Что это такое и как начать играть.
Про настольные ролевые игры слышал каждый, кто более-менее знаком с компьютерными RPG. Словосочетание Dungeons & Dragons так уж точно знакомо многим. Любители обычных настольных игр тоже могли что-то слышать от своих друзей или из разговоров за соседним столиком в игровом клубе или модных нынче антикафе.
Разбираемся, что из себя представляют настольные ролевые игры, чем отличаются от обычных настолок, и что нужно для того, чтобы начать в них играть.
Настольные ролевые игры (НРИ) берут своё начало в 70-х годах прошлого века. Именно тогда Гари Гайгэкс (Gary Gygax) вместе с группой единомышленников создал самую первую редакцию правил для Dungeons & Dragons — фэнтезийной ролевой игры, вдохновлённой работами Дж. Р.Р. Толкиена. С тех пор популярность НРИ неуклонно росла, и миру стало являться всё больше других ролевых настолок — с различными правилами, сеттингами и механиками.
Сама же Dungeons & Dragons (D&D) тоже не стояла на месте: для неё выходило бессчётное число дополнительных книг, а базовые правила пересматривались и перевыпускались в новых редакциях. Со временем, начиная с восьмидесятых годов, на основе механики D&D было выпущено огромное количество компьютерных игр. В большинстве своём, это были RPG, но встречались также квесты и даже beat’em up.
Сейчас самая свежая редакция правил D&D — пятая, известная также как D&D Next. Права на издание книг по ней принадлежат компании Wizards of the Coast, известной многим по популярной ККИ Magic the Gathering.
Мир настольных ролевых игр необъятен, и новичку, желающему самостоятельно приобщиться к нему, запутаться будет крайне легко. Бессчётное число систем по самым различным сеттингам, почти в каждой из которых книги с правилами исчисляются десятками, если не сотнями.
Сам игровой процесс имеет свою специфику и требует от игроков гораздо большего участия, чем в обычных настольных играх. А уж если новичок решил принять на себя роль ведущего — то тут сложность возрастает ещё больше.
Но обо всём по порядку. Ведь если преодолеть этот входной порог, игрокам откроется необъятный мир самых различных сеттингов, жанров и механик – мир, в котором возможности игроков ограничены только их воображением.
Ваша лучшая роль
Основное отличие НРИ от обычных настолок в том, что процесс игры в них — это, по сути, интерактивная история, в рамках которой игроки вольны сами выбирать действия своих персонажей и влиять на то, как эта история будет развиваться. Один из игроков берёт на себя роль ведущего — он и будет рассказывать другим игрокам эту интерактивную историю. Чаще в ролевой среде такой игрок называется Гейммастер или просто Мастер, а в случае с системой D&D часто можно также встретить термин Dungeon Master.
Другие игроки создают себе персонажей по установленным ролевой системой правилам — наподобие того, как это происходит в компьютерных RPG. Если игра происходит, скажем, в фэнтезийном сеттинге, то чаще всего это значит, что игроки будут выбирать для своих персонажей расу, класс, стартовую экипировку, распределять очки умений по характеристикам вроде силы, ловкости, интеллекта и так далее.
Вся информация фиксируется на специальных листах персонажей. Многие настольные ролевые системы имеют готовые шаблоны листов персонажей, но никто не запрещает просто записать всё в блокноте в удобной игроку форме.
Итак, Гейммастер рассказывает историю (иногда её называют «модулем»), а персонажи игроков принимают в ней самое непосредственное участие — сражаются с монстрами, выполняют миссии, общаются друг с другом и с NPC, разгадывают загадки, получают опыт и так далее.
Все решения, которые должен принять персонаж, принимаются непосредственно игроком. Владелец таверны сострил насчёт длины ушей вашего эльфийского рейнджера? Только игрок будет решать, ответить ли ему встречной колкостью или просто пустить стрелу промеж глаз. Контрабандисты заплатили вдвое меньше кредитов, чем обещали, за товар, ради которого вам пришлось лететь через половину галактики? Можно вежливо напомнить им о кодексе чести, а можно попробовать тихо проникнуть на их космический корабль и украсть вторую половину своей доли — выбор за вами.
