Как пилоты относятся к онлайн-гонкам и почему не любят официальную игру по лицензии.
Из-за пандемии многие гоночные ассоциации и чемпионаты запустили онлайн-аналоги своих заездов, но самым заметным (если судить по количеству зрителей на Twitch) стал эксперимент «Формулы-1». Когда в марте этого года стало ясно, что гоночный сезон-2020 откладывается, организаторы объявили о запуске онлайн-заездов в официальной игре F1 2019 от Codemasters.
Мы изучили интервью пилотов «Формулы-1», которые решились принять участие в этих заездах, а также отчёты о результатах гонок и мнения спортивных комментаторов. И сейчас разберёмся, как автогонки временно ушли в онлайн, а также чем игры-симуляторы лучше и хуже настоящих заездов.
Автор: Юрий Кулагин
Виртуальный гран-при «Формулы-1» получил официальное название F1 Esports Virtual Grand Prix и начался 22 марта с гонки в Бахрейне. Для онлайн-мероприятия уже был подготовлен фундамент — в 2017 году «Формула» запустила отдельное киберспортивное подразделение F1 Esports Series, которое и помогало с организацией. Но раньше никто не позиционировал виртуальный гран-при как официальную часть общего чемпионата «Формулы».
Заезды виртуального гран-при во многом похожи на настоящие гонки. Они проходят в те же дни, в которые были запланированы реальные заезды. Перед гонкой проводится квалификация, которая расставляет пилотов по местам на стартовой решётке. За ходом заезда следят комментаторы, после него проводится обсуждение, а всё мероприятие транслируется не только на Twitch, но и на телевизионные каналы — например, на британский Sky Sports.
Но отличий от реальных гонок тоже хватает. В виртуальной «Формуле-1» участвуют действующие пилоты «настоящей» гонки, но не все, а только шесть. Заезды проводятся в дни запланированных гран-при, но если нужной трассы в игре нет, её заменяют на другую. Машины у всех пилотов настроены одинаково, а у тех, кто ещё не успел освоиться в игре, даже включены дополнительные системы — например, антиблокировка колёс и контроль сцепления. Впрочем, даже с ними гонщики зачастую проигрывают опытным игрокам.
Технические проблемы тоже вносят свои корректировки. Например, первый заезд виртуального чемпионата должен был идти полтора часа и состоять из 28 кругов, тогда как в настоящем гран-при Бахрейна — 56 кругов. Но из-за проблем с подключением гонка сократилась ровно в два раза.
В виртуальном гран-при «Формулы-1» есть и заезды, не приуроченные к датам реальных гонок. В такие дни F1 Esports Virtual Grand Prix проводит свободные соревнования, открытые для обычных игроков — фанаты могут присоединиться к профессиональным гонщикам и померяться с ними силами. Среди готовых на такое есть даже профессиональные пилоты, которые не раз занимали первые места на настоящем подиуме — например, Шарль Леклер из Scuderia Ferrari, который прежде никогда не занимался стримингом.
В виртуальных заездах гонщики не чувствуют такого же напряжения, как за рулём настоящего болида, а потому могут вести себя непосредственно. Например, пилот команды Red Bull Racing Макс Ферстаппен в одном из заездов продемонстрировал, что не любит проигрывать. Когда другой гонщик его неаккуратно обогнал, Ферстаппен принялся намеренно таранить машину обидчика.
При этом Леклера нельзя назвать легкомысленным гонщиком — к некоторым онлайн-заездам он всёрьёз готовится, чтобы не подорвать репутацию своей команды. По его словам, такой подход позволяет не забывать, что он в первую очередь пилот «Формулы-1», и ещё собирается вернуться к настоящим гонкам с призовыми очками и кубками. Такая серьёзность помогла ему занять первые места на виртуальных гран-при Вьетнама и Китая.
В каком-то смысле виртуальные гонки могут быть даже более напряжёнными, чем настоящие. Это напряжение складывается из других составляющих, но всё равно не позволяет считать онлайн-заезды лёгким времяпровождением. По крайней мере, так считает Ландо Норрис, пилот команды McLaren.
Ещё до того, как Ландо Норрис попал в официальную «Формулу-1», он уже был известным стримером на Twitch. Он и сейчас регулярно проводит трансляции с другими играми, среди которых не только гоночные симуляторы, но и Call of Duty: Modern Warfare и PUBG.
При этом самой популярной трансляцией пилота-стримера стала именно недавняя гонка — Not the Australian Grand Prix, проведённая вместо гран-при Австралии. Соревнование было организовано так, что у каждого гонщика был отдельный стрим, и трансляцию Норриса одновременно смотрели 70 000 человек.
Но официальную игру F1 2019, в которой и проходит виртуальный гран-при «Формулы-1», Норрис не считает серьёзным симулятором, в котором можно по-настоящему соревноваться и ощущать напряжение. Он прекрасно понимает знакомых пилотов, которые отказались от участия в онлайн-заездах просто из-за того, что в качестве платформы не была выбрана более реалистичная игра.
Виртуальные гонки пока ещё далеки от настоящих, но это не значит, что они не пользуются спросом. В марте американский телевизионный канал Fox Sports начал показывать соревнования в автосимуляторе iRacing, которые набирали огромные рейтинги — один из заездов только на кабельном ТВ посмотрели 903 тысячи человек.
Чемпионат IndyCar тоже временно заменил реальные заезды на виртуальные в iRacing. А гоночная ассоциация NASCAR не исключает, что даже после окончания пандемии будет проводить новые гонки в том же автосимуляторе.
В марте также прошло The Race’s All-Star Esports Battle — состоящее из нескольких этапов соревнование, в котором котором пилоты «Формулы-1» участвовали наравне с известными игроками с YouTube. Машины у всех гонщиков были одинаковые, а в качестве платформы был выбран автосим rFactor2. За трансляциями следили фанаты как реальных, так и виртуальных гонок, так что All-Star Esports Battle на какое-то время даже стала самым популярным «игровым» каналом на Twitch, обойдя привычных лидеров — Overwatch и Fortnite.
«Формула-1» собирается продолжать серию виртуальных гран-при до тех пор, пока не возобновятся традиционные гонки. Отказываться от официальной игры в пользу более серьёзных автосимуляторов организаторы не собираются, даже несмотря на критику F1 2019.
Их логика проста — виртуальный гран-при не обязан повторять настоящие соревнования, раздавать победные очки и добиваться дотошной реалистичности. Оно призвано развлечь поклонников «Формулы-1», а заодно — наладить контакт между телевизионной аудиторией, фанатами игры и самими пилотами.
Материал подготовлен командой XYZ Media.