От проклятий и вирусов отделаться уже невозможно — это знают все, кто однажды с ними соприкоснулся, ибо смерть уже шепчет для таковых свою колыбельную, а они лишь передают её другим. Сегодня, мы дорисуем спираль и увидим, как нечто, несущее кару и гибель родилось вновь, чтобы стать мучением — для своих жертв и страшным напоминанием об неотвратимости и обречённости — для свидетелей. Ибо таков путь проклятия.
Наигравшись в продюсера американских ремейков своего же творения, Такаси Симидзу решил позвать своих друзей по франшизе и сотворить что — нибудь новенькое, да угарное. Такако Фудзи оказалась в главной роли, в чёрной комедии «Призрак против Чужого 03» (2007), которая пародировала и примеры западной культуры (досталось и «Супермену», и «Техасской резне бензопилой»). А композитор Ju On — Гари Асия, помогал с хоррор — альманахом — «Грешные женщины» (2006). Но Проклятие не оставляет в покое тех, кого оно коснулось, и в 2009 — к 10 — летнему юбилею серии было принято решение сделать целых два подарка фанатам, в виде 2 — х полнометражных фильмов: «Старуха в белом» и «Девочка в чёрном».
и отдать сценарии молодым хоррормейкерам — Мари Асато и Рюте Миякэ, которые и стали режиссёрами этих кусочков общей мозаики. Начнём со «Старухи в белом».
Наступает рождество и Фумия Хадзимото, который подрабатывает сантой останавливается у приятного с виду домика «Мацуока». Хозяйка не спешит открывать, а появившись в коридоре, буквально на секунду, куда — то исчезает. Пройдя дальше, Фумия становится свидетелем массового убийства целой семьи. И как вы догадались — ещё одной жертвой знакомого проклятия. Позже туда втягиваются и другие несчастные…
Что хочется сказать по — поводу данного фильма. Во — первых — это отдельная серия, не связанная с историей семьи Саэки; во — вторых — она супер — малобюджетная (да, прям как самые первые части, выходившие только на видео). И в третьих — снова это даёт свои сочнейшие плоды: я ни разу не совру, сказав, что для меня, это одна из самых страшных частей всей линейки Ju on. Эмоции — очень субъективная штука, но что я испытал по итогу просмотра, я не испытывал очень давно. Как так им удалось — я абсолютно не понимаю. Да, призраки снова смешные, особенно бабка. Да, к подаче можно докопаться, ибо в этот раз, я уверяю, надо потерпеть. Потерпеть до того момента, пока маленькие частички истории не начнут складываться в голове. Потому что отдельно, есть довольно — таки странные главы (вторая меня вообще ввела в недоумение. Но до поры, до времени).
Однако, ощущая атмосферу с первых минут, я всё — таки досмотрел залпом. Как же правильно я сделал. Дело не в том, что там какой — то бешеный саспенс (хотя он есть). Дело в том, что у меня снова было чёткое ощущение того, что я смотрю какое — то, около домашнее видео, снятое за стоимость камеры, и чем дальше я смотрел — тем сильнее втягивался в сюжет и персонажей. (чего я особо не испытывал во время просмотра первой части. А тут прям подловил себя). И да, я рекомендую смотреть это в одиночестве, ночью, за чашечкой чая, никуда не торопясь (как я), дабы «уйти в сюжет с головой», исключив лишние раздражители. Да, опять же, восприятие у всех разное, но кому — то, повезёт, как и мне.
У меня ощущение сложилось скорее, какое — то тягостно — печальное (мрачное и зловещее. Как будто, подобная зараза витает рядом). Это ли не лучшая похвала хоррору ? Плюс отмечу великолепную музыку Гари Асии (это кстати, композитор, активно сотрудничавший с Киёси Куросавой. И у него он тоже выдавал мощный дарк эмбиент, насколько я помню. В общем, окончательно вписываем это имя в закладки). Ну и помяну, одну из самых жутких сцен убийств, которые я видел в кино. Японцы — японутые (кто бы сомневался). Великолепный хоррор, снятый за копейки. Это мы ставим в пример и когда — то пересмотрим.