Таким образом, Гейммастер скорее описывает контекст истории, а сам нарратив создаётся непосредственно игроками и действиями их персонажей. В этом-то вся и прелесть настольных ролевых игр – возможности взаимодействия с игровым миром ограничены только воображением игроков.
Во время диалога в компьютерной RPG, даже с огромным количеством опций для ответов, у нас редко когда есть возможность, скажем, ни с того ни с сего перейти на другой язык. Или спросить у NPC, что он ел сегодня на завтрак. Или, подходя к закрытой двери, мы в лучшем случае получим опции постучаться в неё, взломать или выбить с ноги, но вряд ли увидим там вариант поджечь её или написать на ней ругательство на дварфийском.
Все вероятности в НРИ определяются бросками кубиков. Удалось ли незаметно попасть на космический корабль? Попала ли стрела во владельца таверны или пролетела мимо? Смогли ли персонажи договориться с торговцем о скидке? Удалось ли расшифровать магические символы на древнем свитке? Всё решит бросок кубиков.
Разумеется, соответствующие параметры и характеристики персонажа будут влиять на вероятность успешного выполнения задачи. У воина в тяжёлых доспехах гораздо меньше шансов проникнуть в лагерь орков незамеченным, чем у ловкого вора. Всё это зашито в механику игры.
Она может быть разной: например, в D&D традиционно используется один двадцатигранный кубик, к значению броска которого прибавляется некий бонус, и если итоговое значение выше определённого предела, то действие считается успешным. В настольной Shadowrun используется другая система: игрок бросает шестигранные кубики, и каждый кубик, показывающий после броска значение 5 или 6, считается успешным. В зависимости от сложности выполняемого действия, может требоваться разное число таких «успехов».
Так или иначе, параметры персонажа, его навыки и экипировка влияют на то, насколько высокая вероятность у него справиться с задачей. В примере выше с механикой D&D это всё влияет на бонус, прибавляемый к броску двадцатигранника, а в примере с Shadowrun — на то, сколько шестигранных кубиков будет бросать игрок.
К слову, в мире НРИ часто встречаются обозначения вроде d4, d6, d8, d10, d12, d20 – это не что иное, как количество граней у кубика. Получается, d6 – это всем знакомый шестигранник, а d20 – икосаэдр, то есть кубик с двадцатью гранями.
Гейммастер описывает игровые ситуации и детали мира и окружения, озвучивает реплики NPC, а игроки, в свою очередь, рассказывают ему, что делают и говорят их персонажи – то есть «отыгрывают» их роли. Таким образом, вся история разворачивается не непосредственно на столе с фигурками и игровым полем, как это бывает в обычных настолках, а в воображении игроков. Тем не менее, многие ситуации (и в первую очередь это сражения) требуют точной визуализации расположения персонажей, врагов и элементов окружения. Решений этого вопроса множество – от схематичного рисования карандашом на листке бумаги до использования продвинутого реквизита вроде специализированных элементов ландшафта и пластиковых миниатюр.
Тем не менее, для тех, кто только начинает погружаться в мир настольных RPG, такие серьёзные вложения вовсе не требуются. Вполне можно обойтись только кубиками, карандашами с бумагой и своим богатым воображением. И это — несомненный плюс настольных ролевых игр. Ведь главное — это не то, сколько времени и денег было потрачено на сбор ландшафта и раскраску миниатюр, а общее удовольствие от игры и весёлая атмосфера за игровым столом.
Когда я больше десяти лет назад только начинал играть в настольные RPG, у нас так всё и было: один комплект кубиков на всех, книга правил в электронном виде, карандаши с бумагой да старая шахматная доска с фигурками из киндер-сюрпризов вместо миниатюр. Ну и отличная история у Мастера в голове, разумеется. И нам этого было более чем достаточно, чтобы еженедельно садиться после пар в университете за игровой стол и заканчивать только с восходом солнца и открытием метро.
