С туманом что-то не так: мнение о сериале «Мгла»

Ещё одна экранизация Стивена Кинга, которой не суждено быть успешной.

«Туман» Стивена Кинга — идеальный материал для экранизации. Повесть написана будто специально под кино: чёткие яркие образы, понятная структура, подробное описание всех действий, нарочито «зрелищные» события.

Повесть начинается с урагана, который обрушивается на маленький городок и валит дерево на сарай молодого художника Дэвида Дрейтона. Поутру он с женой и маленьким сыном замечает белый густой туман, который катится к городу со стороны озера — оттуда, где располагается секретная военная база «Стрела». Вскоре туман окутывает весь город, а Дэвид вместе с сыном и ещё кучкой людей оказывается заперт в супермаркете. Вернее, выйти-то можно, но явно не стоит — в тумане что-то есть.

Кино «Мгла» Фрэнка Дарабонта 2007 года можно назвать образцовой экранизацией, но есть здесь и заслуга Кинга. Сюжет практически не пришлось переделывать: Дарабонт чуть сократил вступление, ввёл пару новых героев и домыслил концовку, которая в повести была открытой. Вот, собственно, и всё: остальное уже было в книге.

В сериале туман появляется без предпосылок: почему бы не сделать сначала ураган и землетрясение, как в книге? Это бы сильно улучшило пилотный эпизод, сделало бы его зрелищнее.

Кинг — один из самых плодовитых писателей современности, и экранизируют его остервенело. Забавный факт: фильмов и сериалов по книгам Кинга едва ли не больше, чем, собственно, самих книг. И большая часть экранизаций — либо плохое либо очень плохое кино. В общем, сериал «Мгла» был лишь вопросом времени. И плевать, что повесть меньше чем на 200 страниц и рассказывать там дополнительно, по большому счёту, нечего.

Монстры из тумана

На момент написания этого текста вышло четыре эпизода сериала, но уже точно понятно, к чему всё идёт.

Во-первых, все персонажи — новые. На первом плане молодая мать и девочка-подросток, которую якобы изнасиловали на вечеринке: они оказываются заперты в супермаркете вместе с «насильником» и другими жителями городка.

Отдельно развивается сюжетная линия отца — он, вместе с подростком неопределённой сексуальной ориентации, наркоманкой с тёмным прошлым и солдатом «Стрелы» с отшибленной памятью пытается добраться до супермаркета. Ещё есть пожилая женщина-хиппи, который постепенно едет крышей и, видимо, в последствии сыграет роль безумной фанатички миссис Кармоди из книги.

Есть конечно и конфликт веры. Но вялый, как и все остальные конфликты «Мглы»

У Кинга было всё для экранизации. Главный герой — художник, который при первом же случае изменяет супруге. Маленький ребёнок, о котором нужно заботиться. Конфликтный сосед, с которым вроде бы наконец-то удалось наладить отношения. Миссис Кармоди — старуха, которая верит в конец света и в трудной ситуации заставляет верить в него остальных. К тому же, локация по большей части одна — супермаркет, замкнутое пространство, в котором оказываются заперты герои.

На полуторачасовой фильм «Туман» ложится прекрасно, но вот для сериала не подходит совсем. Более того, «Туман», пожалуй, не подходит для ТВ-формата концептуально: маленький городок окутывает туман и держится там — сколько сезонов? Два? Три? Даже в «Под куполом», романе Кинга про запертых в маленьком городке людей, простор больше.

Пока что самый интересный персонаж сериала — мать (с тёмным прошлым, конечно же), у которой не всё хорошо с воспитанием детей

Понятно, что шоураннеры сериала поставили себе задачу раскрыть тайну, которая ранее оставалась в тумане: чем занималась «Стрела», что за эксперимент «выплеснул» в наш мир тварей из параллельного измерения (у Кинга есть на это намёки) и кому всё это надо. В четвёртом эпизоде в тумане даже появляется нечто антропоморфное — похоже, один из жителей другого измерения.

Кадр, который меняет всё

Но загвоздка в том, что «Туман» — он в первую очередь про людей, а не про монстров. Кинг очень красиво описывал, как толпа людей ведёт себя в ситуации, выбивающейся из привычного порядка вещей. Кто-то не верит в тварей из тумана, кто-то сходит с ума, кто-то полагает, что всё это — сон, кто-то геройствует.

Главный герой не может разобраться в собственных эмоциях, действует на инстинктах и истерически смеётся, когда нужно кричать от ужаса.

Дешёвые скримеры тоже присутствуют

Но в сериале толпа ведёт себя никак. Окажись вы в супермаркете, окутанном туманом с паранормальными тварями, что бы вы сделали? Явно не сидели бы в уголке молча.

В книге была чёткая логика: но в сериале почему-то никто в супермаркете не догадывается, что стоит что-то сделать с витринными окнами. Друзья, у вас там «за бортом» бродят какие-то твари, а вы — что?

Человеческие отношения в сериале пока что показаны скупо. Со временем, должно быть, выжившие разделятся на два лагеря, но изначальный конфликт к этому абсолютно не располагает.

Понятно, что после успешного фильма Дарабонта нельзя делать сюжет с теми же героями и событиями, но тут другой вопрос: зачем вообще что-то делать в таком случае? Словом, главный минус сериала «Мгла» — самое его существование. У Кинга есть множество отличных книг, которые гораздо больше подходят для телевидения. «Туман» — явно не из их числа.

#сериалы #кино #мгла

 
Источник: DTF

Читайте также