Доброе утро, товарищи. Этот светлый день предвещает светлое будущее! Опохмелитесь, помойте руки и в столовую.
Отношения с Resident Evil у меня всегда были непростые. Я люблю чертовщину и необъяснимую мистику, а любая игра серии RE оканчивается в лабораториях Umbrella, где все сводится к очередным экспериментам с очередным вирусом, вышедшим из под контроля. Тем не менее, меня периодически затягивает назад, перепройти ту или иную часть, поскольку свой шарм у них есть, да и в них просто интересно играть. Но при этом я всегда игнорировал спин-оффы. Например — RE: Revelations, считая, что это простенькие поделки для карманных консолей и играть в них всерьез необязательно. Оказалось, я был не прав.
Точнее как, первый Revelations действительно был выпущен для маленькой Nintendo 3DS, но при это являл собой почти полноценный Резидент масштабом не сильно меньше первых игр серии. Большой круизный лайнер в качестве места действия (плюс несколько миссий в других местах), паззлы и апгрейды оружия, исследования локаций и схватки с боссами — все на месте. Немудрено, что ее решили портировать на большие консоли и ПК, ведь некоторые могут сказать, что в Revelations даже больше Resident Evil, чем в пятой или шестой частях. Но, на мой взгляд, из-за портативности игре не хватает веса, солидности, бюджета. Схватки с противниками ощущаются слабее, чем в старших играх, да и история не такая захватывающая, пугать игрока особо нечем. Но прошел не без интереса и через пару дней взялся за Resident Evil: Revelations 2.
Это прекрасное ощущения, когда ты ничего не знаешь об игре, не ждешь от нее ничего, а она оказывается действительно интересной вещью. Пока я думал, что второй Revelations — еще один порт с карманных консолей, она оказалась полноценной игрой, выпущенной для консолей прошлого и текущего поколений (и ПК тоже)! Вместе с этим в перестрелки вернулся импакт, дробовики снова громко бахают, монстры пугают страшными рожами, а игра выглядит симпатично.
Но самое главное — это сеттинг и история. В первой Revelations мне очень не хватало саспенса, жути, чего-то, что выводило бы из зоны кофморта. Но патронов давали прилично, убивались монстры относительно легко (если это не боссы, вот они довольно толстокожие), да и игра была слишком светлой, позитивной что-ли. Все-таки это не жуткий особняк в болотах Луизианы и не мрачная деревушка в испанской глуши. И второй Revelations сразу заходит с козырей — игра начинается в заброшенной советской тюрьме, переделанной под какой-то испытательный полигон. В камерах томятся обезображенные создания, утыканные металлом, а тут и там в коридорах попадаются клетки-ловушки, плюющиеся огнем или разрезающие все живое огромными ржавыми ножами. При этом на клетки еще нацепили жуткие маски, напоминающие ту самую заставку телекомпании ВИD. В RE: Revelations 2 у меня снова появилось вот это столь ценное для survival-horror ощущение, когда даже исследовать локацию страшно, потому что ты не уверен — хватит ли тебе патронов на то, что ожидает тебя за углом.
Исследовать локацию страшно, но при этом очень интересно, потому что выйдя тюрьмы мы узнаем, что вся игра будет проходить в пост-советском антураже, и лично для меня это всегда большой плюс — ничего с собой поделать не могу, нравится и все. К тому же и развесистой клюквы здесь тоже нет — японцы изобразили эдакий город-призрак, выросший вокруг угледобывающего предприятия на некоем острове (напоминает японский остров Хасима). Родные многоэтажки в городской части, родные деревянные срубы в деревне, редкие надписи на родном русском (интересно, не была ли та самая надпись про «Добро пожаловать в ад» вдохновлена чеченской хроникой). Разве что красные звезды тут и там немного не бьются компьютерами в офисе завода, но у нас тут вроде бы и не Россия, если уж углубятся в лор. Местному развалу далеко до идеала (Stalker и Metro), но построить близкий нам по духу мир у авторов игры получилось, и это действительно добавляет игре интереса. Никогда бы не подумал, что в рамках серии существует настоящий «Резидент Ивел в России».
Кстати, про настоящий — ей все еще присущи все характерные черты. Вместо линейных коридоров — хоть и небольшие, но открытые локации с нехитрыми загадками, поиском предметов и ключей, а также сбором припасов из ящиков и бочек. Но при этом есть и нововведения — например, зачатки стелса, как в Evil Within. Если суметь подойти к врагу со спины — его можно вырубить одним ударом. Но срабатывает это через раз, да и ситуаций со «спокойными» врагами здесь не очень много. Некоторые враги напоминают некроморфов из Dead Space — им тоже нужно отстрелить пару конечностей, чтобы убить. Еще, периодически, заставляют таскать ящики для напарника, что в твоем The Last of Us. Есть тут и верстаки — как и в предыдущей игре, улучшения для оружия можно «надевать и снимать» сколько угодно, переделывая стволы под условия боя. Правда, из первой Revelations сюда перетекла и не очень приятная особенность — там каждую комнату нужно было не просто осмотреть зрительно, но еще и просканировать специальной камерой, которая выявляла скрытые предметы. Саму камеру вырезали, но необходимость «сканировать» комнаты перешла к вашему напарнику, который всегда ошивается рядом. И только играя за него, вы можете «обнаружить» спрятанные вещи. То есть, теперь недостаточно оббежать комнату за главного героя, потом еще нужно сделать второй круг переключившись на напарника. И да, здесь можно переключаться между героями. Все герои разные, со своими умениями и недостатками — потому сюда напрашиваются головоломки в стиле Lost Vikings, но таких тут всего несколько. В остальном, они просто бегают рядом, выполняя функцию дополнительного инвентаря и отвлекают монстров на себя.
Пока я прошел чуть больше половины и скажу так — для игры, про которую я почти ничего не знал, и от которой я ничего не ждал, она просто прекрасна. Отличный звук и музыка, красивая картинка, подача сюжета в стиле сериалов (4 эпизода по 2 серии каждый, они выходили не сразу, а по штуке в неделю), мрачная и пугающая атмосфера пост-советского города-призрака. В конце концов, в Resident Evil: Revelations 2 просто интересно и удобно играть. Но вот вопрос — был бы я столь открыт и непредвзят, если бы запустил ее на старте? Начитавшись обзоров (посмотрел сейчас несколько, отзывы довольно средние). Наверно, тогда я бы тоже обращал внимание на мыльные текстуры, заезженные клише и вторичные геймплейные механики. Но я запустил игру не ожидая ничего и открыл ее для себя по своему.
И это здорово.