Стереотипы об айтишниках в кино: от ботаников к циникам за 60 лет

Стереотипы об айтишниках в кино: от ботаников к циникам за 60 лет
Привет, Хабр! Сейчас IT — это большая профессиональная область без тайн и загадок. Но так было не всегда: 60 лет назад, когда профессия только формировалась, а компьютеры появлялись, айтишников и их работу было сложно понять — и это отразилось на кино и сериалах. Мы в Selectel изучили яркие фильмы разных эпох, чтобы поделиться с вами ретроспективой образа «типичного айтишника». Под катом делимся нашими выводами и наблюдениями.

60–80-е годы: айтишник — ботаник и городской сумасшедший


Образ айтишника-чудака стал появляться в фильмах с начала шестидесятых, когда работа с компьютерами начала формироваться в отдельную профессию и потребовались новые специалисты. Тогда эта область знаний была непонятной и загадочной для аудитории, поэтому и киношные специалисты в IT тоже были чудаковатыми: кто знает, что они делают за этими новыми огромными машинами.

Четкого образа типичного айтишника сначала не было. Над ЭВМ и подобными технологиями работали инженеры, математики, кибернетики. И внешне было сложно отличить программиста тех лет от специалиста НИИ или аспиранта мехмата: рубашка и свитер, небольшая борода, очки. В семидесятых годах в массовой культуре образ IT-специалиста стал вырисовываться четче.

Например, типичный айтишник из кино 70-х — это гик, который разбирается в новых технологиях, но при этом как будто не приспособлен для настоящей жизни.

Вот несколько ярких характеристик IT-специалистов из фильмов той эпохи.

Рассеянные и неловкие, как Ричард из кино Кабинетный гарнитур» (1953)

Ричард — этакий неандерталец среди айтишников, уже немолодой, но энергичный изобретатель. Он трепетно относится к своему детищу — «электронному мозгу», но при этом путает такие мелочи, как дни недели, и, к примеру, приходит на встречу на день раньше.

Ричард нравится девушкам, а ему самому в первую очередь нравится его умная машина. Он увлеченно рассуждает, куда поставит изобретение, но совсем не видит, как расстроились его коллеги, — ведь машина Ричарда может их заменить.

Подчеркивает рассеянность айтишника внешность — по стандартам корпорации он носит строгий костюм, но на ногах часто разные носки — и Ричард этого даже не замечает.


Кадр из фильма «Кабинетный гарнитур» / 20th Century-Fox / 1953.

Неподготовленные к реальной жизни, как хакер Дейв в фильме «Военные игры» (1983)

Дейв обожает компьютеры и все время возвращается к ним: он может запросто прервать семейный ужин, если ему на глаза попалась брошюра по разработке игр. А в попытках подобрать пароль от игры он выпадает из жизни на целую неделю: забывает про сон и еду, не ходит в школу, а друзья находят его в ворохе бумаг.

90-е: айтишник может все


С 90-х годов айтишники в кино перестали быть таинственными и уединенными и стали получать больше внимания на экране: консультировать главных героев (или даже быть ими), решать все технические проблемы. Такие айтишники стали больше общаться, но часто именно киберчасть их работы остается на втором плане.

Айтишник из культуры девяностых похож на супергероя: он справится с любой проблемой, при этом будет красиво выглядеть и переводить бабушек через дорогу.

Айтишники из кино той эпохи:

Упорные и не сдающиеся, как тестировщица Анджела в фильме «Сеть» (1995)

Героиня Сандры Буллок похожа на невезучую девушку, у которой все идет не так. Она первая на ликвидацию в списке кибертеррористов и полиции, попадает то в тюрьму, то в больницу. Даже дом продают без ее ведома. Однако Анджела очень настойчива и не любит, когда не может решить проблему. Она не опускает рук — ищет правду, защищает себя и, конечно, уничтожает троянскую программу, из-за которой в мире чуть не начались большие проблемы.

Непобедимые и решающие все проблемы, как Нео из «Матрицы» (1999)

Нео находчивый, быстро думает и реагирует, всегда готов помочь. Он ловко отбивается от агентов в начале фильма, а к концу уже запросто останавливает пули руками и избегает смерти.

Нео — настоящий супергерой. Он может и сайт взломать, и с армией Смитов справиться, и избавить человечество от рабства, положив конец войне с машинами.


Кадр из фильма «Матрица» / Warner Bros, Village Roadshow Pictures, Groucho II Film Partnership / 1999.

Спасающие мир от экологической катастрофы, как Дэйд и команда школьников-хакеров в фильме «Хакеры» (1995)

Дэйд — прирожденный компьютерный гений. Он уже в 11 лет смог заразить вирусом Нью-Йоркскую фондовую биржу, а в 18 легко меняет программу трансляции местных телеканалов. Взломать сеть нефтяной корпорации на спор для него не составляет труда. Но Дэйд не просто талантливый хакер, он — истинный айтишник 90-х: устраивает проблемы плохишам, борется за правду и, конечно, предотвращает экологическую катастрофу мировых масштабов.