Что касается второго отрезка дилогии — Ju-on: Kuroi Shōjo. Тут уже не так всё эмоционально красочно, ибо режиссура на порядок слабее, а сам материал подан более кинематографично, что убило для меня эффект присутствия, увы.
Сюжет сосредоточен на школьнице — Фукиэ, которая часто падает в обмороки и связана с призраком нерождённого близнеца. Частью проклятия становится и персонал госпиталя, куда попадает девочка.
Как я сказал, главный промах в том, что фильм смотрится, как рядовой хоррор (этому способствует, как более «фантастический» сюжет; так и режиссёрские приёмы). Музыки Гари Асии стало на порядок меньше, и она стала какой — то невыразительной. В общем, не стрельнуло.
Да, в сценарии есть интересные идеи, как например тема с близнецом, но особо она никуда и не развивается, а точнее, прёт по прямой и удивлять чем — то интересным не торопится. В общем, Мари Асато на мой взгляд выступила слабенько. Но посмотрите. Тем более, это последний Ju On, над которым работал Симидзу (пусть и чисто продюсером).
А вот дальше случилась странная тема: к 15 — й годовщине решили перезапустить серию, причём без участия создателя. В качестве сценариста решил себя испытать бессменный продюсер Ju On — Такасигэ Итисэ. А режиссёром позвали — Масаюки Отиая, который до этого снял американский ремейк тайского хоррора — Shutter (2008). Всё это дело поделили на 2 фильма и пригласили американцев из Universal — помочь с прокатом.
И снова Тосио не ходит в школу, а к нему являются учителя. Да вот только историю решили подать по — другому: весь сюжет развернули вокруг Тосио, а вот мать — Каяко уже не так уж важна. Да и фамилию изменили — видать, чтобы не было претензий со стороны Такаси Симидзу. Теперь не Саэки, А Ямага.
Хоть этот фильм и японский — подозрительно похож на закос под американские ремейки: как со стороны подачи; так и сюжетно он к ним отсылает. Да, равняется не на японские фильмы, а на американские ремейки. Прям анекдот. Мотивацию персонажей тоже местами изменили, ну да и ладно — толку от этого никакого. А сюжетно и поведать особо не о чём — всё туда же. Единственное, добавили тему со спиралями (у «звонка», видать подсмотрели) и заставили Тосио отдуваться за всю компанию, что оказалось не очень увлекательно.
Главной героиней фильма является учительница Тосио и её парень, которые попадают под действие проклятия. И отряд школьниц в униформе — на местах, куда ж без этого.
Даже тяжко писать — ибо не о чем. Скажем так — очень похоже на американские хорроры с дешёвыми скримерами и голливудским продакшеном. Не советую.
Вторая часть — туда же, но опирается на 2 — й американский ремейк. Опять у нас появляется родственница, которая ищет героиню первого фильма. Дом Саэки сносят, но проклятию — до паяльной лампы. В сюжет вмешиваются родственники семьи Саэки и близкие им люди, к которым липнет Тосио, ну а дальше всё по знакомой схеме…
Возможно, потому что сюжет более оригинальный — он мне понравился больше. Плюс пугалки местами забавные были, но в целом — те же щи, что и предыдущее. Это мы забудем. По сюжету: если вы смотрели 2 — й американский ремейк — примерно можете себе его представить.
Данный сиквел подавался, как последняя часть. Однако, хочешь рассмешить бога — расскажи ему о своих планах. В 2020 — м, при содействии Netflix выходит сериал — Ju On — Origins.
И прям здесь начинается интересное. Дело в том, что в оригинале, он называется — Ju on: Noroi no Ie («Проклятый дом»). А сюжетно, никаким приквелом данный сериал не является. Более того — он не имеет отношения к семейству Саэки вообще. История здесь полностью оригинальная и рассказывает вообще о другом доме.
В 1988 — м году, исследователь паранормальных явлений — Яцуо Одадзима становится гостем ток — шоу, на котором узнаёт об истории актрисы, которую преследуют призраки. Оказывается её парень, который собирается жениться на ней — связан с проклятым домом. Параллельно с этим парнем, туда проникают старшеклассники, что повлечёт за собой цепочку трагедий, растянувшихся на 9 лет. А Яцуо, станет одержим поисками проклятого дома.
