Шахматы — устаревший реликт давно прошедших дней

Шахматы — устаревший реликт давно прошедших дней

Одна из первых игр мертвого сегодня жанра стратегических игр нуждается в полном переосмыслении и как можно быстрее. «Шахматы», походовая стратегия с весьма ограниченным поле боя, пытается реализовать древний как жизнь принцип геймдизайна «легко научиться, но сложно стать мастером», принцип, ставший популярным благодаря «Тетрису». Но неудобные игровые механики Шахмат и весьма малая глубина и разнообразность геймплея приводят к тому, что проект не способен надолго вас задержать.

Игра представляет вас в роли короля небольшой страны, которая находится в состоянии войны с другим королевством с равной по силам армией. Сюжет и лор у игры фактически отсутствует, примитивные персонажи обладают харизмой каменной статуи и не способны вызвать даже капли эмпатии к себе. Все, что вы знаете о них — это простейшие ярлыки вроде «Ферзь» или того хуже — «Конь«. Причем внешний вид в половине случаев даже близко не совпадает с их именами. Только сумасшедший может придумать имя «Ладья» для крепостной башни! Ведь она даже плавать не умеет!

Сеттинг игры настолько же прост и двухмерен как и всё остальное. Всего одна игровая карта, состоящая из двухцветного поле 8х8, что просто смехотворно ведь даже у древней Red Alert игровые карты достигали в размере 128х128. Как следствие отсутствия просторных, сложных карт игра ощущается лишь чуть более продвинутой версией старого доброго «Сапера«.

Словно отсылая нас к уже упоминавшемуся Тетрису, Шахматы избегают любых попыток стилизации и уникального внешнего вида, пытаясь взамен предложить так называемый «аддиктивный» геймплей. К сожалению, геймплей обладает глубиной лужи после грибного дождя. Например, в игре всего шесть видов юнитов. Из этих шести два фактически бесполезны, а один — невероятно силен и ломает баланс игры на корню. Как вы можете догадаться речь идет о Ферзе, в среде казуальных игроков называемым обычно просто Королевой. Словно Лара Крофт девяностых этот персонаж пытается любыми способами привлечь аудиторию к игре, которая не способна продать себя просто за счет хорошего геймплея. Королева способна атаковать в любом направлении и все, что игра делает для попытки сохранения баланса — просто предоставляет равноценно богоподобного юнита стороне противника.

Способности других персонажей тоже оставляют желать лучшего. К примеру, Ладьи могут ходить (даром что каменные башни) только по вертикали или горизонтали и не способны атаковать врага по диагонали, а «Слоны» — наоборот, ходят только по диагонали. В результате мы получает невероятно фрустрирующую игрока попытку создать глубокий геймплей и хороший баланс там, где их просто не может быть.

Проблемы с нахождение пути у юнитов ухудшают и без того прискорбную ситуацию. Пешки способны ходить только прямо вперед, но по какой-то необъяснимой причине атакуют только по диагонали. Хуже всего то, что армии располагаются перед началом игры лишь в одном положении. Там, где игрок мог бы использовать свои статегические навыки и расставить армию в расчете на оптимальное использование и без того крохотной карты разработчики говорят «НЕТ!» и заставляют вас делать так и только так, как это решили они. В итоге матчи в Шахматах могут растягиваться на очень длительное время так как пешки стоят на пути ваших более полезных юнитов, блокируя им путь.

Только 2 игрока могут одновременно принимать участие в игре, хотя многие другие стратегии предлагают участие в битвах вплоть до шестнадцати игроков. Режим игры всего один — нет даже простейших «Захвати флаг» или «DOTA» — и всё, что вы делаете это ход за ходом атакуете юниты врага, убирая побежденных персонажей с карты. В тот момент, когда под угрозу попадает юнит «Король» игра переходит в режим «шах». С этого момента игрок, чей Король находится в опасности должен защитить его любыми возможными способами. В случае если игрок не способен этого сделать он автоматически проигрывает сражение целиком. Всё. Пусть даже 90% вашей армии в этот момент полностью боеспособны потеря всего одного юнита решает исход игры.

Все юниты »умирают« с одного удара и говорят даже пешки могут повернуть ход битвы в вашу пользу если грамотно их использовать. Как следствие хотя жесткие ограничения по начальной расстановке армии и превращают Шахматы в некое подобие «битвы умов», походовая природа игры приводит к тому что напряженность битвы остается на низком уровне вплоть до середины сражения минимум, когда поле наконец освобождается для по-настоящему сложных тактических маневров. Но даже несмотря на это половина сражений оборачиваются ничьей ввиду ограниченного числа юнитов и невозможности восполнить их потерю в принципе.

В надежде хоть как-то удержать внимание игрока игра пытается утвердиться за счет своих тактических механик. Но эти механики скучны и сложны в изучении и усугубляют и без того обильные проблемы игры. К тому моменту как вы изучите все тонкости правил и геймплея игра уже сильно вам наскучит и вы навсегда о ней забудете. Вдобавок в игре отсутствует вознаграждение игрока за победу в игре, а жесткий набор правил приводит к тому, что вариативность геймплея сводится к нулю и все опытные игроки по большому счету играют совершенно одинаково.

В итоге Шахматы наверняка приобретут небольшую группу лояльных фанатов жанра ввиду своей показной минималистичности и теоретически тактическому геймплею. Но, приняв во внимание все обильные недостатки и ограничения игры, я не вижу вероятности того, что игра достигнет уровня популярности куда более проработанных конкурентов вроде Warcraft III или Red Alert 2, которые на многие годы останутся классикой жанра.

PS. Пост это вольный перевод очень давней сатирической статьи Грега Касавина, ныне работающего сценаристом и дизайнером в Supergiant Games (создатели Hades, Pyre, Transistor, и Bastion). Перевод был вдохновлен нынешним потоком постов для конкурса «Один в поле воин».


 

Источник

Читайте также