Дивные новые миры
Сеттингов, жанров и систем популярных настольных ролевых игр бессчётное множество, и поэтому каждый гарантировано сможет выбрать для себя что-то по душе. При желании и нужном мастерстве вы и вовсе можете придумать что-то своё.
Начнём с сеттингов. Самый популярный – это, конечно же, фэнтези. Именно с него всё началось, когда первая редакция Dungeons & Dragons увидела свет, надолго заложив основу RPG и в чём-то став практически синонимом настольных ролевых игр. Орки, эльфы, драконы, отважные воины в доспехах и маги в остроконечных шляпах, древние проклятия и могущественные артефакты — здесь есть всё, с чем ассоциируется фэнтези в его современном понимании.
У системы Dungeons & Dragons за время её существования выходило пять основных редакций, не считая «промежуточных». Самая свежая на данный момент – пятая, она же D&D Next. Тем не менее, в игровой среде всё ещё пользуются популярностью и более старые редакции, например, D&D 3.5 и D&D 4.0. Есть и те, кто всё ещё играет в Advanced D&D, которая в своё время легла в основу Baldur’s Gate и Icewind Dale.
Выбор редакции, по большому счёту, зависит от личных предпочтений. Они все имеют существенные отличия с точки зрения прокачки персонажей, систем магии и общей сложности освоения, но базовая механика, основанная на кубике d20, остаётся практически неизменной. Что можно сказать наверняка — так это то, что более поздние редакции стали «ближе к народу»: их правила местами менее детализированы, но в целом более просты в освоении.
Другая крайне популярная фэнтезийная система — Pathfinder. Впрочем, и она в своё время «выросла» из третьей редакции D&D. Есть также множество настольных RPG по известным фэнтезийным сеттингам: Lord of the Rings RPG, Dragon Age, Warhammer Fantasy Roleplay и так далее. А для любителей восточной эстетики отдельно стоит выделить Legend of the Five Rings RPG: в её комплекте идут самураи, катаны, демоны-они, воинствующие феодальные кланы и тому подобное. Есть даже отдельный игровой параметр «честь», что вполне соответствует духу игры.
Научная фантастика — ещё одно популярное направление в настольных ролевых играх. Разумеется, здесь есть и системы по «Звёздным войнам» (Star Wars RPG за авторством всё тех же Wizards of the Coast), и по «Звёздному Пути», и по «Светлячку». Характерная особенность таких систем в том, что они зачастую детализируют не только правила игры и боя за персонажей, но и правила космических сражений.
Если же не привязываться к космическим операм, а посмотреть, скажем, в сторону киберпанка, то и здесь есть где разгуляться. Одна из самых популярных систем — Cyberpunk 2020. Именно она должна лечь в основу разрабатываемой сейчас CD Projekt RED игры Cyberpunk 2077.
У любителей атмосферных хорроров также богатый выбор из самых различных систем: например, серия World of Darkness. Она рассказывает о так называемом «Мире Тьмы» — более мрачной, магической «изнанке» нашей реальности, населённой сверхъестественными существами: вампирами, оборотнями, призраками.
С начала 90-х годов для этой вселенной вышло огромное количество книг, но в 2004 году серия была перезапущена с обновлёнными правилами. Так она разделилась на «старый» и «новый» Мир Тьмы. Для нового издания были выпущены руководства по трём базовым линейкам: Vampire: The Masquerade, Werewolf: The Forsaken и Mage: The Awakening, а также целый ворох дополнительных книг.
Конечно же говоря о хоррорах нельзя не вспомнить о Лавкрафте и его творениях. А вспомнить есть о чём: ролевая система Call of Cthulhu с 1980-х годов пережила семь редакций и до сих пор продолжает развиваться. Самое последнее, седьмое издание было запущено как кампания на Kickstarter, которая за месяц собрала 560 тысяч долларов вместо требуемых 40 тысяч.
В целом, ролевую систему можно найти практически на любой сеттинг. Стимпанк — Victoriana. Супергерои — Marvel Heroic Roleplaying. Постапокалипсис — Gamma World. Современность — Gumshoe System и d20 Modern.