Сценарий данного сериала писали, уже знакомый нам по предыдущим ребутам — Такасигэ Итисэ (помянем) и Хироси Такахаси. Да, тот самый, что писал сценарии к первым «Звонкам». Это кстати, чувствуется. Режиссировал всё это дело — Сё Мияке, который через два года выдаст мощную фестивальную драму — «Кэйко, будь осторожна».
Так. Принципиальное отличие сюжета сериала и фильмов, заключается в том, что в сериале ключевой точкой является дом — вокруг него все события и происходят. В фильмах основной цимес истории — персонажи со своими маленькими конфликтами, которые были повязаны с общим проклятием. Т.е. сценарная структура стала гораздо проще. Раньше «ниточек», скрепляющих сюжет было много. Более того — их надо было собирать. Теперь — клубок уже собран. Это дом, от него всё и идёт. Второй момент — это не хоррор. Это драма с элементами хоррора. Хироси Такахаси всегда было наплевать на жуткое в том, что он писал. Здесь — тоже самое. Ужасы, как бы есть, но сценарий не делает на этом никакого упора. Всё, что интересует сценарий — это маленькие драмы персонажей и их связь с домом, проклятием и влияние этого фактора на их жизнь\жизнь их близких. Призраки ? да насрать.
И эффект данного сериала похож на первый сезон True Detective: сценарий — второсортное бульварное говно, но режиссура вытягивает всю эту писанину на такой уровень, что ты начинаешь думать, что всё великолепно (а не всё). И тем не менее, Сё Миякэ — отработал за троих. Даже редкие появления призраков, обставлены очень грамотно. А главное — всё дозировано. Кабы не он — всё скатилось бы в сопливую дораму, а насилие — было бы чистейшим трешаком. Но режиссёр всё сделал: если жесть — то ты это запомнишь. Если драма — то от неё не хочется блевать, а иногда и сочувствуешь персонажам — играют все тоже без перегибов и адекватно.
С другой стороны — опять же, сценарий. Он, мягко говоря, средненький, а если я начну разбирать по персонажам — вообще «захлебнётся». Но я не буду этого делать — это ж не разбор со спойлерами.
Итого: если не знаете, чего бы вам посмотреть из сериалов — посмотрите это. Возможно, даже очень понравится. Правда, я так и не понял, причём тут Ju On в названии — никакого отношения к серии данный сериал не имеет. А сюжетов про проклятые дома, я думаю, у японцев навалом и без него. Берём режиссёра на заметку, ибо видно — грамотный. Свою семерочку из десяти сериал отхватывает заслуженно, притом, что его ещё и не скучно смотреть.
Вспомним и кроссовер — Sadako Vs Kayako (2016).
Я думаю, многое о куске этой плёнки, скажет факт того, что производство кроссовера стартануло после запущенной первоапрельской шутки. Отзывов было много, поэтому решили — «а чё бы и нет». То бишь фильм был снят по — приколу и для срубки бабла с фанатов. Кстати, сюда опять вмешалась Universal, что вызывает у меня некоторые подозрения: как американцы рядом — выходит несуразная мерзость.
Писать и ставить фильм позвали Кодзи Сираиси — автора отличного Noroi (2005) и скандального Gurotesuku (2009). Что вроде, неплохо. На деле же, всё оказалось, куда хуже, чем можно было ожидать.
Соц работник заходит в дом, где умерла женщина перед телевизором. Включается кассета и Садако выходит на связь… позже, VHS — ник с проклятой кассетой внутри, покупают две студентки — дабы переписать свадебное видео родителей одной из них на DVD. Они смотрят кассету — и Садако начинает посылать им галлюцинации, давая им всего два дня на квест по преодолению проклятия, или смирению со смертью. Параллельно развивается история с домом Саэки….
