Когда верить уже нет сил.
Джиллиан Андерсон, агент Скалли, решила покинуть сериал ещё до начала производства 11 сезона и сейчас вряд ли об этом жалеет — рейтинги шоу по сравнению с 2016 годом просели на 60%.
К сожалению, это закат культовых в прошлом «Секретных материалов»: шоураннер Крис Картер увёл сюжет в тупик, из которого выбраться теперь можно, пожалуй, только перезапустив сериал. Но вообще-то не факт, что оно нам надо.
Одной и побочных тем 10 и 11 сезонов Крис Картер выбрал тему старения — мир изменился, и Скалли с Малдером приходится с этим как-то мириться. На этом же строится весь юмор в шоу. Но смотреть за тем, как 55-летний Фокс Малдер нелепо тыкается в смартфон и ругает современное общество, почему-то не смешно, а, напротив, очень грустно. Не такого будущего мы желали самому известному агенту ФБР в кино.
Малдер и Скалли — не старики (Джиллиан Андерсон вообще выглядит лучше, чем когда-либо), но Картер почему-то упорно делает из них потешных пенсионеров. Выглядит очень глупо: они явно заслуживают лучшего к себе отношения.
Доходит до того, что в одном из эпизодов Малдера преследуют дроны, потому что он не оставил чаевых в робокафе, а против Скалли ополчается умный дом, включая робота-пылесоса.
Причём совершенно не понятно, перед нами очередная якобы комедийная серия, или авторы это всерьёз. Эпизод, достойный «шедевра» First Person Shooter, посвящённого видеоигре в виртуальной реальности (удивительно, но в написании сценария тогда участвовал «создатель киберпанка» Уильям Гибсон).
Новым технологиям в 11 сезоне посвящено аж две серии — в эпизоде This с Малдером через его смартфон выходит на связь Ричард Лэнгли, хакер из «классического» сериала, умерший давным давно. Выясняется вдруг, что лучшие умы человечества, включая Стива Джобса, заперты в цифровом пространстве — идеальном мире, где вроде бы неплохо живётся, но вот свободы нет.
Поэтому Ричард просит Малдера отключить систему и убить их всех! Надо ли говорить, что о философской части проблемы никто не подумал, и агенты, по сути, убили кучу людей, пусть и цифровых?
Скверные эпизоды в «Секретных материалах» были и раньше, однако и серий в сезоне было больше двадцати — пару-тройку пропустить не жаль. Но в 11 сезоне серий всего десять, а снято шоу по старинке: первая и последняя серии двигают глобальный сюжет вперёд, есть ещё один важный для сюжета эпизод в середине, а все остальные — это почти никак не связанные «монстры недели».
В 2018 году нельзя так снимать — даже Star Trek полностью перестроился под новые форматы. Современный зритель ценит своё время.
Возможно, это такой хитрый план: написать настолько плохие сценарии для половины серий, чтобы вторая половина на их фоне казалась настоящим шедевром сторителлинга. Но факт есть факт: когда Малдер и Скалли встречаются с потусторонним — получается неплохо.
Эпизод Familiar, посвящённый ведьминским ритуалам, выглядит отлично. То же можно сказать и о трэшовом Nothing Lasts Forever — серия посвящена культу с сумасбродной актрисой во главе, которые пьют кашу из перемолотых человеческих органов и благодаря этому остаются молодыми.
Как обычно, есть и чисто комедийный эпизод: он посвящён эффекту Манделы — это когда сразу у нескольких человек складываются ложные представления о прошлом. Серия замечательная и полностью отражает тезис «раньше трава была зеленее»: мол, вам кажется, что раньше сериал был не таким идиотским, как сейчас, но на самом деле это не так.
Попытка хорошая, да и серия смешная — вот только, к счастью, раньше сериал таким идиотским всё-таки не был.
Раньше авторы «Секретных материалов» уважали как зрителя, так и своих героев, а сейчас — будто ненавидят.
Главную ошибку Крис Картер совершил ещё в 10 сезоне, когда поставил крест на теме инопланетян: выяснилось, что они абсолютно ни при чём, а во всём виноваты люди — в первую очередь, Курильщик. Это он решил «очистить» человечество, уничтожив большую часть населения Земли. Инопланетяне — лишь прикрытие и биоматериал для коварного плана по истреблению людей.
Иными словами, всё, что было до (включая отличную полнометражку «Борьба за будущее») идёт псу под хвост. Эпизоды 10 и 11 сезонов, двигающие сюжет вперёд, объеденены названием «Моя борьба» и рассказывают о сыне Малдера и Скалли — он ключ к предстоящему противостоянию Курильщику и чуме, которой злое теневое правительство планирует «проредить» человечество.
Как будто этого мало, Крис Картер вводит «шоковые» данные — выясняется вдруг, что сын Малдера на самом деле сын Курильщика. Иными словами, агент Малдер и тот, кого он считает сыном, на самом деле сводные братья. Из такой завязки не могло выйти ничего путного. И не вышло.
Уильям, сын Скалли и Курильщика — парень непростой, он будто мутант из «Людей Икс», обладает способностью к телекинезу, может менять своё обличье и взрывать людей силой воли. Может ли из этого выйти красивый финал? Нет, конечно же.
Курильщик стреляет в собственного сына — Малдера, но затем выясняется, что это был Уильям. А сам Малдер стреляет в Курильщика. Дело происходит на пристани, в духе плохого гангстерского кино. Курильщик умирает, Уильям выживает, а Скалли сообщает Малдеру, что у них будет ребёнок.
Боже ты мой! А заговоры и инопланетяне где? Как можно было так «слить» и пришельцев, и чуму, и Монику, и Скиннера (он, кажется, тоже умер), и Курильщика? Истина где-то рядом. 10 и 11 сезоны не просто не нужны, они ещё и портят восприятие «Секретных материалов» в целом.
Родители запрещали мне смотреть «Секретные материалы» — считали их слишком страшными. Поэтому я покупал или выменивал у друзей книги, которые пересказывали ключевые эпизоды шоу. Сериал от и до я посмотрел уже после и полюбил ещё больше. И даже последние сезоны «классического» шоу, которые были посвящены другим героям, не были настолько позорными, как 10 и 11-й.
С одной стороны, хочется увидеть достойное завершение истории Малдера и Скалли — это герои детства, они заслуживают лучшего отношения к себе. Но с другой — может быть хватит уже мучить фанатов?
Впрочем, шансы на продление сериала всё равно призрачны и туманны, так что, скорее всего, завершения мы не увидим. Может быть, оно и к лучшему. Верить в талант Криса Картера больше сил нет.
Источник: DTF