Как рисуют образ воинствующих северян в видеоиграх.
Викинги — один из самых противоречивых народов в современной массовой культуре. С одной стороны, все их любят. Сериалы, мультфильмы, игры, историческая реконструкция — без викингов нигде не обойтись. В то же время очевидно, что авторы, с той или иной последовательностью, всегда воспроизводят один и тот же образ: борода, топор, варварская отвага, имена Одина и Тора на устах и мечта о Валгалле в сердце.
В последние десятилетия из этого набора клише с большим трудом удалось вывести придуманный Рихардом Вагнером в 19 веке рогатый шлем, но в остальном викинги сейчас мало отличаются от того, какими их видели 40, 50 или 150 лет назад. Впрочем, отдельные исключения из этого правила существуют.
Искусство не обязано следовать учебнику, так что с однообразием проблем нет. Но повторяя его раз за разом, авторы игнорируют множество интересных фактов и деталей культуры викингов, которые могли бы разнообразить любой фильм или игру. Страх отойти от привычного канона мешает не просто экспериментировать с новым, но и включать в своё произведение «старое» — обычаи, мифы или распространённые в настоящей культуре викингов мотивы. Иногда, как в случае с For Honor, такой подход по-своему оправдан — разработчики гротескной игры осознанно решили изобразить викингов просто машинами смерти. Но чаще авторы не тратят время на углубление в материал, опасаясь, что отход от канонического образа не поймут потребители.
Существуют и обратные примеры — игры, которые доказывают, что многие идеи и образы культуры викингов могут быть вполне интересны для современной аудитории. Их мы собрали в этой подборке.
Важно подчеркнуть, что это не просто хорошие игры. Хотя все они получили достаточно высокие отзывы критиков, главная их ценность в том, что они пытаются дать более глубокий взгляд на древних жителей скандинавского полуострова, чем мы встречаем обычно.
Crusader Kings 2
Глобальные стратегии от студии Paradox известны вниманием разработчиков к деталям. И Crusader Kings 2, посвящённая жизни правителей в Средние Века, не исключение. Не беспокоясь о поддержании баланса между разными странами и народами, авторы игры могут смело экспериментировать с введением разных механик для тех или иных форм правления, религий и отдельных народов и культур. При этом они уделяют немало внимания тем деталям, которые большинство авторов игр этого жанра, например, команда Firaxis, подарившая миру серию «Цивилизаций», игнорирует.
И тем обиднее, что Paradox, в сущности, ни на сантиметр не отошли от устоявшегося канона изображения викингов в своей игре и, особенно, в дополнении The Old Gods, которое было посвящено в первую очередь северным язычникам. Хотя скандинавы в игре получили собственную культуру с уникальными особенностями, и собственную религию, практически все новые механики призваны позволить игроку попробовать себя именно в роли уже привычного «грабителя с севера».
Скандинавское язычество оказалось единственным, наряду с весьма неоднозначным ацтекским, которое позволяет систематически совершать человеческие жертвоприношения. Вторая важная способность их религии — умение устанавливать рунические камни, увековечившие военные победы. А уникальная способность викингов как народа стали, разумеется, грабительские рейды, а также возможность сплавляться по крупным рекам вроде Дуная, чтобы совершать набеги и на области в глубине континента.
На первый взгляд это именно то, чем викинги были славны. Но на самом деле Crusader Kings 2 позволяет увидеть, какие элементы жизни северян совершенно выпадают из поля нашего зрения, хотя их уникальность заслуживает более пристального внимания. Викинги в Crusader Kings 2 не первооткрыватели – вся карта открыта с начала игры, как и возможность отправиться в свой первый рейд хоть в Испанию, хоть в Грецию.
Они не торгуют, хотя именно торговля принесла викингам основной доход, и толкала их на столь интенсивное освоение речных, а не только морских водных путей. А их система власти, в реальности строившаяся вокруг народных собраний-тингов и постоянных судов, казалось бы, могла понравиться авторам игры про власть и политику, на деле выглядит полной калькой с западного феодализма, лишь с ещё большим упором на войну.