Честно, я так и не понял, что это и для кого. Это не хоррор; не детектив; толком не триллер: драмы тоже нет… больше всего это похоже на адаптацию манги для японского школотрона, причём кривую. Господи, у авторов Freddy Vs Jason было больше мозгового штурма по слиянию персонажей, чем у них. Им всего — то нужно было собрать каст приятных молодых актёров, запереть их в доме Саэки с видеокассетой Садако в сумке одной из школьниц. Соединить 2 легенды в один сюжет и придумать, какую — нибудь ложную теорию обхода проклятия (хоть Саэки, хоть Садако). А среди призраков устроить соревнование — кто больше фрагов набьёт ? Вуаля. Конечно, хороший, проработанный сценарий тоже не помешал бы, с упором в хоррор и мистику. Но о чём я прошу. Боже, тут даже примитивные скримеры вообще не работают. Персонажи…. я даже описать это не смогу. Они «мёртвые», изначально. А концовка из серии: в конце они потрахались (это почти не шутка). Абсолютный бред.
Никакого противостояния призраков толком не происходит: они просто есть для фансервиса. Даже не пытайтесь смотреть.
Да, кстати. За производство этой мерзости в ответе Kadokawa — та самая, что доныне издевается над серией Ringu. Я собственно, не удивлён, что это именно они. Американцы тоже собирались сделать свою версию кроссовера, взяв за основу американские ремейки. Данное желание выражал Николас Пеш — режиссёр перезапущенного ремейка The Grudge (2020), но после провала последнего, Deathmatch мы вряд ли увидим. С сериями вообще творится какая — то дичь. Попытка американцев перезапустить, что «Проклятие» (2020), что «Звонок» (2017) — с треском провалились (и слава богу, с таким — то качеством). Симидзу, наверное устал клепать продолжения Ju On, поэтому даже ничего не продюсирует. Сериал Netflix не так уж плох, но о нём я уже всё сказал. Со «Звонком» вообще беда: Садако превратили в персонажа манги и клоунессу. (скоро и аниме подъедет видать. Именно в духе 2020 — х). В общем да, икон J Horror извратили в корень. Нужно, наверное отправить их на покой, но как мы знаем — всё однажды возвращается.
Немного о своих впечатлениях в целом. «Проклятие» — абсолютный Win. Как с точки зрения идеи непреодолимой заразы, преследующей людей через поколения; так и с точки зрения фактической реализации того, что мы имеем. Был бы я сценаристом с выбором хоррор — франшиз — выбрал бы именно его, или «Пункт назначения». Идеи и темы, а также возможный потенциал цикла в целом, мне видится очень интересным и достаточно «гибким», даже в плане каких — то хоррор слияний с другими сериями ужасов.
Касательно «Звонка» — сложнее. Там есть такой «камешек в ботинке», как книжный канон. Не знаю, чего там понаписал Судзуки и насколько сложно это всё вывести на киноэкран, но подозреваю, что нелегко. Третью книгу, даже не пытались трогать. А там какие — то симуляции реальности, супер — компьютеры, Садако — вирус…. занимательно в общем. Интересно, что смогли бы сделать в Голливуде с их финансовыми источниками. (хотя, они совсем не гарант)… Американский нормальный перезапуск серии с уважительным отношением к книжному канону мне был бы интересен. Японцы не потянут чисто по продакшену — фантастика и какие — то высокобюджетные вещи — не их стезя.
Попытаться увести историю Садако в какой — нибудь ретро — хоррор, поместив всё действие в 80 — е, например. Оставив тему с кассетой, а затем сделать уход в будущее, итд. (в последующих продолжениях)… и оставить тему Садако, как вируса и проклятия, а не обиженной девочки из колодца…. Но то — просто варианты. Сложно с ней. Делать и смотреть одно и то же — не интересно. Но дальнейшее — любопытно. Будем следить за развитием\деградацией обеих сериалов.
А вам, спасибо за внимание. Было достаточно интересно погрузиться во всё это, поразмышлять и подать вам. Надеюсь, вам интересно читать. До новых статей.
Круговорот проклятия — Ringu VS Ju On. Часть — 1
Круговорот проклятия — Ringu VS Ju On. Часть — 2
Круговорот проклятия — Ringu VS Ju On. Часть — 3
Круговорот проклятия — Ringu VS Ju On. Часть — 4
Круговорот проклятия — Ringu VS Ju On. Часть — 5