В 1980 году в прокат вышла картина Стэнли Кубрика «Сияние» и, как и другие работы режиссёра, фильм был окружён множеством фанатских теорий. Продюсер Ян Харлан (Jan Harlan) и сценаристка Дайан Джонсон рассказали порталу Entertainment Weekly о процессе работы над экранизацией и том, чем её финальная версия отличалась от первоначальной задумки создателей.
По словам Харлана, Кубрик не хотел снимать фильмы ужасов поскольку сам не верил в паранормальные явления. Когда Warner Bros. предложили ему снимать фильм по мотивам популярного произведения Стивена Кинга, режиссёр согласился, но лишь при условии, что ему предоставят полный контроль над сюжетом.
Кубрик сразу же решил, что концовка фильма будет отличаться от книжной версии. В оригинальном произведении Джек Торренс погибает при взрыве отеля «Оверлук», но режиссёр считал, что подобный финал будет слишком банален. Также в сценарий не вошла большая часть диалогов с участием жены Джека.
Помимо этого, Кубрик считал необходимым, чтобы в картине погиб один из положительных героев, в то время как в оригинале эта участь постигла только Джека. В определённый момент режиссёр рассматривал вариант со смертью Дэнни — ребёнка супругов Торренс.
В итоге, съёмочная группа решила, что от руки Торренса-старшего погибнет шеф-повар «Оверлука» Дик Хэллоран. Однако существовал вариант сценария, в котором Венди убивает Джека и место злодея занимает именно сотрудник гостиницы.
По словам Джонсон, лабиринт, в котором в концовке замерзает сумасшедший Торренс, появился вместо кустарниковых скульптур животных, присутствовавших в романе Кинга. Также сценаристка рассказала об идеях, которые были у режиссёра ещё до завершения работы над сценарием.
При этом Кубрика не волновало, получится ли его фильм простым для понимания. Из-за того, что сценарий картины писался прямо во время съёмок, вопросы о происходящем возникали даже у их участников.
Харлан отметил, что впоследствии многие фанаты картины стали искать скрытые смыслы там, где их не было. Некоторые теории поклонников кажутся продюсеру «Сияния» оскорбительными.
Джонсон рассказала, что итоговый вариант картины показался Warner Bros. слишком длинным и поэтому студия попросила Кубрика сократить хронометраж. В результате из картины пропала сцена, которую сценаристка считала ключевой.
Также студия попросила вырезать сцену из госпиталя, в который попадают мать и сын, пережившие события в гостинице. Их посещает менеджер «Оверлука» Стюарт Улман и сообщает о том, что полиция не нашла доказательств паранормальных явлений, случившихся в отеле. После этого Улман даёт Торренсу-младшему мячик, который тот видел в «Оверлуке».
По мнению Кубрика, данная сцена была нужна для того, чтобы публика поняла, что с героями всё в порядке, но зрители, и без того сбитые с толку, не оценили задумку режиссёра.
Джонсон заявила, что в отличие от сцены с Улманом, концовка со старинной фотографией Торренса-старшего имела своё объяснение, пусть и не совсем рациональное.
По словам Харлана, режиссёр лично проследил за тем, чтобы все сцены, вырезанные по желанию студии, были уничтожены. Это было связано с тем, что Кубрик не хотел, чтобы фильм перемонтировал кто-то другой, а сам создатель картины не собирался возвращаться к работе над ней ещё раз.
Подставка для записной книжки до сих пор хранится в музее Кубрика при Лондонском университет искусств. Сцена в госпитале, в свою очередь существует в виде нескольких фотографий, сделанных дочерью режиссёра Вивиан в день съёмок.
Несмотря на неоднозначный приём критиков и слабый старт в прокате «Сияние» заработало 44 миллиона долларов, при бюджете в 19 миллионов, и получило ещё больше денег с продаж на домашних носителях. Впоследствии картина была признана классикой кинематографа и вошла сразу в несколько почётных списков Американской академии киноискусства.
Источник: DTF