С другой стороны, все эти вещи — лишь следствие того, как сделана вся игра: без торговли, без освоения новых земель, с абсолютно одинаковой системой единоличного правления у всех народов и государств, различающихся лишь в деталях. И это наглядно показывает, как викинги попадают в ловушку не только наших представлений, но и желаний.
Зачем делать сложные системы, отражающие торговлю или внутреннюю политику, если все хотят грабить и убивать? В этом смысле игра For Honor, опять-таки, оказывается самым честным изображением северян, которое, впрочем, говорит больше о нас, чем о них. Что до Crusader Kings 2, то она хотя бы позволяет увидеть исторические причины того, что викинги стали известны нам в первую очередь как завоеватели и разбойники. Ну и возможность проверить, сможешь ли ты превзойти достижения Рагнара Лодброка из сериала «Викинги», тоже немалого стоит.
Banner Saga
Это игра в двух частях (на Kickstarter недавно удачно закончился сбор денег на выпуск третьей, заключительной), в которой игрок руководит караваном беженцев, уходящих от надвигающегося с севера конца света. Основная часть игрового процесса посвящена руководству караваном, принятию решений о дальнейшей судьбе подопечных и друзей главного героя, а также тактическим боям, где в качестве противника выступают как чудовища Dredge, так и другие люди: разбойники, предатели или претенденты на лидерство.
Хотя события игры происходят в выдуманном мире, очевидно, что разработчики вдохновлялись именно скандинавскими мифами и реалиями. Они и сами не скрывают этого в своих интервью.
Многие термины, костюмы и оружие героев очевидно отсылают к викингам. Скандинавской мифологией вдохновлен и образ великанов-варлов, одной из немногих других «рас», кроме людей, которые присутствуют в игре. Но самое главное то, что влияние скандинавских мифов заметно в основной экспозиции саги. Боги в этом мире погибли, солнце замерло в небе, символизируя остановку времени. И теперь весь мир постепенно умирает, становясь добычей гигантского змея, напоминающего сразу двух великих драконов северной мифологии – Йормунгарда и Нидхёгг. Всё это похоже на знаменитый Рагнарёк — конец света в скандинавской мифологии.
Сам по себе Рагнарёк или «сумерки богов», встречается в играх, мягко говоря, не впервые. Но авторам из Stoic Studio удалось показать его совершенно иначе, гораздо ближе к оригиналу и, в результате, намного интереснее.
Рагнарёк часто воспринимается как финальная битва сил добра и зла. А игрок должен в таких условиях взять на себя роль чемпиона светлой стороны и поубивать всех противников, остановив грядущую катастрофу. Banner Saga же проникнута совершенно другим настроением — неизбежностью. Сочетая эпизоды, где игрок может действительно принимать значимые решения, с теми, где он превращается в жертву обстоятельств, создатели воспроизводят настроение, которое пронизывает северные мифы о Рагнарёке: неотвратимость судьбы. Конец света для викингов уже предсказан, и никакие их действия не способны это изменить. Но в тоже время эти действия предпринимать нужно, готовясь к решающему сражению, исход которого уже понятен и определён не обычными людьми, и даже не богами.
Точно так же люди и варлы из вашего каравана в Banner Saga оказываются перед лицом сил, которые не понимают, и просто пытаются выжить, снова и снова сталкиваясь с тем, что враги кажутся непобедимыми, надежды нет, мир умирает, а боги уже исчезли.
И хотя формально вторая часть оставила надежду на положительный финал, само ощущение неотвратимости надвигающегося конца, которую «Стоики» заимствовали из северной мифологии, приятно отличает сюжет и мир их игры от множества зубодробительно-бодрых историй о битве викингов и ледяных великанов.
King of Dragon Pass
Ещё одна игра, сделанная в мире фэнтези, но очевидно вдохновлённая скандинавами. King of Dragon Pass вышла ещё в 1999 году, но тем не менее, она во многом остается интересной и сегодня.
Игрок берёт на себя руководство небольшой деревней в регионе, известном как Перевал Дракона (собственно, Dragon pass). Задача — объединить окрестные кланы в большое племя, а затем стать королем. Игровой процесс состоит из принятия многочисленных решений: на кого из соседей стоит сходить в небольшой набег за скотом, а с кем — начать полноценный конфликт, стоит ли торговать, алтарь какому божеству построить, расширить ли площадь посевов и так далее.