Есть, конечно же, и гибридные сеттинги. В первую очередь, это Shadowrun — он совмещает в себе как классический, «гибсоновский» киберпанк, так и чисто фэнтезийные вещи вроде магии и эльфов. Относительно новая ролевая система Numenera, лёгшая в основу игры Torment: Tides of Numenera, вообще стоит на стыке трёх жанров и совмещает в себе научную фантастику, фэнтези и постапокалиптические мотивы.
Отдельно стоит упомянуть об «универсальных» системах. Заложенная внутри них механика позволяет «натянуть» на них абсолютно любой сеттинг — от мира волшебников во вселенной книг Гарри Поттера до ретро-футуристических боевиков в духе Far Cry 3: Blood Dragon. К таким системам относятся FATE, GURPS и Savage Worlds.
Разумеется, никто не запрещает придумывать и свои собственные сеттинги. Вкупе с той свободой действий, которую по умолчанию предлагают настольные RPG, такие системы выводят их на новый уровень, предлагая свободу в выборе контекста и формы игрового повествования. В общем, если вы давно мечтали поиграть в постапокалиптический детектив, основанный на русском народном фольклоре с элементами киберпанка, то вам определённо стоит присмотреться к одной из универсальных систем.
В случае с жанрами всё зависит как от используемой системы, так и от навыка Гейммастера и его желания создать определённую атмосферу. Некоторые системы изначально заточены под определённые жанры. Например, практически вся механика Dungeons & Dragons строится вокруг сражений с монстрами — это, по сути, экшен в фэнтезийном сеттинге. Gumshoe — это в первую очередь детектив (неспроста в русском переводе она называется «Сыщик»). Numenera фокусируется на исследовании окружающего мира и разгадке его тайн. В Legend of the Five Rings большое внимание уделяется общению игроков между собой и NPC, а также соблюдению норм восточного этикета.
Тем не менее, это не значит, что используемый сеттинг накладывает на Мастера и игроков какие-либо ограничения. При желании, можно разыграть и отличный детектив, используя правила D&D. Или придумать такой насыщенный экшен в настольной Star Wars, что джедаям просто некогда будет выключить свои световые мечи.
Тут вопрос скорее в том, какие ожидания у Мастера и у игроков: главное — подобрать такой формат игры, который в конечном итоге будет интересен всем. Ну и иметь в виду, что ролевые системы, всё-таки, раскрывают себя во всей красе именно в тех жанрах, для которых они создавались.
Предполётная подготовка
Теперь, имея представление о том, что такое настольные ролевые игры и какие бывают системы и сеттинги, самое время определиться с тем, что нужно для начала игры.
Найдите единомышленников
В некоторые настольные игры можно играть в одиночку, но с настольными ролевыми играми, к сожалению, такой фокус не пройдёт. Тут важна компания — как с точки зрения создания кворума для комфортной игры, так и для создания правильной атмосферы за игровым столом. Практика показывает, что оптимальное количество игроков для практически любой игры — от трёх до пяти, плюс один Мастер. Большее количество приводит к созданию балагана и растягиванию игры (особенно во время пошаговых боёв), а меньшим числом играть попросту неинтересно — в конце концов, львиная доля веселья генерируется взаимодействием игроков и их персонажей друг с другом.
Если среди друзей не нашлось единомышленников — не беда. В крупных городах магазины настольных игр регулярно устраивают эвенты, на которых можно познакомиться с настольными RPG. Плюс таких мероприятий в том, что на них игры зачастую проводят достаточно опытные мастера. Если подобные мероприятия в вашем городе не проводятся, это тоже не повод расстраиваться. На помощь придут социальные сети: в группах, посвященных НРИ, обычно полно объявлений типа «Игроки ищут мастера» или «Мастер ищет игроков в группу».
Определитесь с сеттингом и системой
Как можно убедиться из текста выше, игровых систем огромное множество. Они покрывают практически все возможные сеттинги и жанры. Какие-то — более сложные в освоении, какие-то — полегче. Но для начала я бы порекомендовал остановиться на чём-то популярном: такие системы, как правило, гораздо более проработанные, да и найти более опытных игроков будет проще, если возникнет необходимость обратиться за советом или уточнить нюансы правил.
