Ремарка – в рубрике «Сейчас играю» достаточно редко (если не никогда) встречаются очерки на тему VR игр. Оно и понятно – рынок небольшой, в СНГ соответствующие девайсы есть далеко не у каждого, да и вообще зачем оно нам надо. Тем не менее, с тем, что сам VR все же потихоньку становится доступнее и играбельнее (хотя в комментариях это наверняка тысячу раз опровергнут), хотелось бы иногда рассказывать о тех играх, в которые играю сейчас или довелось проходить в последнее время – может это кого-то замотивирует тоже попробовать (или нет) какие-нибудь тайтлы.
На днях библиотека Oculus Quest, небогатая на «настолочные» проекты, обзавелась своей версией популярной в определенных кругах Catan (аналогичная версия уже выходила на Oculus Go и Oculus Rift, а также в Steam и Playstation VR). Не задумываясь, я приобрел игру, как только увидел баннер в Oculus Store – и после 3 дней игры и порядка десяти партий хотел бы поделиться своими впечатлениями.
Подробнее о том, что такое Catan (на русскоязычном пространстве больше известен под названием «Колонизаторы») всегда можно почитать на «Википедии». Для меня «Катан» (с которой нашу семью где-то в 2005-ом году познакомили друзья родителей) в свое время стал первой «серьезной» настольной игрой. После «Колонизаторов» мы перепробовали еще много всего из того, что было на ходу в то время – «Каркассон», «Сумерки империй», много чего еще — но именно «Катан» остался той игрой, к которой мы возвращались и лет пять-десять спустя.
У «Катана» было немало цифровых интерпретаций – в свое время версии игры выходили на Xbox 360 и Playstation 3, относительно недавно вышла версия для Swithc, было несколько различных версий на ПК (несколько лет назад в Steam вообще выкатили бесплатную версию, с разными аддонами, прогрессией и прочими плюшками, но отзывы у нее довольно смешанные: https://store.steampowered.com/app/544730/Catan_Universe/). Моим однозначным «фаворитом» является версия для Nintendo DS, которая является прям ярким примером, как делать не надо с точки зрения UX и визуала. Но и в такое играли!
На мой субъективный взгляд, главной проблемой цифровых версий Catan является их меньший фокус на коммуникативную составляющую — будто бы весь фан от игры заключается не столько в том, чтоб обдурить соперников за счет махинаций с обменом ресурсов, сколько в том, чтоб лениво перекидываться кубиками и ждать, когда же накопится достаточно ресурсов. В действительности же первые 1-2 партии с ботами (в любой версии игры) показывают, что без взаимодействия с реальными игроками это все очень быстро превращается в довольно скучное занятие, где мы действительно просто терпеливо ждем, когда кубики выдадут нужные комбинации (попутно не забывая ругаться на рандом) и наивно надеемся, что искусственный интеллект согласится на хотя бы одну сделку.
VR-версия в этом плане гораздо ближе к своему классическому настольному аналогу. За счет наличия войс чата и формфактора ощущения здесь ну очень близки к тому, что ощущаешь, когда играешь в «бумажную» версию. Отдельно отмечу приятный визуал – это касается как самого игрового поля (где местами есть небольшие анимированные элементы), так и виртуального окружения (игроки находятся в просторной комнате, где на стенах развешаны арты по мотивам вселенной игры, и саму эту комнату при желании можно немного кастомизировать). Вместе с достаточно спокойным звуковым рядом это все безобразие способствует созданию расслабленной атмосферы (особенно если не слишком сильно переживать насчет очередного неудачного броска кубиков).
Отдельно отмечу непосредственно сам игровой процесс с реальными людьми (по сути, то, ради чего игру и стоит брать – не ради занудства с ботами же). Непонятно, как ситуация будет развиваться дальше, учитывая, что с момента релиза прошло совсем мало времени (может уже буквально через неделю онлайн умрет, учитывая, что никаких прогрессий или прочих мотивирующих плюшек здесь нет), но сейчас у игры очень милое комьюнити – к примеру, тут принято извиняться, если как-то «гадишь» сопернику, и в целом игроки достаточно дружелюбно отзываются на предложения поторговаться. Примечательно, что практически во всех партиях мне попадались с большего люди 30+ (их выдавали ники в духе John1985, Isaak1974 и т.д.), открытые к small talk’у не только на тему самого Catan и в целом предрасположенные к размеренному темпу игры. Неплохой способ немного практиковаться на английском!
Из недостатков (субъективных, само собой) могу отметить то, что кроме «голой» игры здесь, по сути, больше ничего и нет. Пока другие современные версии могут похвастаться разными аддонами, финтифлюшками в виде прокачки профиля и прочим беспределом, в VR-версии у нас есть только какой-то базовый функционал, и вряд ли он как-то расширится, учитывая, что на прочих платформах игра практически никак не поменялась за последние пару лет.
Но нужно ли это все? Если оценивать Catan VR как игру про человеческое взаимодействие, то может быть и нет – игра больше выступает приятным фоном для общения с людьми, где еще и кубики нужно кидать периодически, и, вместе с этим, очень здоровским и релаксирующим вариантом времяпровождения на вечер. Конечно, хотелось бы когда-нибудь увидеть на Oculus Quest полноценную поддержку Tabletop Simulator и в целом большее количество «настолочных» проектов, но, пока этого всего нет, Catan может подарить немало позитивных эмоций в рамках своих достаточно неспешных партий.