Отдельно стоит отметить многочисленные случайные события, создающие атмосферу жизни в языческом мире, где каждый куст может оказаться пристанищем духа, а также ритуалы призыва богов, на которых игрок должен продемонстрировать свою способность запомнить точное содержание мифов выдуманной религии.
Самое поразительное, что в King of Dragon Pass, несмотря на мир в духе «высокого фэнтези» и полное отсутствие морских путешествий, наиболее атмосферное и проработанное отображение жизни древних северян в видеоиграх. Насилия там, разумеется, также не избежать, но благодаря множеству отдельных механик можно увидеть, как именно для викингов были связаны друг с другом междоусобные конфликты, личная и клановая честь, правосудие и, конечно, материальное благосостояние.
Захват новых территорий, краеугольный камень в любой стратегической игре, тут является лишь одним из возможных исходов конфликта, зачастую — совершенно нежелательным. Полное уничтожение враждебного клана невозможно в принципе — кто-то всегда выживет, и будет мстить.
Интересно и то, как разработчики подошли к магии. А что если бы колдовство и ритуалы викингов действительно работали? Вместо того, чтобы создавать «профессиональных колдунов», они позволяют накладывать заклятья каждому жителю выдуманного мира, но для особенно масштабных чар требуют проведения специальных больших празднеств с участием всего вашего клана.
King of Dragon Pass — пример того, что разработчики могут сделать, если будут ориентироваться на реалии культуры, которой вдохновляются. Вместо того, чтобы максимально упрощать мир игры для нашего удобства, создатели King of Dragon Pass акцентировали внимание на экзотических элементах северной культуры, выстраивая мир вокруг них. Это позволило создать оригинальное и интересное произведение, о котором особенно актуально вспомнить, так как осенью этого года выходит сиквел — Six Ages.
Expeditions: Vikings
Игра ещё не вышла, мы мы уже можем представить себе, что нас ждёт, на основании предыдущего проекта тех же разработчиков — Expeditions: Conquistador.
В ней герой вместе с небольшим отрядом европейцев и индейцев путешествовал по территории современной Мексики, враждуя или заключая союзы с аборигенами, разыскивая сокровища и отстраивая собственный форт. Игра отличалась большой чувствительностью к решениям игрока, а также тем, что её авторы не боялись поднимать серьёзные темы.
Жестокость испанцев в отношении индейцев не запрещена, но оставлена полностью на совести игрока — собирая свой отряд, он мог сделать упор на религиозных фанатиков или на просвещённых миротворцев, и в дальнейшем принимать каждое решение по обстоятельствам, без очевидного указания на то, какой курс действий правильный.
Теперь та же студия пробует сделать такую же игру, посвящённую экспедициями викингов в Европу. Новый проект выглядит более амбициозным: вместо одного похода нас ожидает несколько экспедиций, перемежающихся периодами управлениями собственным поселением в Скандинавии.
При этом ваши товарищи по плаванию могут как помогать, так и, напротив, претендовать на власть, подрывая ваш авторитет. Особенно большие надежды внушает то, что разработчики могут выйти за пределы традиционного изображения конфликта европейцев с викингами как противостояния варваров и цивилизованных людей. Либо, как это было сделано в сериале «Викинги», сражения суровых и честных бородачей с лицемерами и фанатиками.
Это, в сочетании с вниманием к деталям и сравнительно строгим отношением к истории (пусть и с некоторыми исключениями, которые делались осознанно для блага игры), продемонстрированными Logic Artists в проекте по конкистадоров, позволяет предполагать, что мы наконец-то увидим историю, посвященную истинным викингам — северянам, которых нужда гонит осваивать далёкие земли.
Оправдаются ли эти надежды и получится ли в итоге интересная игра, пока непонятно. Но сама попытка сделать игры не про сражения и Одина, а про жизнь древних скандинавов, в которой было много других составляющих, заслуживает внимания.
Источник: DTF