Шлем теперь не так сильно вынесен вперёд, и за счёт смещения центра тяжести носить его, скорее всего, будет комфортно. В играх это не сильно чувствуется, так как об этом быстро забываешь. Но если пытаться в шлеме работать (а я пробовал и такое), или смотреть в нём фильмы, то вес и смещенный вперед центр тяжести старого шлема хорошо ощущаются.
У Oculus Quest 3 не будет славы самого маленького шлема виртуальной реальности, так как существует совсем крошечный Bigscreen Beyond. Но у малого размера, помимо достоинства, появляются и недостатки, в том числе затруднительный поиск свит спота в случае, если пользователь немного сдвигает шлем.
- В новом шлеме стоит Qualcomm Snapdragon XR2 Gen 2 + 8ГБ с графическим процессором Adreno 730
- В Oculus Quest 2: Snapdragon XR2 + 6ГБ (с графическим процессором Adreno 650)
- У Pico4 также Qualcomm XR2 и 8ГБ.
Кроме того, в новых очках увеличили разрешение — с 1832×1920 (на один глаз) у Oculus Quest 2, до 2064×2208 у Oculus Quest 3 (OC3). У Pico4, для сравнения, 2160×2160 (на один глаз).
Частота обновления:
- Oculus Quest 2: 72/90/120ГЦ.
- OC3 от 90/120ГЦ.
- Pico4: 72/90ГЦ.
Линзы Pancake — это, прежде всего, меньший размер гарнитуры, менее выраженный эффект москитной сетки и меньше мыла по краям линз. И конечно, больше свит спот.
Что ещё можно сказать о линзах Pancacke? Так как технология основана на пере-отражении света, то в Pico 4 этот эффект бывает заметен:
Так же 4 месяца назад появился ролик с технологией Hypervision, которая также использует Pancacke линзы и которая позволит сделать угол обзора огромным, таким же как у человека. Одна pancake линза для прямого зрения и ещё одна для периферического. Плюс расширение вертикального FOV с 95 до 120 градусов
Это технология в корне изменит пользовательский опыт нахождения в виртуальной реальности. При этом в комментариях отмечают, что зоны перехода между прямой и периферической линзой практически не заметны.
В другой комментарии человек написал, что они проводили исследования, которые показали что включение периферического зрения снижает Motion sickness (укачивание).
Вообще, судя по демкам (которые можно посмотреть у блогеров), ощутимо заметно, что новый Quest 3 гораздо лучше справляется с рендерингом в нативной игре на самом шлеме.
Больше деталей, лучше освещение, меньше крупных «пикселей» и «рваных краёв»:
На самом деле, и раньше на Oculus Quest 2 вполне неплохо можно было играть в нативные игры, которые запускались на самом шлеме. За счёт эффекта погружения даже простенькие игры типа Beat Saber или Pistol Whip давали десятки часов игры, полностью «забитые» мышцы ног на следующий день, а иногда и разбитые об стену контроллеры.
Но если сравнивать нативную «Walking dead saints and sinners», которая запускается на шлеме, и ПК-версию, то нативная версия выглядела, конечно, жалко.
Большинство игр в Oculus Store обходятся в 10-50 баксов, так что десяток игр это уже стоимость самого шлема. На рутрекере конечно лежит порядка 200-250 игр (в apk формате), но кому охота воровать?Мне вообще непонятна такая политика: это ведь большая упущенная прибыль и гораздо рациональнее, чтобы люди покупали игры дешевле в 2-3 раза, чем не покупали вообще. Мало того, что это упущенная прибыль, это ещё и приучение к воровству (не снимая ответственности с тех, кто их будет скачивать).Не знаю, какая сейчас ситуация с ценами на Pico Store. Но если там есть локализованные цены, то я бы скорее дождался Pico 5, чем покупал Quest 3.
Что сейчас по играм для VR? За прошедшие пару лет со дня покупки в Steam у меня было куплено 110+ игр. Из этого списка я могу назвать порядка 40-50 годных и 20-30 игр, в которые обязательно стоит поиграть.
