4 cерия финального сезона «Игры престолов» демонстрирует, насколько хорошим и цельным сериалом МОГЛА бы быть Game of Thrones — если бы в книгах Джорджа Р. Р. Мартина не было зомби, магии и прочих штампованных и, совершенно, как выяснилось, ненужных жанровых фэнтези-элементов.
Серия непосредственно продолжает политическую линию, оборванную мирными переговорами в финале 7 сезона: Дэйнерис с драконами и уцелевшими Безупречными (дотракийцы, говорят, тоже уцелели, но ни одного не показывают) осаждают Королевскую Гавань, полубезумная Серсея при поддержке Эурона Грейджоя и армии наемников готовится дать достойный последний бой. Но большую часть эпизода персонажи хоронят погибших в последней схватке с Ходоками, пьют горькую… и старательно делают вид, что нет ничего особенного в том, что Короля Ночи только что убила кинжалом 18-летняя девушка, после чего ВСЯ ЕГО АРМИЯ рассыпалась в ледяной прах!
«Песня льда и огня» с самого начала строилась из взаимоисключающих элементов: кровавой правды о дворцовых распрях Средневековья и мифа о возвращении легендарного героя; естественного, реалистичного поведения людей в экстремальных ситуациях и абсурдной концепции воскрешаемых по определенным правилам персонажей; умных нестандартных действий борющихся за выживание сильных и слабых и всемогущего волшебства, способного, в принципе, проникнуть за любые стены и вывести из игры любую фигуру.
Контраст между третьей серией — которая, как я уже говорил, сама по себе была бы достойным финалом любого ЖАНРОВОГО сериала, — и четвертой только подчеркивает, что мы смотрели два совершенно разных шоу, выходящих в одном и том же таймслоте и практически никак не пересекающихся. Сериал про зомби завершился, его герои похоронили мертвых и поклялись никогда не забывать, что они сделали для живых (хотя им самим то и дело приходится напоминать друг другу, что произошло в крайне запутанной ночной баталии). В сериале про Средневековье финальный сезон только начинается.
При этом у нас осталось всего 2 серии, два с лишних (может быть даже три) часа телевидения, в которых Дэвиду Бениоффу и Дэну Уайссу необходимо завершить линии практически всех сквозных героев — ведь в схватке с зомби из сюжетно значимых фигур пал один Джорах Мормонт. Если судить по четвертому эпизоду, они с задачей справятся — но это не значит, что последние серии не будут скомканными, упрощенными, что в настоящем финале нам не покажут пару гениальных ходов Джорджа Мартина в оправе из голливудского телевизионного мыла.
В четвертой серии — где все персонажи, в принципе, говорят правильные вещи, ведут себя довольно естественно, а кто-то даже лишается жизни в лучшем духе Неда Старка, — уже чувствуется нехватка времени, ограничения формата, не позволяющие как следует показать и развить психологическую трансформацию ключевого (да что там — главного!) героя всего сериала, от действий которого зависит и сам финал, и впечатления от всего шоу.
Нас явно ждет очень большая кровь (и пламя), и поступки героя будут глубоко мартиновскими, правдивыми, средневековыми. Их будут диктовать как соображения самосохранения, так и личное (родовое?) безумие, и в огне этих действий переплавится наше понимание всех остальных героев и самой сути сериала.
Но будет ли финал смотреться, работать — с этим актером, этими сценаристами, нашим пониманием того, как персонаж был сыгран и написан на протяжении предыдущих сезонов? Мне кажется, что нет — и винить в этом следует прежде всего огромное количество времени, потраченное на фэнтези-часть событий, которая не будет играть вообще никакой роли в оставшихся сериях.
Источник