Ещё одна важная глава для вселенной Halo и по-прежнему самая доступная и удобная консольная RTS.
Разрабатывая первую Halo Wars студия Ensemble Studios пошла на большой риск. Шутка ли, стратегия в реальном времени для консоли? Но всё получилось. Игру до сих пор вспоминают исключительно как «самую удобную в управлении консольную RTS».
Halo Wars — веха для жанра. Всяческие порты «Дюны» и многочисленные С&C лишь показывали, что стратегии в реальном времени могут работать на консолях. Не более. Но это всё же были чистокровные компьютерные стратегии, просто адаптированные под другие платформы. А Halo Wars изначально разрабатывали для Xbox 360.
Она выполнила свою миссию — заставила людей поверить, что RTS может управляться с геймпада ничуть не хуже, чем с помощью клавиатуры и мыши. Такой же фокус провернули авторы первого Halo, который в 2001 году изменил отношение к консольным шутерам.
Но, как ни печально, для Ensemble Studios этот проект стал лебединой песней. Студию закрыли «по финансовым соображениям», хоть игра и продалась суммарным тиражом почти в три миллиона копий. Почему так произошло? По словам легенды индустрии Брюса Шелли и бывшего сотрудника Ensemble, команда работала в жанре стратегий, где особо денег не заработаешь, и в определённый момент чересчур разрослась. «Умеренные» продажи их последней игры и отмена другой (Halo MMO) стали лишь косвенной причиной.
Но с Halo Wars заканчивать не собирались — всё-таки это веское слово в индустрии. Вторую часть отдали в работу Creative Assembly, авторам Total War.
Забегая вперед: Halo Wars 2 вышла такой, какой нужно. Она аккуратно сохраняет важные элементы и особенности предшественницы и вместе с тем развивает её идеи и привносит новые. Более того, с выходом на ПК игра может стать пропуском в жанр RTS не только для консольщиков, но и для всех новичков.
Halo Wars 2 работает по программе Play anywhere, то есть поиграть в неё можно и на ПК под управлением Windows 10.
Космический эпик
Оригинальная игра рассказывала о первых вооруженных столкновениях людей с Ковенантом, пришельцами из других миров. Это была первая борьба за колонию на планете Жатва и за спасение человечества в целом, первая встреча с другими инопланетными угрозами — Потопом и Предтечами. Важная глава в истории мира Halo.
События Halo Wars 2 не менее важны, но развиваются они уже после Halo 3. Империя Ковенанта распалась, и среди новообразованных разрозненных групп появился новый лидер — Атриокс, предводитель наемников, называющих себя «Изгнанники». Им и предстоит дать отпор.
Разработчики утверждают, что это самостоятельная история, и необязательно играть в другие части Halo, чтобы всё понять.
Сюжет действительно незамысловатый и построен по принципу боевиков-космоопер — есть угроза, с ней нужно разобраться. Дрифтующий по космосу корабль «Дух огня» получает сигнал бедствия. Капитан корабля Каттер откликается на сигнал и посылает войска, но они сталкиваются с группой наемников Атриокса. Так начинается история.
Дальше события развиваются молниеносно, с эпичным размахом. Но неподготовленный человек всё-таки упустит самое интересное: для него это будет просто история о борьбе условного войска людей с условным войском главного злодея. Какое-то оружие массового поражения в виде колец? Ковчег? Да и финал для новичков оборвётся ни на чём и вызовет лишь ещё больше вопросов.
А вот фанаты узнают в экипаже «Духа огня» команду, что пыталась спасти Жатву и противостояла Ковенанту в прошлой части, а в конце увидят отсылки к новой трилогии Halo и сюжетный мост к Halo 6.
История первой Halo Wars была понятна каждому. Когда ты отвоёвываешь у инопланетян человеческую колонию и в ходе разведывательных операций выясняешь, что им нужно на твоей планете, можно особо не вникать в глубокий лор. Вот это была самостоятельная история.
В попытке связать сюжетные линии разработчики переусложнили Halo Wars 2. Человек со стороны увидит здесь лишь крутой боевик.
