Старикам тут не место

Пока во всём мире форсится мем «OK boomer», а у молодежи пригорает от технических косяков релиза RDR 2 на ПК, предлагаю сфокусироваться на сути двух фундаментальных произведений для любого зрелого мужчины: No Country For Old Men и Red Dead Redemption 2.

Договоримся сразу, здесь не будет ни слова о геймплее, графической, аудиальной и тем более технической составляющей RDR 2, как и не будет разбора гениальной режиссуры, актерской игры и постановки картины братьев Коэн. Об этом уже исписаны вдоль и поперёк сотни, а может и тысячи статей. Вместо этого давайте проанализируем сюжет, персонажей и проведём параллели между этими шедеврами, чтобы в конце все-таки найти ответ, почему же старикам не место не только здесь, но и вообще нигде места нет.

Творение братьев Джоэла и Итана Коэн, как и Red Dead Redemption 2 выстраивают повествование вокруг темы, которая следует из самого названия фильма. Значение её в том, что мир вокруг нас постоянно и стремительно меняется, а вместе с ним меняются и люди, и их ценности. Всем уже набил оскомину мем про бумеров, миленниалов и зумеров, а ведь в этом и состоит смысл перемен. В том, что разные поколения никогда не будут иметь одинакового взгляда на одни и те же вещи, а проблема «отцов и детей» сохранит актуальность и через сотни лет.

Умудренный опытом шериф Том Белл находится в той же растерянности, что и Артур Морган. Перемены тяжелым сапогом шагают по былым идеалам, ломая не только традиции и устои, но и людей, которые не готовы или не хотят встраиваться в сменившуюся парадигму. Христианские ценности и традиционный уклад встречаются с пышущим жаром и дымом индустриальным обществом, капитализмом и прочими благами прогресса, призванными улучшить не только качество жизни грядущего поколения, но и ускорить уничтожение тех, кто изменениям противится.

События в RDR 2 разворачиваются в самом конце XIX века — 1899 году. Некогда бескрайние земли коренных народов Северной Америки, покорены и изучены. От горизонта до горизонта простираются чугунные артерии, несущие коптящие составы в самые отдаленным уголки страны. Эпоха Дикого Запада и абсолютной свободы окончена. Также как армия уничтожает последние, отказавшиеся покориться племена индейцев, так и законники методично прижимают к ногтю банды преступников, стрелков и охотников за головами, которые еще недавно были олицетворением бескрайнего Фронтира. Именно про это говорит в одной из сюжетных миссий старый и умудренный опытом вождь индейцев главному герою игры: «Когда-то волки были хозяевами этой земли и могли охотиться как хотят и где захотят, однако сейчас они ютятся в немногочисленных нетронутых цивилизацией уголках. Им не выжить. Их время прошло». Главный герой игры — Артур Морган понимает это как никто другой. И «Парням Датча» и племени Падающего Дождя тут не место. Остаётся либо смериться и медленно исчезнуть, либо дать последний ожесточенный бой неминуемому будущему и погибнуть.

В фильме «Старикам тут не место» эти перемены воплощены в Антоне Чигуре, которого кто-то может принять за жестокого, слетевшего с катушек маньяка. Однако это не так. Антон Чигур, который кстати является самым ярким воплощением ницшеанского Сверхчеловека в кинематографе, лишь олицетворяет будущее. Он действует буквально над человеческой моралью. Категорий «добро» и «зло» для него, как для того, кто пришел на смену «человеку настоящего», не существует в принципе, а все его убийства, лишь устранение помех на пути к достижению цели. То, что кажется нам иррациональным злом, на самом деле есть не более, чем рациональность в её чистом виде. Как и герои Red Dead Redemption 2 не могут противостоять прогрессу, так и не могут противостоять Антону Чигуру ни герой настоящего Люэллин Мосс, ни тем более герой прошлого шериф Эд Том Белл.

Обратите внимание на то, что в обоих произведениях, герои символизирующие уходящую эпоху (Падающий Дождь, Эд Том Белл) могут хоть как-то взаимодействовать с героями настоящего (Люэллин Мосс, Датч ван дер Линде, Артур Морган). Так же, как и герои настоящего могут взаимодействовать с героями будущего, что показывается в противостоянии Чигура с Моссом и в противостоянии Датча и Моргана с магнатом Левиттом Корнуэллом — олицетворяющим бизнес, который очень скоро станет новой религией и агентом «Пинкертона» Эндрю Милтоном — олицетворяющим закон. Но никогда не происходит взаимодействия между героями прошлого и героями будущего. Именно поэтому в абсолютно гениальной сцене картины, в которой шериф возвращается в мотель, где было совершено убийство и, где в этом самое время находится Антон Чигур, они видят друг друга в отражениях, но, когда шериф заходит в комнату, Чигура там нет. Причем Коэны делают акцент на том, что из помещения не было другого выхода. Герои настолько разного времени попросту не могут пересечься.

На мой взгляд, это и является глубинным смыслом не только этих двух произведений, но и самой фразы — старикам тут не место. Герои прошлого не понимают ни целей, ни мотивов героев будущего, они постарели и отстали от жизни, которая, оставив их на обочине мчится вперед и даже не думает останавливаться. Отсюда и принципиальная невозможность соглашения между вождём индейцев и властями, а все подписанные сторонами договоры, раз за разом нарушаются и не приводят ни к чему. Нам остаётся только с сожалением наблюдать, как жернова прогресса перемалывают, тех кто не успевает идти с ним в ногу.

Почему же No Country For Old Men и Red Dead Redemption 2 важнейшие произведения, которые стоит осмыслить каждому взрослому мужчине? Помимо, вышеописанной мысли, демонстрирующей, что человеку, который погряз в идеалах прошлого и фразах «раньше трава была зеленее» в будущем места попросту не останется и в лучшем случае молодое поколение снисходительно на всё дедовское кряхтение ответит фразой «окей, бумер», есть и дополнительное, чисто мужское значение фразы «старикам тут не место».

В финале фильма шериф говорит о своём сне, в котором он блуждает верхом на лошади во тьме и холоде по горному перевалу. Внезапно он видит своего умершего отца, которой погиб в гораздо более молодом возрасте, чем шериф сейчас. Отец, закутавшись в одеяла и держа в руках пламя, освещающее путь, безмолвно обгоняет сына и мчится куда-то вдаль. Туда, где разведет костёр среди мрака и льда. В место, куда попадают все мужчины, которые исполнены страстями и жаждут адреналина как Люэллин Мосс, Артур Морган и сын индейского вождя Парящий Орел. В страну не для тех, кто прожил долгую и счастливую жизнь, а для тех, кто хотел почувствовать себя по-настоящему живым. В ту страну, где нет места старикам.
В страну с названием: No Country For Old Men

 

Источник

Читайте также