Подростковый матриархат в диких условиях. Почему банальная на первый взгляд история не сразу, но неожиданно взлетела в топах?
Сериал «Шершни» — создание трех малоизвестных сценаристов и продюсеров, которые никогда звезд с неба не хватали, но при этом поработали на множестве отличных сериалов последних лет. Джонатан Лиско писал «Остановись и гори», «По волчьим законам», Барт Никерсон и Эшли Лайл — «Нарко» и «Древние».
Вышедшее в конце 2021 года их совместное творение не стало мгновенно хитом. Слава сериала росла (и растет до сих пор) постепенно. Сначала никто не верил в очередной сериал про подростков, вынужденных выживать в герметичном обществе. Пару лет назад на ту же тему провалилось «Общество» от Netflix. Ничто не предвещало, что «Шершни» станут спящим хитом. Даже несмотря на Мелани Лински, Джульетт Льюис и Кристину Риччи в списке актеров.
Сериал Showtime о выживании девочек-подростков из футбольной команды после крушения в канадских горах в немалой степени обязан своей популярностью загадкам в стиле «Остаться в живых». Огромное число фанатов на форумах бросилось разбирать элементы головоломки и строить теории — из-за этого сериал резко вырос в популярности сначала на западе, потом и у нас.
Собственно, сериал и строится на последовательном раскрытии всех загадок — и момент из вступления в первой серии, где некую девушку ловят в ловушку и после чего съедают, не является главным секретом. Самое важное — как они до такой жизни дошли? Кто умрет следующим? Почему выжили именно эти героини? И только ли они? Что за скелеты в шкафу у каждой из них?
За 10 серий все не раз перевернется с ног на голову — сильные и харизматичные в обычной жизни окажутся слабыми в диких условиях, спокойные и незаметные выйдут на первый план. Кто-то окажется беременным, кто-то потеряет конечности, а у кого-то кончатся нужные таблетки…
Финальная серия — одна из мощнейших, что я видел за последний год. Количество важных и шокирующих событий в ней превышает число событий в иных сезонах сериалов. Снял ее Эдуардо Санчес — один из (и наиболее успешный) режиссер той самой «Ведьмы из Блэр».
Если вы когда-нибудь задумывались, куда пропали авторы самого прибыльного ужастика всех времен, то один (Дэниэл Мирик) снял пару ужастиков, вышедших сразу на DVD, и пропал, а второй (Санчес) в порядке – снимал «Сверхъестественных», «Американскую историю ужасов» и вот теперь «Шершней».
Нельзя сказать, что почерк автора «Курсовой с того света» виден спустя 20 лет, но все жуткие моменты поданы просто прекрасно. «Шершни» отлично работают и как триллер, и как ужасы, поднимая интересную и в чем-то даже провокационную тему: а что если жертвы неких ужасных событий (например крушения в дикой местности и последующей борьбы за выживание), вернутся не совсем теми, кем они были до? Что если пережитые события изменят их так сильно, что спустя годы боятся нужно будет не за них, а за тех, кто окажется рядом?
Одновременно с этим «Шершни» не совершают ошибку, которая очень сильно портит впечатление от подобных сюжетов — подростков в невыносимо жестоких обстоятельствах — их речь, их поведение, их поступки не сильно меняются в зависимости от ситуации. В стрессовых ситуациях, когда, казалось бы, весь образ мышления должен измениться, они ведут себя примерно так же, как вели себя на уроках. Этим грешит и «Сотня», и «Общество», и местами «Голодные игры», и «Бегущий в лабиринте».
Причем не обязательно сюжет должен сразу же разыгрывать «Повелителя мух». Нет, но мы должны четко видеть этот последовательный спуск в ад. Шоураннеры в интервью Variety так и сказали, заявив, что «Шершни» — слоубернер, интерес к сюжету которого развивается постепенно.