Доступная стратегия
Основные принципы со времён первой части не сильно изменились. Это RTS, из которой исключили всё, кроме базовой механики в угоду высокому темпу сражений.
Фанатам компьютерных стратегий местные компактные карты покажутся слишком маленькими. Почти полное отсутствие микроконтроля в пользу распределения юнитов по всего четырём группам — вызывающим. А обустройство базы на заданных клетках — излишне простым.
Однако им наверняка понравится то, с какой скоростью развиваются события в Halo Wars 2. Здесь всё происходит в два раза быстрее, чем в большинстве других стратегий. Играя в StarCraft вы бы только начали собирать ресурсы и обустраивать базу, а здесь в это время — уже воюете за опорный пункт и совершаете набег в стан противника.
Такая динамика достигается не столько за счёт упрощения, сколько благодаря вычленению самого важного. Например, у базы выделенное количество мест для постройки сооружений, но есть все основные здания: по одному для создания пехоты, техники и авиации, одно для улучшений, по одному для каждого из двух видов ресурсов.
При этом баланс ресурсов выстроен в игре отнюдь не просто. Всего их два: припасы и энергия. И каждый из них в разной степени важен для строительства зданий и юнитов. Есть постройки, которые требуют только энергию, и есть юниты, которым нужны только припасы. Некоторым нужно и то, и другое. Припасы как добываются отдельным строением на базе, так и разбросаны по карте, а энергию, в свою очередь, можно получать, захватывая специальные установки. За эти энергоузлы подчас разворачивается серьёзная борьба. Тот, у кого их больше, сможет быстрее прокачать базу и вырваться вперёд.
Силы юнитов уравновешиваются, казалось бы, по примитивной схеме «камень-ножницы-бумага»: авиация уничтожает бронетехнику, бронетехника убивает пехоту, пехота расстреливает авиацию. Но затем к этой схеме добавляются тонкости. Один отряд Хрюков — пехотинцев Ковенанта — не одолеет в честном бою один на один штурмовой воздушных корабль Шершень. Есть даже вероятность, что Хрюки, в силу своей особенности, просто побегут, потеряв пару бойцов. Но два-три отряда Хрюков уже с лёгкостью одолеют Шершня. К исключениям добавляются Спартанцы, которые без труда захватывают любую технику, бронемобиль Росомаха, созданный для ПВО, и множество других специальных юнитов со своими уникальными способностями.
Halo Wars 2 просто и понятно подает механизмы, на которых работает. Быстро изучив их, уже можно добиться первых результатов. Ну а дальше — дело техники.
Halo Wars 2, как и первая часть, изначально затачивалась под геймпад. Никаких «рамочек»: на контроллере можно выбрать все видимые отряды одной кнопкой или специальным кругом. Также тут есть отдельные кнопки под ускорение камеры и переключение между базой и юнитами. Звучит сложно, но на практике — решены все неудобства, которые возникали в консольных стратегиях до Halo Wars.
И хотя со временем, так или иначе, придётся вникать в порядок строительства зданий и искать эффективные комбинации юнитов, понять тактику ведения боёв Halo Wars сможет каждый.
К общему пониманию подталкивает и сюжетная кампания. Сначала нам дают в руководство небольшие отряды или Спартанца, который в одиночку может захватывать вражескую технику и отвоевывать целые территории. И даже когда дело доходит до строительства базы, игра почти не даёт сидеть на месте и копить юнитов ради одной решающей атаки.
«Постановочные» задания кампании разнообразны: вот мы захватываем Скарабея, вражескую боевую платформу устрашающей мощи, и выжигаем целые группы противников. Вот — обороняем важную точку, рассчитывая только на подкрепления. А иногда случается и так, что Halo Wars 2 превращается в tower defence и предлагает защищаться от волн противников, строя у них на пути турели и расставляя войска.
Кампания Halo Wars 2 постоянно меняется и тем самым знакомит игрока со всеми своими основными принципами, готовит его к мультиплееру. Ведь сетевые режимы на этот раз в центре внимания.
