Дзико баккен (事故物件) — проклятая недвижимость, чаще всего сдающаяся по дешёвке. Витают поверья, что такие дома одержимы духами мучеников, у которых не осталось ничего, кроме боли и гнева. Не имея возможности покинуть это проклятое место, они обречены донимать живых, принося им кошмары, страдания и смерть. Убийцы, жертвы насилия и совершившие суицид — все они становятся заложниками проклятия, продолжая отравлять жизнь живых. Об истории подобного дома, мы с вами сегодня и поговорим. Дома, что находился в районе «Нарима», Токио, и уже разрушен. Но беспечным не стоит забывать о вечно живой памяти предков, как и недооценивать силу «Проклятия».
Такаси Симидзу — создатель серии Ju On (Grudge) и ученик другого великолепного режиссёра триллеров — Киёси Куросавы, который его и порекомендовал компании Kansai Telecasting Corporation, как кандидата для съёмок короткометражек для альманаха Gakkô no kaidan G (School Ghost Story G), который вышел на канале Kansai TV, 27 сентября, 1998 — го года.
Как дебютанту, Симидзу досталось всего 6 минут от общего хронометража в 71, но даже их хватило молодому постановщику, чтобы заявить о себе. Две короткометражки под названиями Katasumi и 4444444444, фактически и создали вселенную «Проклятия» Такаси Симидзу, являясь его первыми сегментами. Основное же время сборника, ушло работам уже великого (хотя бы за «Исцеление») Киёси Куросавы и ещё одного дебютанта — Тетцу Маэды.
4444444444 — рассказывает историю парня, проезжающего на велосипеде мимо проклятого дома. Вскоре он слышит телефонный звонок и решает разыскать телефон. Не стоит отвечать на звонки, особенно если на экране номер, состоящий сплошь из четвёрок (Если вы в Японии, как минимум). Но видимо парень не верил каким — то там россказням про проклятые числа, сулящие неосторожным беды и смерть — вот и попался на удочку голодным демонам.
Katasumi — сюжет о двух школьницах, которые решили покормить кроликов, но одна из них поранила палец. Пока вторая бегала за бинтиком, с первой произошло то, что вы увидите сами.
И касательно своих впечатлений. Да, призраки не особо страшные. Однако, уже тут видно, что Симидзу умеет в атмосферу тревоги и паранойи. Как говорится, учитесь, товарищ Наката. А атмосфера в хорроре — 90% успеха. Говорить и оценивать тут особо нечего. Самое весёлое — впереди. Кстати, уже здесь появился знаковый для японского хоррора персонаж — Каяко Саэки, роль которой на протяжении 7 фильмов, исполняла самолично выбранная Симидзу, Такако Фудзи. Как только отец франшизы отошёл от режиссуры дальнейших продолжений — сменилась и актриса (уважаю верность избранным традициям). Кстати, как раз оттуда, франчайз и отправился к чертям (хотя, это мы ещё выясним, а то, мало ли, что там говорят).
В дальнейшем, Куросава подсобит Симидзу и тот снимет уже полный метр, но с одним неприятным моментом, о котором я упомяну позже. Первая полнометражка в серии вышла в феврале 2000 — го года.
Сюжет имеет мозаичную структуру (как и в следующих частях), где фрагменты, «поделённые» между персонажами спутаны между собой в хаотичном порядке (это нужно учитывать, и смотреть очень внимательно. При этом, не забывая, что и значение предыдущих частей серии отражается в следующих: мелкие упоминания персонажей, событий, итд…). Кароче, идея классная. Реализация в первых двух частях немного сбоит — от того, что связь между персонажами особо не прописывается и не объясняется — по началу, будто смотришь сборник различных короткометражек. Однако, это не так, ибо у серии единый сюжет на протяжении, как минимум 4 частей + короткий метр. А всё объединяется историей дома, его жильцов, их родственников\знакомых и собственно проклятия, под действие которого попадают несчастные. А идея этой духовной заразы объясняется в самом начале каждой части.
Сюжет стартует с того, что некий мужчина по — имени Такэо Саэки, в приступе ревности, жестоко убивает свою жену — Каяко Саэки, их кота и видимо сына (с ним не особо ясно, что произошло, но он тоже умер). Дом становится заражён злом ненависти и гнева, которые будут висеть над ним десятки лет (кто считает завязку бредовой, советую почитать о национальной религии Японии — синтоизме. Это я к тому, что всё логично и красиво).
Первая история крутится вокруг учителя и его беременной жены, который отправляется домой к школьнику. Дело в том, что он перестал ходить на занятия. А вот дальше, посмотрите сами. Я вообще спойлерить фильм не хочу по определённым причинам. Правила объяснил — это самое главное. Поговорю о своих впечатлениях — это важнее, чем кидать спойлеры.
Конечно, у меня были по началу претензии к очень рыхлой структуре, ибо въезжать во всё пришлось по ходу дела, а это оказался болезненный опыт для моего мозга. Однако, пройдя через всё это, я могу сказать, что это несомненно, достоинство серии (даже в первых двух фильмах. В последующих, структура более устойчивая и чёткая, и боли уже не вызывает), ибо заставляет смотреть внимательнее и не отвлекаться от главного — погружения и атмосферы. Я вообще бы сказал, что это шедевр в области дебютов, ну наряду с тарантиновскими «Бешеными псами»; Линчевской «Головой — ластиком», итд… но Симидзу выделяет и крайне скромный бюджет. У Тарантино было больше миллиона долларов, которые ему отслюнявил и Харви Кейтел, а Симидзу, видать ещё со студенческой общаги на обедах экономил, да еле наскрёб.
