Студия Amanita Design и ее игры

Авторы, подарившие нам Machinarium, Botanicula и CHUCHEL.

Независимая студия Amanita Design была основана в Чехии в 2003-м году Якубом Дворски, выпускником пражской Академии Искусств. На ее счету несколько игр, ставших эталоном жанра, а также короткометражные фильмы, анимация и музыкальные релизы. За прошедшие годы, частный проект Дворски стал уютным творческим объединением для локальных художников, музыкантов и геймдизайнеров.

Samorost

Игра «Саморость» сделана на Flash и лежит в сети бесплатно. Технически, это Point & Click, называемый в наших широтах просто «квест». Элементы мелковаты, видно что делалось всё для других мониторов и разрешений экрана. Чтобы попасть по крошечным объектам нужно постараться.

Приближение на флеше дает сильную размытость и потерю качества, автор явно не заботился о масштабируемости графики — это просто студенческий проект, давший Якубу старт для хорошей карьеры. При всех недочетах, игра действительно талантливая.

Маленькая планета в опасности, на нее движется астероид, готовый ее уничтожить. Единственный житель, существо с белым капюшоном, отправляется на ракете на перехват: выяснить, как остановить трагедию. Здесь нас сходу встречает первый странный сюжет — курящий кальян обитатель астероида и подъемник, который доставляет героя на откуда-то взявшихся лыжах.

На астероиде весьма горная местность, там живут мелодично поющие козлы (животные), не сильно умственно развитые крестьяне, предположительно гуманоиды, рыбаки и ящерицы. В окружении подобной флоры и фауны решаем несложные задачки и отводим от Родины опасность.

Samorost 2

У второй части «Саморости» тоже есть веб-версия на Flash; правда, только демо. Игра вышла в 2009 году в Steam, и это по-прежнему одно из лучших вложений 149 рублей. Нас ждет прежний герой (он оказался звездным гномом) у которого украли собаку злобные пришельцы. Мы отправляемся спасать бедное животное.

Здесь уже как следует раскрывается фирменный юмор автора, который получит отражение в будущих релизах, уже с коллегами по студии. Это очень своеобразные шутки, детские и беззлобные по своей природе, но порой затрагивающие совсем недетские темы.

Подобные эксперименты можно было бы оправдать галлюцинациями и записать автора в наркоманы, но Дворски не переходит грань адекватности (замирая где-то близко), оставляя собственную фантазию в рамках дозволенного. Из минусов, можно отметить короткую продолжительность, игра проходится меньше чем за час.

Samorost 2 получила почетные призы Webby Award, IGF и SEOUL NET FFESTIVAL. Разработчик становится широко известен… в узких кругах.

Machinarium

Допустим, вы никогда не играли в квесты. И вам нужно срочно скачать что-то без вопросов крутое на ПК или планшет; но что-то одно, чтобы познакомиться с современным представителем жанра. В этом случае, «Машинариум» — правильный выбор. Бесплатное веб-демо доступно на сайте, там же есть ссылки на покупку.

Версия в Steam была полностью переписана разработчиками и вышла аж в 2017-м году: в ней больше нет устаревшего флеша, добавлены новые достижения и русский язык. И визуально игра всё так же великолепна.

Когда я разрабатывал мир Машинариума, я также создавал его историю — для себя, чтобы понять этот мир лучше и иметь возможность продумать его в деталях. В самой игре этой истории нет, но я расскажу вам, кратенько. Всё случилось на одной далёкой и забытой планете, куда люди привыкли отправлять мусор, который они производили — старые машины, механизмы, компьютеры и прочее. Из этого механического лома образовались несколько простых роботов. Некоторое время спустя они построили других, более усовершенствованных роботов, а потом — поселение. Так и был создан город Машинариум.

Якуб Дворски
из интервью GamesLife

За одного из таких роботов по имени Йозеф мы как раз играем. Он попадает в Машинариум, чтобы спасти свою девушку Берту, похищенную злодеями из Братства Черных Шляп. Игра значительно разнообразнее, чем «Саморость» и на порядок сложнее. Нет, на два порядка сложнее!

Хардкорные головоломки подчиняются своей изощренной внутренней логике. Нужно внимательно оценивать обстановку вокруг, всматриваться в детали персонажей и окружение — иначе никогда не додумаешься, почему вот этот объект подходит другому, ведь это так… нелогично, с точки зрения нашего мир. Этим «Машинариум» и прекрасен, своей полной оторванностью от реальности и умными загадками.

Игра собрала достаточно наград и была встречена публикой и прессой с восторгом. Некоторые тематические порталы дали ей титул «Игра года» в нишевых номинациях: Gamasutra, DIYGamer и наша родная «Игромания» («Лучший квест 2009 года», победитель).

