Сеанс психотерапии: обзор Twin Mirror — не простого детектива, а истории о принятии самого себя

Новая игра от создателей Life is Strange далека от идеала, но её есть за что любить.

Сеанс психотерапии: обзор Twin Mirror — не простого детектива, а истории о принятии самого себя

Twin Mirror выходит в не самое удачное время. Она теряется на фоне игр для нового поколения консолей и громких блокбастеров вроде Cyberpunk 2077, поэтому смотрится совсем не выигрышно — западные издания поставили ей сдержанные оценки. А если сравнивать Twin Mirror с предыдущими проектами Dontnod, то она действительно проигрывает им в плане истории.

Но Twin Mirror не так проста, как кажется на первый взгляд. В своём превью я уже предполагал, что она может стать хорошим детективом, но на деле игра совсем не об этом. В первую очередь это личная история о проблемах конкретного человека, и лишь потом — расследование. И Twin Mirror цепляет именно этим.

От сюжета не стоит ждать никаких откровений — Dontnod старательно следует тропам других детективов. Мы играем за журналиста Сэма Хиггса, который возвращается в родной городок Басвуд на похороны Ника, его лучшего друга. Тот погиб в автокатастрофе, и Сэм подозревает, что это не было несчастным случаем. Масла в огонь подливают и близкие Ника — те уверены, что его убили.

По законам жанра главного героя встречают без всякого радушья. Местные жители ненавидят его: несколько лет назад Сэм провёл расследование, после которого в Басвуде закрыли шахту. Из-за этого многие люди потеряли работу, а сам городок пришёл в упадок. В лучшем случае горожане смотрят на Сэма с презрением, а в худшем — открыто угрожают. И в этих условиях ему приходится, стиснув зубы, вести собственное расследование.

Фанаты первой Life is Strange почувствуют себя как дома: вновь нам дают управлять героем, у которого уже сложились отношения с большинством персонажей. Басвуд, конечно, не такой тёплый и уютный как Аркадия-Бэй, но знакомый подход Dontnod чувствуется во всём — от локаций до диалогов.

Геймплей Twin Mirror незайтелив: в основном нужно исследовать локации на поиск сюжетных предметов и выбирать ответы в диалогах. Интересных интерактивных моментов тут почти нет — даже QTE отсутствуют. Размеренный темп сохраняется на протяжении всей игры, и в особо важные моменты разработчики просто останавливают время и дают игроку подумать. Проиграть тоже невозможно.

В этом плане Twin Mirror совсем не хочет ставить игроку препятствия. Застрять можно только в особых геймплейных секциях — «Чертогах разума». Здесь главный герой, прямо как в «Шерлоке», сопоставляет улики, прокручивает в голове различные версии произошедшего, а иногда даже предсказывает какие-то события. Это не какая-то магическая способность, а обычная дедукция — разве что Сэм может проводить в «Чертогах» по несколько минут, а в реальности проходят секунды.

Выглядит это так: Сэм собирает улики в реальном мире, а затем погружается в себя. Внутри своей головы главный герой выстраивает условное пространство, где он перебирает возможные варианты произошедшего. Например, Сэму надо узнать, при каких обстоятельствах погиб его друг. Для этого он прокручивает в «Чертогах» разные варианты: возможно, что машина загорелась, а водитель был без сознания. А может быть, он был пьян и неудачно съехал с дороги.

К сожалению, отрезки в «Чертогах разума» строго линейные — есть только один верный вариант. И пока вы не выстроите улики в правильной последовательности, игра вас не пропустит дальше. А иногда Сэм погружается в «Чертоги» и просто так: в эти моменты герой вспоминает прошлое или спорит сам с собой.

О последнем пункте стоит поговорить подробнее. Twin Mirror, по всей видимости, сильно вдохновлена сериалом «Мистер Робот», где главный герой общался со своим двойником. Сэма повсюду сопровождает Он — вымышленный друг, который помогает ему советами. И диалоги с Ним получились лучшими в игре.

Двойник, как его называют в игре, отличается от главного героя и стилем, и характером. У него другая причёска, модные очки и одежда, и совершенно иное мировоззрение. Сам главный герой очень угрюм и необщителен, а двойник лучше разбирается в людях. Часто он появляется, чтобы убедить Сэма поступать правильно — учитывать чувства других людей, не давать невыполнимые обещания, следить за словами.

Где-то во второй половине игры я понял, что Twin Mirror — совсем не детективная история. Расследование в какой-то момент даже отходит на второй план, а двойник появляется всё чаще. И главный герой с ним обсуждает вовсе не ход дела, а более насущные вещи — чувство вины перед близкими, психологические проблемы, депрессию и душевные раны.

Да, Twin Mirror скорее сеанс психотерапии, чем триллер. Главный герой по ходу расследования, конечно, узнаёт правду, но гораздо важнее то, что он решает свои проблемы. Возвращение на малую родину заставляет Сэма вновь задуматься о том, что его так сильно беспокоило.

Сэм Хиггс — не совсем типичный игровой персонаж. Он никакой не герой, да и доблестным его не назовёшь. Неуверенность и нерешительность преследуют главного героя почти всю жизнь, а давление со стороны общества вынудило его бежать. До отъезда Сэм расстался со своей девушкой и не попрощался с Ником и его дочерью.

Twin Mirror уделяет очень много внимания своему герою, и это заметно не сразу. Сначала кажется, что озвучка Сэма сильно хромает — не хватает эмоциональности, голос иногда звучит фальшиво. Но со временем понимаешь, что он и должен быть таким. Ему попросту не хватает сил и желания имитировать чувства, идти против себя.

Игра показывает противостояние двух разных мировоззрений через сложные отношения между Сэмом и его двойником. Что важнее — горькая правда или сладкая ложь? Подстраиваться под других или научиться принимать себя?

Twin Mirror не даёт однозначных ответов и оставляет решение за игроком. Во второй половине главный герой должен сделать выбор, от которого зависит концовка истории. И прийти к хорошему финалу здесь действительно трудно.

Эта дилемма наводит на интересные мысли: Twin Mirror — действительно не самый выдающийся детектив, но в ней есть неоднозначная личная история. Недостатков у сюжета, конечно, хватает: само расследование не шибко интересное и в нём полно штампов. Доходит до того, что развязку я угадал ещё задолго до конца. Но сама история Сэма меня так и не отпустила.

Это не жанровое приключение, как то было в первой Life is Strange. Перемотка времени, как ни крути, была интереснее, чем «Чертоги разума». А жители Аркадия-Бэй запомнились мне куда лучше, чем угрюмые работяги Басвуда. Но Twin Mirror всё равно выделяется среди прочих игр: не во всех проектах этого жанра психологические проблемы были показаны так убедительно.

Вряд ли сюжет Twin Mirror понравится тем, кто ждал от неё первоклассного детектива. И в геймплейном плане она почти не удивляет. Но Twin Mirror очень похожа на своего главного героя: в ней полно недостатков, но что-то в ней притягивает. Возможно, всё дело в какой-то честности — это очень маленькая игра, которая по масштабам уступает всем предыдущим играм Dontnod. И потому относиться к ней с укором совсем не хочется.

Понравилось:

  • Проработанная сюжетная линия главного героя
  • Диалоги
  • Сегменты с «Чертогами разума»
  • Атмосфера и визуальный стиль

Не понравилось:

  • Детективная линия получилась клишированной и неинтересной
  • Персонажам не хватает дополнительного времени, чтобы раскрыться
  • Игра заканчивается слишком быстро
 

Источник

Читайте также