Небольшая заметка об одной из самый скиллозависимых механик во всех соревновательных играх.
Когда где-то в интернете (и на DTF в том числе) упоминается Fortnite, обязательно кто-нибудь напишет, что он бы попробовал поиграть в игру, если бы не «идиотская механика стройки». Другой расскажет, что попробовал, ужаснулся тому, что перед ним строят «дурацкие коробки», психанул и вышел.
К сожалению, такие мнения, зачастую не целевой аудитории игры, портят её в глазах потенциальных игроков. Здесь я попробую объяснить, чем стройка хороша и почему отказ от нее ознаменовал бы моментальную смерть игры.
А кто целевая аудитория-то?
Люди, которым нравится соревноваться. Это сессионная онлайн-игра, в которой конечная задача в каждой игре сводится к тому, чтобы победить всех своих врагов и остаться последним выжившим.
Соревновательных онлайн-игр множество, вы все их прекрасно знаете: CoD: Warzone, CS:GO, DOTA 2, Overwatch, R6S и многие другие.
Возможность расти, улучшать свои навыки и применять их — основа таких игр.
Что общего между Overwatch, CS:GO, Warzone и Fortnite? Это шутеры. Основная механика в них — механика стрельбы. Overwatch разбавляет ее абилками героев и разными типами оружия, CS:GO возводит шутерную механику в абсолют и заставляет приспосабливаться к огромному количеству тонкостей, Warzone привлекает большим количеством билдов и вооружения, а так же оптимальным ТТК, позволяющим даже не самым скиллованным игрокам побеждать «киберспортсменов» благодаря тактическим уловкам.
А что предлагает Fortnite? Механику стройки. И без нее это не шутер, а посредственность: отдача у оружия толком не ощущается, разброс в игре рандомный, баланс у пушек часто поломанный.
В чем отличие строительства?
В том, что оно мало того, что догоняет по важности саму механику стрельбы, так еще и перегоняет ее в соответствии с ростом уровня игрока (и, соответственно, противников). Такого нет ни у одной из вышеперечисленных игр. Для того, чтобы достичь успеха в Fortnite недостаточно просто хорошо стрелять. Тут вы можете сделать грамотное замечание, что в том же овервотче выше платины на одной стрельбе вывозить будет очень тяжело. Согласен, это так. Но в Fortnite вы не сможете достигнуть вообще никаких результатов без использования строительства.
Строительство как механика
В ней есть огромное количество тонкостей, техник и микромоментов. Разберу кратко ее основу и покажу, почему фраза «передо мной чел построил пятиэтажку за секунду» ничего не значит в реальной игре.
Основа — игрок имеет ограниченное количество ресурсов, на которые он может возвести четыре типа постройки, которые занимают ту или иную часть одного небольшого квадрата, на которые поделён весь мир: стена, пол, лестница и пирамида. Ограничений по времени нет, постройки ставятся моментально, но сначала имеют малый запас ХП, и их всегда можно сломать: бесконечной киркой, которая есть у всех и всегда или любым другим оружием.
Построенные постройки (извините за тавтологию) можно редактировать: стенам добавлять окна, лестницам менять направления и ширину, пирамидам поднимать вершины и все такое. Каждую из этих особенностей можно повернуть в свою сторону: например, противник стоит за твоей стеной, ты быстро добавляешь окно, стреляешь из него и убираешь окно. Ключевое слово: быстро. Скорость твоего строительства и редактирования является очень важным определяющим исход боя фактором. Отрабатывать скорость тяжело, здесь участвует мышечная память, которую быстро не развить.
Казалось бы — вот он, ответ: наиграй сотни часов, научись быстро и высоко строить и всех нагибай! Вам не позволит это делать как минимум следующее: ограниченность ресурсов. В обычном паблике у каждого игрока может быть 3000 ресурсов в сумме, а это, на минуточку, 300 построек. Многовато, да. Но надыбать такое количество ресурсов сложно, да и не особо нужно, если честно. Любой новичок отлетит от вышеупомянутого трюка со стеной и окном, а опытные игроки давно знают, как наказывать высоко построившегося выпендрежника, при этом затрачивая очень малое количество собственных ресурсов.
Дела с ресурсами иначе обстоят в рейтинге, где их максимальное количество сокращено в два раза — до 1500 на одного игрока. Возможно, кому-то покажется, что это тоже много, но на самом деле нет. Моргнуть не успеешь, как все потратишь, если не будешь экономить.
Короче говоря, для того, чтобы не сливаться от первого встречного опытного игрока, вам следует лишь научиться основам строительства и понимать, что против вас может выкинуть противник. В конечном итоге, ему всегда надо вылезти из бесконечной многоэтажки, чтобы нанести по вам выстрел. Научитесь трезво оценивать ситуацию, и этого хватит для победы над многими — скорость постройки придет с опытом.
Однако я понимаю, что учиться основам строительства многие не хотят, бомбят от увиденного и выходят. А вы попробуйте вспомнить, как вы впервые запустили шутер, когда механика стрельбы была для вас непривычна. То-то. Но игра не виновата в том, что вы не хотите учиться, она предлагает новый экспириенс, который по сложности в доведении до мастерства превосходит практически все другие механики во всех соревновательных играх.
Так в чем её скиллозависимость-то?
При постройке каждой стены, лестницы, пола и пирамиды, игроку нужно учитывать, что в этот момент делает противник, чтобы обыграть его. Хаотичная стройка редко приносит желаемые плоды и зачастую приводит к тому, что использующий такую тактику игрок просто потратит все свои ресурсы, что неминуемо приведёт его к проигрышу.
В то же время, громадную роль здесь, как и было сказано выше, играет мышечная память; в игре могут происходить ситуации, когда один игрок настолько быстрее второго, что не оставляет последнему практически никаких шансов. Но происходят они не так часто, как это кажется новичкам, не говоря о том, что в паблике такая разница в скилле обычно не встречается.
Добавляем сюда несколько нюансов типа редактирования и эффективного уничтожения построек противника, и получаем очень глубокую механику, в которой можно совершенствоваться, в общем-то, бесконечно. А еще в ней нет рандома.
В текстовых рамках тяжело это доказать, так что тем, кто все еще сомневается, советую попробовать посмотреть стрим какого-нибудь сильного игрока и самому проверить объективность этих слов.
TL;DR
Механика строительства — это уникальный опыт, который приходится из-за его исключительности изучать с нуля. В других соревновательных шутерах побочные механики не так важны, как стройка в Fortnite, в них самой важной частью выступает механика стрельбы.
Если вам не интересен дух более трудного, чем у конкурентов, соревнования и вы играете в игры, чтобы просто пару часиков вечерком отдохнуть, то Fortnite, вероятно, вам не подходит. Но не надо называть ее (а особенно ее ключевую геймплейную особенность) плохой, только из-за того, что она сделана не для вас.
Кстати, автор в игру уже давно не играет и его интерес в написании этой статьи — не защита очередной сессионки, а защита уникальной геймплейной механики.