Отдельные пару слов стоит сказать о языках. Знание английского языка в данном случае снимает практически все барьеры в выборе системы для своих настольных игр. Но и тем, кто не читает по-английски, расстраиваться не стоит: книги правил по многим популярным системам переведены на русский язык — как официально, так и стараниями фанатов. В качестве примеров можно привести последние редакции D&D — они точно издавались на русском языке, даже в печатном варианте. Savage Worlds известен в русской локализации как «Дневник Авантюриста». Warhammer 40000 Roleplay, Dungeon World, Fallout PnP также можно при желании найти в русскоязычном варианте, как и многие другие системы.
Есть и целые ролевые системы отечественного производства. Одна из самых известных — «Эра Водолея», выпущенная в 2000 году и затем переизданная в 2011-м с обновлёнными правилами. До неё выходили и другие системы: например, «Заклятье Чёрного Мага» в 1997 году, и « Заколдованная Страна», вышедшая аж в 1990-м и считающаяся первой настольной ролевой игрой в СССР. Занимателен тот факт, что «Заколдованная Страна» была выпущена на основе польской версии правил оригинальной D&D, которая, в свою очередь, была переводом с английского. Двойной перевод породил очень много неточностей в правилах, и без того щедро разбавленных фантазией советских разработчиков, но итоговый продукт всё равно пользовался огромной популярностью.
Определитесь, кто в группе будет Гейммастером
В идеале, конечно, желательно, чтобы первые игры для вас провёл опытный Мастер — тот, кто давно знаком с НРИ и хорошо знает нюансы выбранной игровой системы. Но даже если такового среди вашего окружения не нашлось, не беда, просто номинируйте лучшего рассказчика или обладателя самого богатого воображения. У Мастера крайне важная роль — он не только направляет сюжет вашей истории, но и задаёт тон и атмосферу всей игры.
Тем не менее, даже если вы взяли эту роль на себя, отсутствие опыта не должно вас пугать. Линейная будет история или нелинейная, будете ли вы жёстко соблюдать правила или введёте в игровую систему свои собственные, наполните ли сюжет одними сражениями или сосредоточитесь на диалогах и расследованиях — нет единственно верного способа вести игру. Самый верный показатель — атмосфера и общее настроение вашей группы. Если всем за игровым столом весело, значит вы всё делаете правильно.
Изучите правила выбранной системы
Для этого нужно сначала раздобыть соответствующие руководства и книги. С этим проблем возникнуть не должно, в интернете можно найти всё: и платные электронные копии на сайтах издательств, и любительские локализации на фанатских форумах. Главный вопрос: что именно скачивать? Взять ту же самую Dungeons & Dragons: по каждой из редакций были выпущены десятки, если не сотни книг. Как в них разобраться?
Общее правило довольно простое: в каждой системе есть основная книга с правилами. Она может называться по-разному: Core Rulebook, Player’s Handbook и т.д. В ней должны быть собраны все основные правила, необходимые для понимания механики, создания персонажей и начала игры.
Зачастую там же есть отдельный раздел для Мастера, в котором могут быть собраны параметры монстров, нюансы механик, советы по созданию приключений для игроков и так далее. Иногда этот раздел выносят в виде отдельной книги, как, например, в D&D: там он существует в виде руководства под названием Dungeon Master’s Guide. Для первых игр базового руководства должно быть вполне достаточно, а затем уже можно расширять свой кругозор дополнительными материалами по выбранной системе.
Важный момент для начинающих игроков: для того, чтобы начать играть, вам вовсе не нужно читать книгу с правилами от корки до корки. А вот Мастеру важно понимать детали механик и игровой логики, поэтому ему проштудировать руководство всё же стоит. В дальнейшем, основные моменты он сможет объяснить по ходу игры устно.
В одной из компаний, в которых я уже на протяжении многих лет веду настольные ролевые игры, некоторые из игроков за всё это время ни разу не открыли мануал ни по одной системе. И это совершенно не мешает им полноценно участвовать в игровом процессе, полагаясь лишь на мои подсказки и помощь.
