Истерн как жанр был хоть и не самостоятельным, но крайне интересным. Произошедший от англ. east — «восток», это был ответ Советского Союза на так популярный на западе жанр вестерна. По сути, в основе от него он мало чем отличался. Снятые на юге страны, ленты обладали тем же визуалом суровой пустыни, разделением на плохих и хороших парней. Только вместо ковбоев, отпетых бандитов и алчных владельцев ранчо и фабрик жанр показывал там красноармейцев, белых, чекистов, бандитов южных и турецких кровей.
Сюжеты также шли нога в ногу со старшими братьями Голливудских студий. Так, например, одна из наиболее известных лент жанра — «Свой среди чужих, чужой среди своих» была набита экшеном и рассказывала о борьбе чекистов, бывших белых офицеров и бандитов за найденное золото времен гражданской войны. Ничего не напоминает? А если скажу, что первоначальный сценарий назывался «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком»?
К сожалению, как и вестерн, со временем жанр сошел на нет. Он потерял былую популярность и был заменен другими лентами. Но если в 1990-е в США вестерн обрел новую жизнь в виде авторских лент, углубляющихся в природу насилия и геноцида коренного населения, показывающих направление с совершенно иной стороны, то на территории нашей страны ренессанса не случилось — опять же, те самые 90-ые.
Время шло. И вдруг, в 2021 году, дебютант в режиссуре Эдуард Жолнин решается стряхнуть пыль на просторах юга России и снять «Земун» — истерн о том, как на честно полученную землю главного героя претендует приезжий богач, не скупящийся на убийства и угрозы. В роль главного героя великолепно вписался Евгений Ткачук (вы помните его по «Витьке чесноку» и «Казни»), своими грубоватыми чертами лица и голосом подходящим грубым вестернам.
Фильм идеально передает атмосферу старого доброго кино. Вокруг выжженная пустошь и ощущение постоянной угрозы нападения. Однако вместо «забугорных» мустангов здесь стадо коров во главе с Земуном — мистической коровой, которая по поверью приходит за душами пастухов после их смерти. А вместо бандитов верхом на лошадях с револьверами на перевес — местные гопники на советских мотоциклах с бутылкой водки и макаровым в джинсах.
Во всех деталях антуража лента на удивление детально продумана. Актеры и их речь тщательно подобрана и выглядит идеально «влитой» в сюжет. Однако дебют есть дебют. Творческий почерк и умения еще не выработаны до конца. Поэтому сама стилистика часто выглядит заимствованной из других фильмов, а сюжет часто провисает и излишне растягивается. Это не делает ленту плохой, однако ты все время ощущаешь — ты смотришь кино, сделанное новичком.
«Земун», однако, успешно выполняет гораздо более важную и глобальную на мой взгляд функцию — он возрождает целый жанр. А жанр этот очень перспективный. Это столкновение двух совершенно разных культур. Проверенной кино школы массового Голливуда вместе с нашей культурой, историей страны и фольклором. Такой принцип может породить массу интересных концептов. Можно вспомнить комикс по «Хеллбою», где главный герой задает взбучку в духе боевиков старой школы демонам и чудовищам из культур разных стран (в том числе, Хеллбой дрался с Кощеем и Бабой ягой). На кинопоиске скоро выйдет второй сезон «Пищеблока» по роману Алексея Иванова, соединивший атмосферу советского пионерлагеря и хоррор о вампирах.
Очень давно напрашивается популяризация и пересмотр старых сюжетов сказок и экранизации древнеславянской мифологии. Это все интересно. Это все — часть нашей культуры. А проверенные приемы из популярного современного кино позволят сделать основу качественной, постепенно делая ее все более уникальной без потери качества.
И в этом контексте «Земун» действительно интересный переходной мостик к возможным переменам. По крайней мере, я бы на это с удовольствием посмотрел.