Нулевые: айтишник — парень с соседнего двора


С начала нулевых образ айтишника приобретает новые черты. IT-специалисты перестали быть супергероями и стали людьми, которые просто хорошо разбираются в технологиях. Теперь айтишник не только наполовину гениальный наполовину безумный хакер — в нем появляется все больше общечеловеческих черт.

Айтишник может не жить одной работой и не спасать мир, а немного расслабиться и даже пошутить. Он живой человек со своим характером — и не всегда идеальным.

Еще типичный айтишник из кино нулевых:

Проблемный, но одумавшийся, как хакер Стэнли в фильме «Пароль „Рыба-меч“» (2001)

Стэнли — хакер, отсидевший за киберпреступления. Он решает измениться: качает мышцы и харизму, носит серьгу в ухе, готов бороться за семью. Стэнли — и айтишник, и любящий отец, и даже немного герой-любовник. Но жизнь ему периодически подбрасывает задачки, которые заставляют его пересмотреть свои принципы.


Кадр из фильма «Пароль „Рыба-меч“» / Village Roadshow Pictures, Silver Pictures / 2001.

С полным набором человеческих слабостей, как Марк Цукерберг и его коллеги в фильме «Социальная сеть» (2010)

История Марка Цукерберга противоречивая: некоторые обвиняют его, что для создания Facebook* он украл наработки коллеги и не выплатил ему денег. Кроме того, для Марка карьера айтишника, по сути, началась с того, что он создал неоднозначный сайт для оценки внешности студенток в Гарварде.

Но несмотря на все свои пороки, оскорбления, которые он пишет в блоге, и даже судебный процесс, этот киноайтишник остается верным своей идее и добивается успеха, пусть и не очень этичным способом.

* Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит указанная соцсеть, признана экстремистской и запрещена в РФ.

Простодушный и вызывающий симпатию, как Гена из фильма «Хоттабыч» (2006)

Кажется, что главный герой фильма Гена все время занимается ерундой. Его образ легкомысленный: он то хочет создать открывашку для пива на компьютерной мышке, то получить много денег (в итоге они оказываются не на бумаге, а в папирусе) или даже влюбить в себя героиню-хакершу.

Жизнь айтишника Гены хорошо передает атмосферу нулевых: этакое веселое времяпрепровождение, в котором он вместе с Хоттабычем бороздят просторы Рунета и сидят в аське.

Любитель черного юмора, как биолог-хакер Иван в сериале «След» (с 2007 г.)

Иногда в хакеры идут не только айтишники, но и биологи. Иван любит циничный черный юмор, а шутки всегда рассказывает с максимально равнодушным лицом, при этом сам не смеется. Как и другие айтишники нулевых, Иван часто выглядит как геймер, который неделями не выходит из дома, его сложно чем-то удивить. Этот айтишник и сам не прочь нестандартно «пошутить»: например, он когда-то взламывал аккаунты бизнесменов и переводил их деньги в наркологические клиники.


Кадр из сериала «След» / 2007.

Современность — айтишник может быть любым

За последнее десятилетие IT как сфера потеряла свою загадочность для аудитории: теперь в ней может работать любой, поэтому нет смысла держаться за стереотипы о неизведанных мирах или альтернативных личностях. Айтишники — люди, у которых есть свои заботы, мнение и пристрастия.

Вот как представлены айтишники в кино сегодня:

Гики-социофобы, как хакер Эллиот в сериале «Мистер Робот» (2015–2019)

Эллиот — классический технарь, который все время чувствует одиночество. Именно поэтому он занимается хакерством, чтобы понаблюдать за жизнью других, почувствовать себя среди людей. При этом реальный мир ему не очень нравится: он предпочитает сидеть дома, страдает психофизическими расстройствами, а его умственные способности сильнее его кулаков.

Талантливые и несерьезные, как герои сериала «Кремниевая долина» (2014–2019)

Возможно, о беззаботности героев говорит формат сериала — это ситком. Но есть несколько ситуаций, когда мы понимаем, что герои действительно беспечны по жизни. Например, один из героев с гражданством Канады игнорирует миграционные требования, потому что он, по его же словам, «гражданин мира».

В одной из первых серий герои боятся, что искусственный интеллект захватит мир, и не хотят с ним работать, но уже к шестому сезону создают бота, который отвечает на назойливые сообщения от друзей.

О «Кремниевой долине» также рассказывали в другом тексте — о дата-центрах в кино. Мы сравнили, как они выглядят на экране и в реальной жизни.


Кадр из сериала «Кремниевая долина» / 3 Arts Entertainment, Ternion Productions / 2014–2019.

Делают то, что им действительно нравится, как Девятка в фильме «Восемь подруг Оушена» (2019)

Героиня Рианны в фильме похожа на саму певицу: она не обращает внимания на сплетни и противоречивые мнения о ней в обществе, а позволяет себе быть собой и заниматься тем, что нравится. В ее образе смешались бандитка и растаманка: Девятка никого не обращает в свою веру, полностью отдается работе и знает, что справляется с ней отлично.


Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» / Warner Bros, Village Roadshow Pictures, Smokehouse Pictures, Larger Than Life Productions / 2019.

А если у вас есть любимые фильмы об айтишниках? Поделитесь в комментариях, похожи ли их герои на наших в этом тексте.

 

Источник

Читайте также