В общем…. вашу мать, готовьте сменные трусы. При просмотре я попрошу учитывать тот духовно — религиозный бэкграунд, который существует в Японии (веру в духов) и представить себя на их месте. вторым вином атмосферы, является скудность ленты и малобюджетность, а фишка в том, что первые две части выглядят, как проклятое, вирусное видео, которое кто — то оставил\забыл на чердаке, а ты вот взял и откопал. Единственное, что портит этот момент — грим призраков, который понятно, что грим. Догадался бы Симидзу подправить этот момент, сделав их прозрачными и снимать с определённых ракурсов — будто это очередное видео — доказательство существования загробной жизни, при этом, оставил бы всю кроваво — мясную составляющую — ух была бы жара. Но даже с учётом грима — криповенько будет. Каяко — вообще моё почтение. Но с пацаном как — то не вышло. Он, конечно смешной. Хотя, в кошачий бэкграунд я въехал. Да, личный совет — смотреть, находясь одному. А потом будешь оглядываться от каждого шороха.
Мой любимый отрезок — история про риэлтора и медиума, которую подрядили провести обряд очищения данного жилища. И вот тут, как раз стоит сказать о том самом неприятном моменте. Дело в том, что первая часть «обрублена» монтажным топором и очень неаккуратно. Вот теперь гадай, зачем это сделали, а я не буду уже. Суть в том, что 2 часть — это то же самое (буквально): где — то 30 минут старого материала из первого фильма, а продолжение — оставшиеся 30 — 40. Не режиссёрский баг, а продюсерская фича. Так что, имей ввиду — и бери сразу всё, а то конца\середины истории не увидишь. Выехать только на второй части у зрителя, также не выйдет, я просто для особо продуманных, отмечаю. Ты посмотришь это дважды.
Но если не брать в расчёт подобные технические огрехи — Симидзу мочит и заставляет тебя поверить, что за тобой кто — то наблюдает, а уж хороший, иль плохой сей невидимый друг — смотри по себе. Если не это говорит о том, что режиссёр достиг своей цели — тогда, даже не знаю что.
Смотреть советую обязательно. Конечно, он может не ударить куда надо — но это уже от самого человека зависит. Но кому надо, он даст по жопе, заставив её дрожать — это я гарантирую.
Конечно же, подобная годнота не могла не «выстрелить». И для следующей части — первой кинотеатральной, выделили куда больший бюджет, а так же её консультантом стал сценарист первых «Звонков» — Хироси Такахаси (все его адаптации описания бытия Садако Ямамуры, я уже рассматривал — спешите не только видеть, но и читать).
Начинается всё с социальной работницы, по — имени Рика. Её уговаривают отправиться в злочастный дом, где живёт старушка — нужно ей помочь справиться со всякими бытовыми делами. А дом — то проклят. Ну и начинается…. потом идёт история родственников этой бабули, их знакомых: брат, сват, ну ты понял… кароче, домик захотел кушать, а обедает он только душами живых.
Переживать не надо. Это Симидзу — всё на уровне. Особо отмечу историю полицейского — Юдзи Тоямы, который в прошлом, занимался делом того самого убийцы из первого фильма — Такэо Саэки, и его дочурки (полицая) — Идзуми Тоямы, а так же её подруги — Тихару. Последняя появится и в следующей части для своей отдельной истории.
Да, с большим бюджетом, добавилось и лоска. Фильм смотреть легче и вообще, он более дружелюбный к зрителю. И мне это не очень понравилось. Эффект первого фильма пропал. Но, тем не менее, это отличный хоррор. Хотя, первый «стреляет» на порядок мощнее. Конечно, смотреть.
И напоследок — ещё один сиквел от Симидзу. То же блюдо — приправы разные.
Актриса хорроров — Киёко Харасэ и её жених — Масаси едут поздно ночью домой. Но по дороге случается авария. У беременной Киёко случается выкидыш, а Масаси получает серьёзные травмы. В общем, сами посмотрите.
Мне эта часть понравилась меньше — скорее из — за основного сюжета и тем (мне не особо интересно было). В плане атмосферы — качественно. Симидзу не подводит. И ещё, как мне показалось, режиссёр добавил чёрного юмора. Да, прям юмора. Я пару раз хихикнул. Ну, может быть на 4 — й раз — это и неплохо, ибо формула та же, и она приедается, да, а тут слегка разнообразили. В целом — стоит просмотра. Мой любимый отрезок — продолжение истории Тихару. Так что, рекомендую все рассмотренные части серии, без исключений — дабы въехать в данную вселенную в полном объеме, оно того стоит.
Кстати, это последняя часть японской линейки, которую ставил Симидзу. Далее были ремейки и ребуты, но о них поговорим позже.
А я говорю вам, до скорых статей. В следующий раз, разбираем ремейки Ju On, оставайтесь на связи и спасибо, что читаете.