отряде, всю основную компанию. Случайные заклинания, способны как выручить в сложный момент, так и испортить казалось бы выигранный бой. В случае же Расаада я искренне не понимаю, что можно геймплейно делать с монахом на таких уровнях. Все мои попытки взять его в партию, заканчивались быстрой и мучительной смертью последнего. Видимо злых героев авторы из Beamdog любили сильнее и они получили Дорна. Мощный, пускай и не сильно живучий чёрный страж вносит хоть какое-то разнообразие в злую партию. А колдун Баэлот наверное лучший маг в игре, а ведь злодеи смогут взять его вместе с Эдвином.

Появились и совсем новые спутники доступные лишь в этой компании, их кстати тоже четверо. Самой интересной из новых персонажей на мой вкус стала М’Кхин, и даже не из-за класса шаман. Просто у неё по-настоящему интересная собственная сюжетная ветка, которую даже не портят поднятие темы угнетения меньшинств. Корвин, может быть и не самая интересная спутница, но поверьте лучник в этой компании наверное самый стабильный боец по части нанесения урона. Волджин забавен как персонаж, такой невероятно общительный викинг. Но куда девать в партии скальда, я так и не придумал. Ну и наконец Глинт, вор-священник, я бы сказал что учитывая реальных священников это самый логичный мультикласс в мире.

Пару слов о Скай Сильвершильд, вы вообще помните этого персонажа? В плане, я прошёл первую часть не так давно, и всё равно еле вспомнил о существовании такого спутника. Она достаётся после того, как берёшь в партию другого, тоже не самого популярного героя. Да и на тот момент как вы их встретите ваш отряд, как правило, полностью укомплектован. Мне очень интересно почему Beamdog вообще вывели её на передний край событий в этом дополнении. А ведь она по их версии оказала огромное влияние на судьбу главного героя.

В итоге, я не то что-бы пожалел о времени потраченном на это дополнение. Оно вовсе не так плохо, как могло показаться по рецензиям в момент выхода. Просто Beamdog явно не дотягивают до уровня старой Bioware, но до этой планки вообще мало кто дотягивает включая Bioware современную. И да ничего по-настоящему важного оно в историю Дитя Баала не привносит. Хотя если бы оно вышло в актуальное время, кто знает, может быть наше восприятие и было бы другим.

P.S. Из-за поломки стационарного компьютера мои сохранения игры оказались утеряны. При попытки запустить игру с ноутбука тоже поджидал сюрприз в лице отсутствия облачных сохранений. Поэтому в тексте статьи нет моих скриншотов.

 

Источник

Читайте также