Некоторые игры, например, Population One, могут дать сотни часов геймплея. И хотя мне никогда особо не нравились игры в жанре королевской битвы, но в VR это превращается в безумно интересный аттракцион.У игры бешеная динамика и ближе всего она похожа на Fortnite. И самое главное — эта игра подразумевает крайне активное общение с командой и командную работу. Если вы лидите сквад (а это очень интересно!), то вам постоянно придётся общаться скороговоркой и много орать. Игра с реальными людьми это море эмоций и неплохой способ сбросить напряжение после тяжелой умственной работы.Кроме того, эта игра забивает руки и просто безжалостно уничтожает мышцы на плечах. Полчаса игры и на следующий день вы каждой мышцей почувствуете, во что вы вчера играли.
Возвращаемся к обзору шлема.
У Pico 4 — 105 градусов.
И кто бы что не говорил, но угол обзора который был у Quest 2 создаёт «эффект бинокля». Люди, конечно, быстро адаптируются и перестают их замечать, но если попробовать шлем с более высоким углом обзора, то будет ощущение, что с тебя сняли «каску».
У новой версии шлема появились отличные камеры, в которых теперь можно будет увидеть реальность в цвете и с высоким разрешением. Появился датчик глубины на передней части шлема, что позволит точнее накладывать изображение поверх реальности.
У Pico 4 камеры глубины нет, но есть фронтальная камера.
Игроки у которых есть опыт компьютерных игр таким не страдают, а вот новички погружаются в VR целиком, и чувство реальности у них пропадает.
Впрочем, из последних новостей и для Pico 4 выходят новые контроллеры, которые практически ничем не отличаются от новых контроллеров Oculus Quest 3.
По форме новые контролеры повторяют форму Oculus Quest Touch Pro. С помощью машинного зрения отслеживаются не только сами контроллеры, но и руки.
Хорошо ли это будет работать по сравнению с контроллерами второго квеста? Пока вопрос открыт, так как у Quest Touch Pro для трекинга в контроллерах используются камеры.
Про то, каким будет Pico 5 пока ясности нет. Вроде бы и есть слив (ниже), но достоверность его под сомнением. Если исходить из слива, то выйдет в 2024-ом, в разных версиях.
Что по ценам:
- Oculus Quest 3: 500$, модель с 512 Гб — 650$.
- Oculus Quest 2 на релизе стоил 300$ (64ГБ), потом цены подняли до 400$. И сейчас 128ГБ версию можно купить за 47 000 рублей на Ozon.
- Pico 4 также стоит 47 000 рублей.
Выводы:
Шлем Oculus Quest 3 получился отличным — в два раза выше производительность, больше разрешение, он тоньше, с улучшенными контроллерами (если они будут работать так же как в Quest 2) и цветным AR-режимом с датчиком глубины. Увеличился FOV, а линзы Pancake это новый уровень погружения и чёткости. Цена при этом увеличилась не значительно.
Предупреждение.И последнее, но не менее важное. Люди, которые не играли в компьютерные игры очень часто слишком реально воспринимают виртуальную реальность. Если вы даёте кому-то поиграть шлем, то вы несёте некоторую долю ответственности за здоровье и психическое состояние человека. Следует обеспечить человеку несколько метров безопасного пространства (чаще всего от игр страдают телевизоры).
Обязательно стойте как можно ближе к играющему, но позади него (иначе может прилететь в лицо). Если человек сильно тянется вперёд рукой — напомните ему, что он может упасть.Если новичок сильно увлекается (очень активно машет руками и забывает о реальности), то лучше сделать перерыв и напомнить ему, что это не реальность. Дополнительная резиновая защита на контроллеры — хорошая идея.Всё это одна из причин, почему я в итоге отказался от своей идеи сделать ролик (с привлечением психотерапевтов), целью которого была бы настройка человека на более полное погружение с помощью внушения, настройки и плацебо-эффекта. О чём может быть расскажу в своей следующей статье.
Если интересна тема железа для VR (беговые платформы и цены на них, трекинг, использование миостимуляции, виды хаптик-жилетов и про эксперименты на вестибулярном аппарате при помощи электростимуляции) — велком в статью на хабр (там их цикл):