Botanicula

Приключения пяти маленьких древесные созданий, отправившихся спасать последнее семя их родного дерева, зараженного пауками-паразитами. Проект отмечен топовыми игровыми изданиями, в качестве «изумительного и душевного приключения» (IGN) и эпитетами «чертовски хороша» (Kotaku). Игра и правда получилась чертовски душевной.

В 2012 году студия уже начала обрастать «мясом», появилась серьезная творческая команда. «Ботаникулу» создал Яромир Плахи, спродюсировал Дворски, а музыку написала группа DVA.

У каждого героя — свои уникальные способности. Так, «Фонарик» освещает темные пространства, поглощая светящиеся семена; «Девочка-Гриб» умеет себя клонировать и уменьшаться до микроскопических размеров; «Веточка» способна удлинять части тела, «Перо» может летать, а «Маковая Коробочка» просто самый сильный член команды.

Технически, это всё тот же приключенческий квест с собирательством, что и остальные проекты студии. Только персонажей несколько и они готовы прийти на помощь друг другу, на чем и завязана часть загадок.

У игры есть веб-демо, там же расположены ссылки на покупку. Версия Botanicula для устройств от Apple получила приз в номинации Mac App Store Best of 2012.

Samorost 3

В третье части путешествий космического гнома уже девять разных миров и сильно похорошевшая графика с отличной детализацией. Гном путешествует по Вселенной с помощью волшебной флейты, пытаясь понять ее сущность.

Игроки снова отмечали великолепную музыку, а пресса рассыпа́лась в комплиментах. Даже несмотря на явно буксующие идеи всей серии и некоторые странные нововведения: например, необязательные мини-квесты, не влияющие на сюжет, но сделанные ради получения «ачивок».

Головоломки не блистали сложностью, игра вышла в большей степени медитативная, для услады глаз, а не для работы мозга. Нет, это ни разу не стало провалом, в 2016-м году игра без вопросов была лучшим проектом студии на тот момент.

Третья «Саморость» так и оставалась бы на вершине достижений Amanita Design, не будь игры, вышедшей в марте 2018-го года.

CHUCHEL

Некое существо по имени «Чучел» в абсолютно футуристическом мире одержимо получить вишеньку, за которой гоняется по всем локациям. Попадая в различные приключения с другими, не менее странными существами. Это сильно похоже на то, что происходило с белкой в «Ледниковом периоде» — когда желанный орех так близок, можно и глобальные катаклизмы вызвать, только бы до него добраться.

Чучел, в этом смысле, не менее упрям: ради вишеньки он готов решать головоломки, изменять свою форму и превращаться в разные диковинки. Вот только ему постоянно мешает мелкая розовая штуковина, больше всего напоминающая мышонка.

CHUCHEL очень понравится детям всех возрастов, а во взрослом человеке разбудит озорного ребенка. К визуальному стилю нет вопросов, он безупречен (проект снова рисовал Яромир Плахи). А вот игровые механики могут показаться упрощенными для фанатов предыдущих релизов студии. Игра явно ориентирована на планшеты: упрощенный интерфейс, крупные объекты и элементы управления, а также игровой процесс, полностью завязанный на «тапах» по экрану.

Интересно, что игре не нужна локализация. Персонажи разговаривают на придуманном языке, надписей просто нет — создатели обошлись без них, даже в меню и подсказках (кроме пары «спич-баблов», как исключение). Это высший пилотаж разработчиков, быть понятным для всех возрастов и национальностей, используя только графику и звуковой дизайн.

В коллекционное издание, помимо большого арт-бука, входит саундтрек, и он прекрасен. Это короткие юморные зарисовки от группы DVA, традиционно сочинившей музыку для игры.

Есть такие мини-шедевры, как Stranger Cherries (отсылка к сериалу «Очень странные дела»), Chuchel walk with me (отсылка к «Твин Пикс» Дэвида Линча) и даже трек Young Chuchels, который оценят меломаны (видимо, речь о хип-хоп группе Young Fathers).

CHUCHEL разбит на 30 небольших минималистичных уровней, в каждом — своя загадка. Сложность возрастает плавно уровня до двадцатого, затем следует резкий скачок в сторону хардкорности. Придется изрядно повозиться под конец, даже с подсказками. Ребенок в одиночку, возможно, с таким не справится, и будут слёзы рекой.

* * *

Приятно, когда студенческие мечты воплощаются в жизнь. За 15 лет молодой и амбициозный чешский дизайнер стал основателем одной из лучших независимых студий Восточной Европы. А его команда придумала великолепные игровые миры, способные подарить радость людям всех возрастов и убеждений. И это — прекрасно.

 
Источник: DTF

Читайте также