В июне 2012 года в прокат выходит фильм «Храбрая сердцем», а вместе с ним — короткометражный фильм «La Luna».
В парке Disney California Adventure открывается новый аттракцион – «Страна машин».
Компания Pixar официально отказывается от своей давней системы анимации Menv и переходит на новую систему Presto. Фильм «Храбрая сердцем» становится первой картиной, снятой по новой технологии, хотя внутри компании она по-прежнему называется Menv.
Также компания Pixar совместно с Симфоническим оркестром Сан-Франциско запускает симфоническое представление «Pixar in Concert», в котором звучат партитуры различных фильмов компании.
ХРАБРАЯ СЕРДЦЕМ
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Фильм Pixar «Храбрая сердцем» занимает важное место в истории студии, поскольку в нем было сделано несколько первых шагов: это был первый опыт создания исторического сюжета, в котором главной героиней стала девушка, а также использовалась магия и колдовство.
Для создания фильма команда черпала вдохновение в XIV веке, проводя обширные исследования и изучая Британские острова. Создатели погрузились в такие элементы эпохи, как огромные медведи, которые когда-то бродили по Европе, и сложные детали замков, кланов и управления. Их целью было не привязать повествование к конкретному историческому периоду, а создать убедительный и подлинный мир.
Чтобы создать образ Шотландского нагорья, мультипликаторы старательно работали, надевая килты, сотрудничая с шотландскими музыкантами и осваивая искусство создания исторической одежды. Они отправились в путешествие по холмам, лесам, долинам и старинным замкам, чтобы передать суть происходящего.
Идея фильма «Храбрая сердцем» рождалась в голове Лассетера около семи лет. Создание образа Мериды было очень важно для того, чтобы отойти от традиционных представлений о принцессах, которые пассивно ждут своего принца. Команда хотела, чтобы Мерида была сильной и независимой личностью, но при этом способной к развитию. Опираясь на «реальные» жизненные отношения между людьми, Лассетер стремился показать эволюцию характера Мериды, когда она бросает вызов стереотипам о принцессах. «Я вообще не знаю таких женщин, которых рисуют в мультиках. Моя жена не такая. Женщины-продюсеры у нас в Pixar совсем не такие. Меня всю жизнь окружали сильные и смелые женщины. Мы хотели, чтобы Мерида была такой же. Сильной. Но в то же время нужно было пространство для роста. Я постоянно вспоминаю, какими особенными были отношения моей сестры с матерью. Особенно в подростковом возрасте. И мы хотели, чтобы Мерида выросла у нас на глазах, чтобы она была противоположностью всем стереотипам о принцессах», говорит Джон Лассетер в интервью для Кинопоиска.
Ее характерная внешность, напоминающая отца, и дикие, ниспадающие волосы стали важными элементами повествования, символизирующими необузданный дух персонажа. Внимание к деталям, вплоть до замысловатых узоров на платье и игры света на драгоценных камнях, было очень важным.
Пейзажи Шотландии и вересковые поля, были тщательно проработаны режиссерами, чтобы точно передать их мягкость. Даже складки пледа, который носил отец Мериды, были исследованы на манекене.
В фильме использовались различные источники вдохновения, о чем свидетельствует сходство платья матери Мериды с картиной Джона Сингера Сарджента «Леди Макбет». Команда не стеснялась погружаться в реальную жизнь, используя натурщиков для сцен, связанных с боем на мечах, стрельбой из лука и даже прической Мериды.
Путешествуя по Великобритании, команда нашла вдохновение для создания замка в руинах Даннотар и живописном замке Эйлин Донан, окруженном озером и горами. Они также осваивали подлинные менгиры, похожие на те, что встречаются на островах Арран и Льюис.
Даже рисунок тартана, использованный в фильме, был специально разработан Pixar, назван DunBroch в честь семьи Мериды и официально зарегистрирован в Реестре шотландских тартанов. Цвета были специально подобраны таким образом, чтобы отражать ограниченность красителей той эпохи, что придает фильму дополнительную историческую достоверность.
В процессе работы над фильмом «Храброе сердце» дизайнеры Pixar использовали цветовую схему, отражающую сущность Шотландии. Темно-синий цвет отражает оттенки Северного моря, красный символизирует семейную историю и битвы между кланами, глубокий зеленый цвет отдает дань волшебной природе высокогорья, а синий в центре олицетворяет постоянную борьбу кланов. Серый цвет — стойкий дух шотландцев.
На премьере в Лос-Анджелесе Джон Лассетер сам надел килт в цветах DunBroch.
Важную роль в фильме сыграла музыка, и для ее создания были приглашены талантливый фолк-музыкант Джули Фаулис. Эмоциональное исполнение Джули песен «Touch the Sky» и «Into the Open Air» придало фильму глубину. Кроме того, Бёрди и группа The Mumford & Sons представили песню «Learn me Right», а шотландский композитор Патрик Дойл включил в саундтрек традиционную волынку.
В процессе работы аниматоры столкнулись с трудностями при создании прически Мериды, тщательно проработав более 1500 прядей с 15 уровнями амплитуды и частоты для придания реалистичности. В общей сложности ее прическа состоит из 111 700 волосков.
Поскольку действие романа происходит в средневековой Шотландии, для создания одежды художники использовали такие материалы, как шерсть и лен, а некоторые члены команды переквалифицировались в профессиональных портных. В процессе работы создавались трехмерные модели на компьютере, добавлялись такие элементы, как бахрома и галстуки. Только для Мериды было создано несколько нарядов, в общей сложности 22, если учесть, что во время приключений она порвала одежду. Для второстепенных персонажей потребовалось 29 различных элементов одежды, в результате чего общее количество уникальных образов достигло 94, включая обувь и шпоры.
При создании платья королевы Элионор особое внимание было уделено деталям. Художники использовали ткань соответствующего цвета, тонировали ее металлизированной краской для получения изумрудного оттенка и украшали драгоценностями, которые затем дублировались на компьютере.
При создании фильма перед Pixar стояла уникальная задача — добиться старого и потрепанного вида в исторической обстановке. Действие происходит в X веке, что требует тщательного внимания к деталям, наложения патины времени кадр за кадром для создания аутентичной атмосферы. Первоначально в фильме под руководством Бренды Чепмен преобладали снежные декорации. Однако с приходом Марка Эндрюса от этой идеи отказались, и студия сосредоточилась на передаче сущности шотландской природы. Для создания чарующей атмосферы художники создали около 350 рисунков листьев, мха и кустарников.
В отличие от традиционных диснеевских фильмов, «Храбрая сердцем» создавалась в эстетике Pixar, которая подчеркивает эмоциональную глубину и оригинальность. Фильм стал искренним посвящением Стиву Джобсу, сыгравшему значительную роль в успехе студии: в картине воплотилась приверженность студии к инновациям и свежим сюжетам, стремление избежать повторений и постоянное привлечение новых талантов.
Вклад Бренды Чепмен как первой женщины-режиссера в истории Pixar сыграл решающую роль в формировании сложного конфликта между принцессой и ее заботливой, но требовательной матерью. Хотя Бренда в итоге покинула проект из-за творческих разногласий, ее влияние осталось очевидным в основных темах фильма.
«Храбрая сердцем» стал отходом от привычного стиля Pixar и отличался более мрачным и напряженным тоном по сравнению с предыдущими. Мультфильму присвоен рейтинг PG, что делает его одним из самых напряженных картин студии, особенно для маленьких зрителей. В фильме смело поднимаются темы мужества и любви, присутствуют комедийные элементы и некоторые рискованные сцены, что отличает его от типичной голливудской анимации.
СМЫСЛ
СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ЭГОИЗМ
В сюжете «Храброй сердцем» мы наблюдаем напряженные отношения между Меридой и ее матерью Элинор. Мерида ведет себя как упрямый и непокорный подросток, отказываясь понимать важность советов и обязанностей матери. Их конфликт приводит к большим проблемам в семье.
Также представлена параллельная история исчезнувшего королевства, разрушенного эгоизмом одного из его наследников; легенда иллюстрирует последствия поступков, в которых свои желания ставятся выше благополучия близких. Тема эгоизма и его разрушительного влияния на семью становится очевидной.
По мере развития конфликта Мерида предстает в фильме как «пример» для детей, предполагая, что решение проблемы кроется в магическом вмешательстве и противостоянии родительским решениям. Героиня обращается за помощью к огонькам и ведьме, чтобы изменить мнение своей матери. Это вмешательство, казалось бы, разрешает конфликт, поскольку желание Мериды исполняется.
Параллель между действиями Мериды и поступками Морду, принца, который стремился к власти и разрушил равновесие в королевстве, показывает последствия эгоизма. В то время как Морду из-за своих действий страдает в облике медведя, Мерида не сталкивается с такими же последствиями.
ОБРАЗ МАТЕРИ
На протяжении всего фильма тонко выстраивается негативный образ Элинор, которая вначале предстает как жестокая и лицемерная, а затем как смешная и нелепая. Такое изображение подрывает авторитет матери, потенциально влияя на восприятие детьми родительских фигур.
В фильме рассматриваются семейные конфликты и влияние эгоизма на отношения, но разрешение конфликта с помощью магического вмешательства ставит под сомнение его посылы, касающиеся разрешения конфликтов и родительского авторитета.
ИНДИВИДУАЛИЗМ
Персонаж принцессы Мериды олицетворяет собой гипериндивидуализм. Она отвергает общественные нормы и традиции, ставя собственные желания выше благополучия королевства.
ЗАГАДОЧНЫЕ ОГНИ
Таинственные огни в лесу неясны по своей природе, и их символика остается неоднозначной. В мифах подобные огни часто ассоциируются со смертью и тьмой.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ СТАРАНИЙ
Изначальная незаинтересованность Мериды в красноречии и уроках истории говорит о безответственности. Мультфильм предполагает, что все получится само собой, без усилий.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ВЫБОР СОБСТВЕННОГО ПУТИ
Несмотря на недостатки выше, мультфильм пропагандирует идею создания собственной судьбы и борьбы с традиционными ожиданиями.
БРАК ПО ЛЮБВИ
Тема брака по любви, хотя и не затрагивается в явном виде, намекается, когда Мерида выступает против брака по расчету.
ПРИНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ КРАСОТЫ
Изображение красоты Мериды подчеркивает здоровье и жизненную силу, а не гламурную внешность, что вносит позитивный элемент в фильм.
ДИЗАЙН ПЕРСОНАЖЕЙ
МЕРИДА
Мерида — пылкий и энергичный подросток королевского воспитания, твердо намеренная проложить свой собственный путь в жизни.
Ее любовь к природе и исключительные навыки стрельбы из лука и боя на мечах позволяют ей чувствовать себя как дома. Несмотря на свой бунтарский характер, она неравнодушна к своим братьям-тройняшкам.
КОРОЛЕВА ЭЛИНОР
Королева Элинор — изящная и мудрая. Она непоколебимо предана своей семье и королевству. В противовес ее импульсивному мужу, королю Фергусу, она неустанно трудится над поддержанием мира между кланами.
Видение Элинор будущего Мериды вступает в противоречие со стремлением дочери к независимости, что приводит к непредвиденным последствиям.
КОРОЛЬ ФЕРГУС
Король Фергус — героический воин в медвежьем плаще, с широким мечом и колышком на ноге, оставшимся после легендарной битвы с демоном-медведем Морду.
Фергус свирепый охотник на медведей, яростно защищающий свою семью и королевство. Его гордость за Мериду очевидна, и он передает ей свое умение владеть мечом и луком.
ТРОЙНЯШКИ ХАРРИС, ХЬЮБЕРТ И ХЭМИШ
Озорные тройняшки Харрис, Хьюберт и Хэмиш всегда готовы доставить неприятности, особенно если речь идет о сладостях.
Они общаются невербально и любят разыгрывать всех, особенно своего отца, короля Фергуса. Тройняшки особенно привязаны к своей старшей сестре Мериде.
ЭЛИНОР В ОБРАЗЕ МЕДВЕДИЦЫ
После превращения королевы Элинор в медведицу ей поначалу трудно сохранять привычный образ жизни и манеры.
Однако вскоре она учится приспосабливаться к новой дикой среде.
АНГУС
Ангус — верный и сильный конь; служит Мериде спасением от замковой жизни.
Вместе они попадают в различные приключения, и Мерида может доверить Ангусу свою жизнь.
ВЕДЬМА
Эксцентричная хитроумная Карвер, живущая в отдаленном домике, оказывается хитрее, чем кажется.
Когда Мерида ищет магическое решение своих проблем, ведьма неохотно дает ей заклинание с загадкой, определяющей судьбу Мериды.
ЛОРДЫ
Три лорда королевства, Дингуолл, Макинтош и Макгаффин, ревностно, а иногда и слишком ревностно руководят своими кланами.
Объединившись под властью короля Фергуса и дипломатией королевы Элинор, они участвуют в Горных играх, но сталкиваются с трудностями, когда Мерида нарушает священную традицию, угрожая хрупкому миру в королевстве.
ДИЗАЙН МИРА
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШОТЛАНДИИ
Пышные и дикие пейзажи Шотландии послужили важнейшим источником вдохновения для создания фильма. Режиссер Марк Эндрюс вспоминает, как они исследовали самые высокие и самые низкие уголки страны.
Творческая группа стремилась к точности и детализации, поэтому им пришлось совершить несколько исследовательских поездок в Шотландию. Вооружившись этюдниками, фотоаппаратами и зорким глазом, они собирали референсы — от панорамных видов до мельчайших деталей лишайников и мхов.
ЗАМОК ДАНБРОШ
Дизайн замка ДанБрош был продуман так, чтобы он казался неотъемлемой частью мыса, на котором расположен.
Задача состояла в том, чтобы создать замок, который бы выглядел простоявшим на горе еще за много веков до событий фильма.
ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ВЫСОКОГОРЬЕ
Передать сущность постоянно меняющейся погоды высокогорья было крайне важно для создания точного ощущения места действия.
Туман, суровая местность, постоянно меняющееся небо с дождем, снегом и солнечными бликами над огромными ландшафтами — вот что было необходимо передать в фильме аниматорам.
СТОЯЧИЕ КАМНИ
Судьба Мериды меняется, когда она, следуя за таинственным огоньком, попадает в древнее кольцо стоячих камней.
Стоячие камни, созданные по мотивам реально существующих камней Калланиш на острове Льюис (Внешние Гебриды) в Шотландии, стали центральным визуальным элементом фильма.
ХИЖИНА ВЕДЬМЫ
Наткнувшись в лесу на уединенную хижину, Мерида встречает в ней загадочную женщину.
Поначалу она выдает себя за простую мастерицу по дереву, но вскоре становится ясно, что за ней скрывается нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
Екатерина Кодуа