Также, многие системы предлагают готовые приключения в виде отдельных книг или сборников. Зачастую там же можно найти уже готовых персонажей для игроков. Это вполне себе неплохой вариант для начинающих Мастеров — можно обзавестись таким приключением и просто вести игру «по книжке». А поднабравшись опыта и поняв, как строится логика настольных ролевых историй, уже можно переходить к созданию собственных миров и приключений, полных авторских сюжетных поворотов, персонажей и тайн.
Обзаведитесь необходимым реквизитом
И здесь я в первую очередь имею в виду кубики, или, как их ещё принято называть, дайсы. Помимо них понадобится бумага и карандаши. Вот и весь минимально необходимый набор. На самом деле, даже без кубиков можно обойтись: на любой смартфон можно скачать бесплатное приложение с виртуальными дайсами, и тогда общий размер инвестиций в вашу НРИ сведётся к нулю.
Но я всё же настаиваю на том, чтобы использовались настоящие игровые кубики: с ними гораздо приятнее играть, и в их использовании есть особый шарм, присущий лишь настольным RPG. Количество и вид дайсов зависит от используемой системы, но для верности можно взять стандартный набор, состоящий из d4, d6, d8, d10, d12 и d20 — так вы обеспечите себя кубиками на все случаи жизни.
Ландшафт, карты и миниатюрки являются приятным дополнением, но для первых партий они совершенно необязательны. Позже, войдя во вкус и определившись с наиболее подходящим для вас сеттингом, можно задуматься о том, чтобы таким образом усилить визуальную составляющую ваших игр.
Говоря о реквизите, стоит также упомянуть, что на рынке настольных игр есть готовые «стартовые наборы», включающие в себя всё, чтобы начать играть в настольные RPG. В составе таких коробок находится всё самое необходимое: и кубики, и миниатюры (или их заменители), и листы персонажей, и книги с правилами, и несколько готовых приключений. Отличный вариант для начинающих игровых групп. Единственное, что стоит иметь в виду — зачастую в таких «наборах» игра предлагает урезанные или упрощённые правила относительно основной системы. Как старые, так и новые редакции D&D выходили с подобными «коробками», есть на российском рынке в локализованном варианте и Pathfinder.
Играйте!
Итак, у вас теперь есть необходимые знания и реквизит — самое время отправиться в своё первое настольное ролевое приключение. Запланируйте приличное количество времени, желательно целый вечер или как минимум несколько часов. Практика показывает, что настольные RPG — это далеко не то же самое, что быстренько разложить партию в «Каркассон». Если в руководствах или стартовых наборах нет готовых персонажей, будьте готовы к тому, что половину первой партии вы проведёте за их созданием. В этом нет ничего страшного, это тоже часть игрового процесса.
Почему я говорю «первой партии» — потому что интерактивные истории в настольных RPG редко заканчиваются за одну игровую сессию. Некоторые из них могут длиться месяцами, или даже годами, прямо как сериалы. В этом есть своя прелесть — каждые выходные смотреть, как развивается игровой сюжет, а персонажи набирают опыт и становятся всё более могущественными.
Кому-то такой формат не по душе, и они играют так называемые «ван-шоты» (one-shot) — короткие приключения, укладывающиеся в одну игровую сессию. Как и в других аспектах ролевых игр, здесь вы тоже вольны в своём выборе — играйте так, как вашей группе представляется наиболее комфортным.
В этом весь мир настольных ролевых игр: с одной стороны, они предлагают жёсткие правила ролевых систем, но с другой — никогда не навязывают их, и Мастер вместе с игроками могут их менять, подстраивая под свои нужды. Они могут предлагать вам готовые приключения, но вы всегда вольны создать свою собственную эпическую сагу, лихой экшен или мистический детектив.
Там, где обычные настольные игры дают вам готовый к употреблению продукт, настольные ролевые игры дают целый набор инструментов, с помощью которого вы сможете сами создать идеальную для вас игру.
Источник: DTF