Разнообразная сетевая стратегия
Для начала: как и любая часть Halo, это — ещё и кооперативная игра. Игра про то, как собрать друзей по сети (сплитскрина, конечно, нет), пройти компанию, сразиться против наступающих волн врагов или проверить свои силы и командные навыки в мультиплеере.
Сетевые режимы разнообразны. «Бойня», вариация классической «битвы на смерть», предлагает сражаться до потери базы. «Превосходство» — захватывать и удерживать опорные пункты. «Бастионы» — строить и удерживать мини-базы.
В режимах меняются условия и в полной мере раскрывается игровой процесс Halo Wars 2. После относительно лёгкой прогулки и знакомства с правилами в сюжетной кампании, это — хорошее испытание вашего знания базовой тактики и всех её тонкостей. Потому что серьёзный соперник в отличие от компьютера не простит ошибки.
Особую роль тут играют умения командира, которого вы выберете перед боем. В одиночном режиме был только Джеймс Каттер, который полагался на орбитальную поддержку. Здесь же кроме него есть шесть командиров, и у каждого — свои спецспособности. Искусственный интеллект Изабель, к примеру, может взламывать и захватывать вражескую технику, а Демиус, один из лидеров Ковенанта, умеет отнимать жизненные силы у воинов противника в пользу своих.
А ещё сетевые арены — место, где можно столкнуть Ковенант с Ковенантом, или людей с людьми. В случае с инопланетянами это оправдано вселенной — в Империи раскол, едва ли не гражданская война, да и в Halo мы не раз видели, как «брат шёл на брата». А вот столкновение людей выглядит любопытно. При равных юнитах и возможностях сторон побеждает тот, кто лучше освоил все возможные тактики. Впрочем, последнее справедливо и для встреч человечества с Ковенантом.
Карточная стратегия
Новый для Halo Wars режим «Блиц» делает правила RTS ещё проще. Суть проста: базу в нём заменяет колода карт с юнитами. Войска призываются на поля боя, когда вы разыгрываете определённую карту. Но при этом тратится энергия, которую постоянно нужно восполнять, уничтожая войска противника, и разбивая энергоядра, что время от времени падают с орбиты. Основная задача — захватить и удержать контрольные точки.
Динамика ещё выше, поле боя — ещё компактнее, а тактических возможностей меньше не становится. Приходится все изученные стратегии применять с учётом удачи (ведь заранее не знаешь, что достанешь из рукава) и ограниченных опций. Держать в руке можно одновременно лишь четыре карты. Менять неподходящие карты можно по желанию, но на это тоже тратится энергия.
Колоду можно тасовать и пересобирать перед матчем как угодно. Базовые карты с юнитами зависят от выбранной стороны, но есть ещё редкие — они основаны на способностях командиров. Редкие карты дают преимущества вроде неуязвимости, или, к примеру, какого-нибудь уникального юнита, способного становиться невидимым.
Помимо колоды важно с умом выбирать и начальную армию — в зависимости от тактики, которой вы собираетесь придерживаться. У каждого командира, правда, всего два вида начальной армии: для атаки или разведки.
Побеждая и выполняя ежедневные и еженедельные задания, игрок зарабатывает наборы карт. Всё новое из набора пополняет нашу коллекцию, а если выпадет карта, которая уже есть, то она просто увеличит силу аналогичной из вашей колоды.
И тут вступает типичная для подобных режимов монетизация. Для прокачки силы карт и сбора редких нужно много играть или докупать наборы. Выбор за вами.
«Блиц» отведена большая роль в Halo Wars 2. Он делает RTS ещё проще и понятнее для масс — просто потому, что добавляет азарта. Этот режим может стать таким же важным, как Ultimate Team для FIFA. И, если всё получится, то его будут копировать.
Но пока вместе с ним Halo Wars 2 предлагает крутые мультиплеерные режимы и увлекательную кампанию, которую, правда, в полной мере поймут только фанаты Halo. При таком разнообразии, одновременно простом и выверенном игровом процессе, есть все шансы, что консервативный жанр стратегий в реальном времени захватит максимальное количество игроков.
Источник: