«Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами»: мрачная история, которую слишком пересластили

Ведь проще было название перевести как «Сластена», правда же?

«Бэмби встречает Безумного Макса» – таково было краткое описание комикса Sweet Tooth, написанного и нарисованного Джеффом Лемиром. Прошло время, право на адаптацию получил Нетфликс – вот только их Бэмби вырос, возмужал и вытеснил Макса почти полностью.

Человечество неожиданно поразил вирус, убивший миллионы людей. И в то же время по всей Земле начали рождаться дети-гибриды, частично напоминающие животных. Спустя десяток выжившие люди все еще пытаются найти лекарство от таинственной болезни, и многие верят, что именно необычные дети виноваты во вспышке инфекции. Ключом к разгадке тайны должен стать Гас – мальчик с оленьими рогами.

Sweet Tooth (в нормальном переводе «Сладкоежка» или «Сластена») – это история, скроенная в традициях «Lone Wolf and Cub», «The Last of us», «Логана» и других подобных произведений. Если кратко, суровый герой встречает ребенка, заменяет ему отца и вместе они путешествует по жестокому миру. Только в этом комиксе сюжет щедро приправлен меланхоличной рефлексией на тему поиска своего места в мире и бесчеловечной натуры людей. При этом творение Лемира по максимуму использует штампы о постапокалиптических приключениях и роуд-муви.

Истории такого типажа по своей природе не могут обойтись без сентиментального сахара. Просто потому что невозможно рассказать их без душещипательных моментов, когда брутальный мужик постепенно привязывается к маленькому компаньону, заботится о нем и (чаще всего) жертвует собой ради ребенка. Иначе они просто не будут работать и развалятся под тяжестью реализма. Вопрос в том, сколько этого сахара добавить, чтобы не превратиться в приторную слезовыжималку.

Самым интересным вопросом со временем становится не отличие сериала от комикса, а противостояние безысходного постапокалипсиса и доброй сказки. Сначала пропасть между ними велика, но постепенно дистанция между двумя настроениями сокращается, и к концу их уже невозможно разделить – борьба за выживание, хоть и скроена по стандартам приключенческого кино, обретает пугающий окрас.

Проблема в том, что по пути создатели сильно сгладили углы. Главные герои почти не встречаются со сложными моральными проблемами, хоть, казалось бы, должны. Например, если кому-то нужно пожертвовать собой, то персонаж обязательно сам вызовется на подвиг, если появляется проблема с лишней свидетельницей – она исчезнет с пути вроде как сама, не давая героям соблазн совершить преступление. То есть получается, что выбор идти по доброй дорожке всегда правильный, и смотрится это очень просто даже для семейного сериала.

Основных линий в «Слакоежке» три: путешествие Гаса и его друзей, история ученого, вынужденного скрывать заражение жены, а также осада заповедника, где гибриды прячутся от враждебного мира.

Гас всю жизнь прожил с отцом в хижине, затерявшейся в глубинах леса, и ребенку было запрещено покидать дом. Но однажды его папы не стало, и Гаса чуть не схватили охотники за головами. Ребенка спас силач по имени Джеппард, бывший игрок в американский футбол, теперь одиноко странствующий по миру. И мальчик увязался за ним, решив, что здоровяк поможет найти его маму.

По сериальному Гасу сразу видно, что это наивный жизнерадостный малыш, который крадет любую сцену, в которой он появляется (как говорится, детей и животных и детей невозможно переиграть). Джеппард тоже стал намного «мягче» – фактически получился совсем другой герой, забавный, немного неловкий в общении, но добродушный амбал. Гас очень быстро привязывается к Джеппарду, а вот здоровяк отцовские чувства к мальчику испытывает далеко не сразу и пытается избавиться от него. Но разве такого кроху кто-то может легко прогнать?

Иногда доходит до смешного: для Гаса препятствиями в поисках мамы здесь чаще становятся не проблемы, а желание первых встречных забрать его пожить к себе.

«Смягчение» комикса устранило из сериала одну из самых важных его тем – религию и фанатизм. Из происхождения мальчика убрали все мистические и религиозные элементы, сделав его более простым и в то же время намного более скучным. Также в оригинале существовала целая секта фанатиков, одержимых гибридами. Здесь их заменила толпа детишек-экоактивистов, живущих в компьютерном клубе. В теории, это могло бы стать завязкой для сюжета в духе «Повелителя мух», на практике – примитивный заход в сторону подростковой антиутопии с предсказуемой концовкой.

Возможно, в будущих сезонах Гаса ждет больше испытаний – пока тему взросления даже не пытались поднимать, наоборот, мальчика всячески оберегали от беспощадной реальности.

История семьи Сингхов почти полностью была написана специально для сериала. Наверное, потому что невозможно рассказать про глобальную эпидемию без параллелей с коронавирусом.

Ученый вынужден скрывать, что его жена больна, иначе с ней расправятся добрые соседи. Кроме того, именно он способен закончить противоядие от болезни, однако для этого ему необходимо исследовать (а точнее, препарировать) гибридов.

Если бы шоуранеры добавили в сериал бордель с проститутками-рабынями и секту фанатиков, то выглядело бы жутко. Но намного сильнее пугают более реалистичные страхи: вдруг пандемия затянется на долгие годы? Что будет, если карантин превратится в нечто вроде военного положения? А желание изолироваться от больных – в охоту на ведьм? В «Сластене» постоянно мелькают привычные для нас атрибуты коронавируса, и вызывают они, как минимум, чувство дискомфорта.

В комиксе мы видим ученого, уже свыкшегося с необходимостью жертвовать гибридами ради исследований – в сериале нам показывают постепенный путь к принятию этой жертвы. Стимул в виде заболевшей жены сильно упрощает дилемму, но на фоне никакущих моральных развилок других персонажей эта отдает хоть какой-то драматичной горечью.

И, наконец, сюжет про приют для гибридов-сирот, спасенных доброй женщиной Эйми. Как по мне, это самое слабое и проблемное место сериала. До определенного момента в приюте вообще не происходит важных событий. Эйми с приемной дочкой-полусвинкой мило занимаются домашними делами, изредка в кадре мелькают другие дети-зверята. Но вот в двери приюта стучатся враги, а вместе с ними и назойливые параллели про притеснение иммигрантов.

Получается странная ситуация: условный негодяй, генерал Эббот, звучит намного более убедительно, чем «справедливая» защитница гибридов. На его стороне – аргументы про то, что без исследования детей невозможно будет закончить создание лекарства. Эйми же фанатично твердит, что Земле пора очистится от людей и уступить место гибридам, «потому что они лучше нас». Эмм, простите, они же дети, растущие в приюте, конечно же, они более милые, чем взрослые, пережившие глобальное вымирание!

Естественно, Эбботу добавили несколько злобных реплик, чтобы подчеркнуть его эгоизм и жестокость, но цель создать вакцину все равно выглядит достаточно важной, чтобы жертвовать кем-то ради нее.

Только ближе к финалу комикса становится понятной еще одна идея произведения – когда-то нам придется уступить мир новому поколению, каким бы странным оно нам не казалось. В сериале этот посыл звучит уже в самом начале и преподносится, как нечто очевидное. Поэтому и теряет свою ценность.

Итог: «Сластена» предлагает окунуться в постапокалипсис, который, возможно, покажется вам более уютным, чем ваша жизнь. Сериал упрямо обходит сложные темы и дарит простую историю для семейного просмотра. Если же вам этого мало – лучше обратите внимание на комикс.

#мнения #сладкоежка #sweettooth #netflix

 

Источник

Читайте также