Совершенная обман (2022)

Освежающий летний психологический триллер в лучших традициях Хичкока

Совершенная обман (2022)

Вместо предисловия

Основание современной европейской культуры легко прослеживаются до древней Греции. Основания нового фильма Сильвена Деклу находится примерно там же, в мифе об Ифигении. Ифигения — это дочь Агамемнона, которую нужно было принести в жертву Артемиде, чтобы греки смогли отправиться на войну с Троей. Ифигения — это пьеса про надежды, общее благо и жертвы, которое оно требует. В фильме Ифегения упоминается лишь раз, но небольшими археологическими усилиями нетрудно вскрыть эту «Идеальную ложь» современности и найти артефакты глубокой древности.

В нашем случае с обманом мы сталкиваемся еще до просмотра самого фильма. Легко заметить (или загуглить), что оригинальное название «De grandes espérances» ближе к Диккенсу, чем к Полу Экману. Условно его можно перевести как «Большие надежды». Однако, в столь редком случае оригинальное и русское название работают в синергии. В формате политического триллера нас ждет предельно напряженный разговор, начавшийся более 2000х лет назад, про героические стремление к Поступку, про «благие» цели и роковые ошибки на пути к их достижению. Вот только отвечать перед богами уже не придется, да и deus ex machine можно не ждать. Как тут не прибегнуть к спасительной лжи. Давайте разбираться зачем это смотреть.

О фильме

Режиссер: Сильвен Деклу

Оригинальное название: De grandes espérances

Русское название: Идеальная ложь

Год выхода: 2022 во Франции, 2023 в России

Страна: Франция

Синопсис с кинопоиска:

Однажды, во время совместного отдыха на Корсике, Мадлен и её парень Антуан ввязываются в конфликт с местным жителем на небольшой пустынной дороге. Обычная перепалка перерастает в трагедию, которую молодые люди вынуждены скрыть. Спустя некоторое время герои попадают в высшие эшелоны власти и оказываются по разные стороны баррикад. Теперь общая тайна, связывающая возлюбленных, становится оружием в их личном противостоянии.

Где смотреть:

Что понравилось

  • Авторский фильм в жанровой обёртке.

Раз уж мы заговорили про греков, то придется впустить в текст и чуть более современного титана — Альфреда Хичкока. Своим появлением термин «авторский фильм» во многом обязан именно этому легендарному режиссеру. Хичкок нашел рецепт идеально коктейля: совмещение жанровой легкости, поверхностно простого сюжета со сложностью очерчиваемых проблем. Подобно огнеопасному Б-52 — авторский фильм многослойный. И с каждым слоем становится только интереснее.

«Идеальная ложь как раз из той категории фильмов, которая непринужденно сидит на стульях жанровых условностей и авторского заигрывания с устоявшимися канонами. По форме своей это чистокровный триллер по всем заветам Хичкока. Что у нас есть: убийство, неоднозначные с позиций морали герои, чеховское ружье, густой саспенс и ускользающий от безвкусной пошлости эротизм. В начале фильма нас ждёт Событие, которое сожмёт жизнь героев тугой пружиной и будет медленно и болезненно разжиматься до закономерного финала, натягивая нервы героев до предела. По сути своей: это современное переложение древнегреческой трагедии и повод без лишней экзальтации обсудить актуальные вопросы

  • Те самые актуальные вопросы

Да, в фильме есть повестка. Нет, можно расслабиться, считать квоты не придется. «Идеальная ложь» хороший пример фильма, который поднимает актуальные вопросы (капитализм, феминизм, активизм), но делает их плотью повествования, а не инородным телом. Все темы ненавязчиво и органично переплетаются и работают на общую идею.

  • Та самая идея и серая мораль

Может ли благая цель оправдать аморальные средства ее достижения? Как ответил бы Макиавелли мы знаем, но вот что мы ответим себе, когда окажется в ситуации где придется сделать практический выбор — уже сложнее. Сам по себе вопрос банальный, но «Идеальная ложь» берет не совсем привычную перспективу его постановки. Деклу больше интересует не абстрактные вопросы чистого разума, а то как человек строит вокруг себя воздушные замки самообмана в попытках найти твердые основания для будущей жизни.

Для Антуана это наивный бунт против основ своего буржуазного комфорта, заведомо обреченный на провал. Для Мадлен это справедливая и нужная война за общие социальные идеалы, которые не всегда переносят вторжения реальности.

  • Как это исполнено

Моя самая нелюбимая рубрика. Не люблю повторяться и петь дифирамбы актерам в каждом втором фильме о котором пишу, но каждый раз не могу с чистой совестью не отметить участников процесса. Ребекка Мардер, Бенжамен Лаверн и Эмманюэль Берко — великолепны. Отдельная и значительная порция удовольствия от фильма — это слушать их речь и смотреть на предельно естественную актерскую игру. Когда после фильма хочется посмотреть еще что-то с этими еще незаезженными большим мейнстримом актерами, можно говорить об успехе. Из относительно крупного: Лаверн кстати уже засветился у Андерсона во Французском вестнике, а Мардер в «Моём преступлении» Озона.

И бегущей строкой: саундтрек минималистичен и уместен, виды Корсо волшебны и снято это предельно качественно.

Что не понравилось

  • порог вхождения в политические реалии Франции

Фильм конечно не требует посещения 3-недельного курса ликбеза по истории Франции, но временами очень не хватало если уж не Марго Робби в джакузи, то хотя бы Фрэнка Андервуда. Для понимания сюжета фильма все эти детали не критичны и их не так много чтобы утомить, но часть антуража фильма неминуемо теряется. Поэтому или готовьтесь чуть-чуть погуглить или смиритесь, плывите по течению и дайте ему себя захватить.

Вместо послесловия

«Идеальная ложь» из той редкой категории фильмов, которые не страшно рекомендовать. Любители жанра получат неплохой крепкий триллер, который прекрасно разбавит истерию по Барбигеймеру. Для любителей фильмов действующих скорее на разум, чем на чувства, тут найдется о чем подумать и что покопать.

В фильме немного упоминается поэзия Жака Превера. Отрывком его стихотворения и закончим.

Мы останемся на земле,

где столько ужасных страданий,

на земле с ее господами,

с их попами, шпиками, наемниками и палачами,

на земле с ее временами года

и следующими друг за другом годами,

на земле с ее расцветающей юностью

с болтовнёю старых кукушек

и соломою нищеты, гниющей под колесами пушек.

Жак Превер «Pater noster»

P. S. если понравилась статья, можно также вступить в канал в Телеграме:

 

Источник

Читайте также