«Случайная вакансия»: забытый шедевр Джоан Роулинг (обзор без спойлеров)

Или не забытый? Или не шедевр? Давайте разбираться!

Итак, для начала немного предыстории.

В далеком 1993 году молодая англичанка Джоан Роулинг бежит из Португалии от мужа, обожающего на досуге поколотить жену. К тому моменту она уже три года понемногу пишет сказку для своей дочери — историю о мальчике-волшебнике и его друзьях.

Холодной зимой 1994 года Роулинг оказывается в Шотландии, в Эдинбурге — без гроша в кармане, с маленькой дочкой на руках и зная, что по ее следу идёт психопат.

Именно в это время она пишет «Узника Азкабана». Твари, высасывающие душу, невинно осужденный молодой парень, неизлечимая болезнь, смерть — если вдуматься, темы пожёстче поднимаются только в «Дарах смерти».

Через три года напечатают книгу «Гарри Поттер и философский камень», ещё через четыре Роулинг станет мировой знаменитостью и миллионером… но пока что у неё есть только тяжелая депрессия, которую она выплескивает на страницы книг (думаю, все наслышаны о том, как по хожу сюжета «Гарри Поттер» превращается из доброй сказки в триллер), и желание рассказать о том, как порой на самом деле выглядят «семейные отношения».

А теперь таймскип аж в 2011 год

На дворе 2011 год, у не такой уж теперь молодой английской писательницы Джоан Роулинг огромное состояние, личное издательство и два особняка. Она знакома с королевой, побывала в гостях у президента США и из собственных денег финансирует фонд помощи сиротам… Но желание рассказать, как иногда выглядит жизнь, все еще никуда не делось.

7 том Гарри Поттера при всей его мрачности — всё ещё сказка с хорошим концом. Что делать? Разумеется, поторопиться и написать роман для взрослых, да такой, чтобы всех проняло!

Что Роулинг и делает.

С помпой объявляется о выходе в 2012 году «новой книги от автора ГАРРИ поттера», первый тираж раскупают моментально. И… вот признайтесь, вы слышали про эту книгу? С большой вероятностью — нет.
Всё дело в том, что роман оказался никому не нужным, точнее, никто не получил от него того, чего ждал. Фанаты Гарри Поттера обнаружили, что тут социальная драма и чернуха, просто любители почитать что-то популярное поняли, что с драмой тут перебор, ну а фанатов собственно социальной драмы я в жизни не видел, вряд ли они вообще существуют. Романтики в книге особо нет (все три линии жестоко обрывает автор), поучений, впрочем, тоже.

Так стоит ли читать? Однозначно да, стоит. Это и правда шедевр.

Собственно обзор (минимальные спойлеры)

Итак, о чём это вообще? Ну, как пишут на обложках современной подростковой литературы, «Отцы и дети» встречают «Анну Каренину»! (шутка)

В захолустном английском городке (старинный монастырь-приманка для туристов, рыночная площадь, до Лондона пять часов на электричке) умирает член городского совета. Ерунда? Конечно, ерунда, но случайно освободившееся место будто вынимает камень из основания пирамиды, и оказывается, что она совсем не из камней, а из натурального дерьма.

Семейное насилие, суицид, педофилия, наркомания, проституция, мигранты, безысходность — кажется, Роулинг смогла уместить сюда вообще все остросоциальные темы, о которых вспомнила.

Не слишком реалистично? Такого не бывает? Ну…

Внешние проявления подобной пакости мы едва ли не каждый день видим на улице. Отец угрожает задать сыну ремня. Фигня? Мы не может залезть к ним в семью — может быть, фигня, а может, мужик псих. По школе пустили слух, что девчонка потрахалась с кем-то на вписке за деньги. Тупой слух или ей дома нечего есть и она реально занимается проституцией? Мы этого не узнаем — ну, не узнали бы ирл. В тексте книги Роулинг — бог, и она готова выставить всё напоказ.

Отдельно стоит похвалить то, что автор даже не думает никого учить. «Вот, посмотри, это настоящий мужик, только у него сыновья мечтают сбежать из дома. Кто тебе ближе?»

А в характерах всех героев узнаются персонажи Гарри Поттера, правда, сильно переделанные. Храбрящийся Гарри-хулиган? Грейнджер-тусовщица? Рон-простой парень? Все это тут есть (правда, Рон точно такой же, как и в ГП, лол).

К финалу книги стройно выстроенная конструкция лжи начинает осыпаться и осыпается до конца. Всё становится на свои места — благодаря случайно освободившейся вакансии.

Зачем это всё надо?

Приятно ли это читать? Нет, не очень, но это нужное чтение, необходимое — отличное напоминание о том, что такое хорошо и что такое плохо.

А нужно ли это было писать? Если копнуть творческий путь Роулинг, то она сначала писала для себя, потом — чтобы закончить историю; «Случайная вакансия» была нужна, чтобы доказать: Роулинг — это не только Гарри Поттер. Серия о Корморане Страйке — чтобы показать, что тетя Роулинг ещё не разучилась писать… ну а «Проклятое дитя» было нужно для денег.

Впрочем, это уже совсем другая история…

 

Источник

Читайте также