Меланхоличная и безумно стильная игра о жизни и смерти.
Hyper Light Drifter заинтересовала меня ещё на релизе в 2016 году, но, как это обычно бывает, я отложил её в долгий ящик.
Всё это время я с интересом поглядывал на интересный арт-дизайн, но никак не мог решиться на покупку. Меня отталкивало одно — я не любитель соулслайков, а в отзывах её чаще всего сравнивали как раз с Dark Souls.
Тем не менее Hyper Light Drifter отпечаталась у меня в памяти своим великолепным артом, где ретровейв граничит с вычурной психоделией, и меланхоличной атмосферой, которая пробирала даже в трейлерах и записях геймплея. Поэтому любопытство взяло своё: я купил в игру в Steam на последней распродаже и не смог от неё оторваться.
Hyper Light Drifter — любопытный пример использования повествования через окружение. В истории нет ни единого слова — главный герой молчалив, а персонажи если и общаются как-то, то это отображается в виде картинок-иллюстраций их речи. При этом игра полна деталей, которые помогают постепенно, пазл за пазлом, сложить в голове историю этого мира.
Протагонист — это дрифтер, представитель профессии эдаких сталкеров, которые выбираются в опасные места за артефактами древнего мира. Они выносливы и опытны в бою — в их распоряжении есть сверхсветовые мечи (отсюда hyper light) и девайсы вроде огнестрельного оружия и гранат. Дрифтеры умеют быстро передвигаться по полю боя и сражаться с десятками врагов за раз.
Наш дрифтер болен неизвестной болезнью и, судя по всему, конец его близок — он кашляет кровью и порой теряет сознание. Его цель — отыскать лекарство, и для этого ему нужно заглянуть в самые потаённые уголки постапокалиптического мира.
С точки зрения истории Hyper Light Drifter проста — весь сюжет можно уместить в одно предложение. Что в игре цепляет, так это загадочный и слегка запутанный лор, истинную задумку которого фанаты пытаются расшифровать до сих пор.
Что произошло в этом мире? Почему представители разных рас живут в разрушенном городе c высотными башнями, который, судя по всему, построили за сотни или даже тысячи лет до них? Что за останки титанов разбросаны по всему миру? Наконец, какая болезнь одолела главного героя, и почему ему постоянно мерещится шакал с нимбом вокруг головы?
На эти вопросы уже давно пытаются ответить в десятках разборов на YouTube, но ни одна из теорий не считается общепризнанной — просто потому что не хватает подтверждений, не складывается пазл. Все предположения основаны на личных интерпретациях игроков и разной степени додумках, и в этом-то и кроется прелесть Hyper Light Drifter — в её неоднозначности.
Но неочевидный лор и превосходный арт-дизайн — лишь часть эстетики Hyper Light Drifter. Исследование мира зачастую сопровождается битвами — важной частью геймплея игры.
Авторы сравнивают Hyper Light Drifter с классическими The Legend of Zelda и Diablo — и это, наверное, лучшая аналогия для местного игрового процесса. Задача игрока состоит в том, чтобы пройти четыре разных биома в поисках неких ключей, или модулей — их охраняют вражеские мобы и боссы.
Большинство модулей в Hyper Light Drifter запрятано в неочевидных местах, поэтому игра довольно быстро отучает от линейного геймдизайна и заставляет обыскивать каждый уголок локации в поисках секретов. Порой исследование мира начинает напоминать таковое в метроидваниях, но прогресс здесь не завязан на способностях — иногда, чтобы попасть в нужное место, нужно просто пройти предыдущее.
Приходится постоянно держать всю локацию в голове — куда ты ещё не ходил, где находится заграждение или потенциальный секрет, по какому пути идти назад, — поэтому бэктрекинга здесь много. Но ничего плохого в этом нет — действие Hyper Light Drifter не задерживается в одной локации подолгу, и потому уровни не успевают надоесть.
Большинство модулей запрятаны в подземельях, и врагов там больше всего. Против каждого противника приходится придумывать свою тактику: где-то нужно «бить в лоб», а где-то — держаться на расстоянии.
Здесь нет кривой сложности как таковой, поэтому умирать и «гит-гудить» придётся много — враги с самого начала бьют больно и часто. Легче со временем становится лишь потому, что растут навыки: игрок начинает понимать, когда идти в ближний бой, а когда использовать пистолет; в какую сторону лучше уклониться, и как простроить маршрут по арене, чтобы получить меньше урона. Hyper Light Drifter требует от игрока предельной сосредоточенности, и ощущение полной концентрации завораживает.
И если поначалу я злился на игру, то в какой-то момент я постиг спокойствие — смерть меня больше не волновала, потому что зачастую проблема была лишь во мне. Приходится постоянно напоминать себе быть лучше — и лишь тогда сложность пропадёт, а на её место придёт челлендж.
В обзорах и отзывах Hyper Light Drifter часто сравнивают с аниме Neon Genesis Evangelion, и это уместная аналогия — между ними можно провести немало параллелей. В обоих случаях герои не знают, за что сражаются и что наступит потом. И там, и там показан постапокалипсис — причём конец света, судя по всему, наступил похожим образом. Ну и титаны — референс, очевидней некуда.
Даже авторы обоих произведений оказались в похожих жизненных обстоятельствах — их объединяет творчество вопреки трудностям. Во время работы над «Евангелионом» Хидэаки Анно находился в тяжёлой депрессии, которая чуть не довела его до суицида. Глава разработки Hyper Light Drifter Алекс Престон, для которого игра, по сути, была проектом всей его жизни, родился с врождённым пороком сердца и некой генетической мутацией, которая продолжает приносит ему неудобства и по сей день. Отсюда и название студии — Heart Machine.
По словам Престона, Hyper Light Drifter в каком-то смысле даже автобиографична. Главный герой, как и он, болен и, несмотря ни на что, продолжает делать свою работу и идти к цели. Мысль о том, что в какой-то момент тебя может не стать, мотивирует заниматься любимым делом — чтобы оставить после себя наследие.