Начиная с нового десятилетия в российский геймдев пришло окончательное понимание того факта, что невозможно делать исключительно игры «для своих». Какими бы хорошими ни были отечественные тайтлы, нужно делать что-то, что будет понятно и в других странах. Да и Россия не стояла на месте: людям нужно было что-то новое.
Смартфоны на iOS и Android очень быстро захватывали рынок, и нужно было делать что-то для набирающих популярность мобильных устройств. И такая игра нашлась: Cut the Rope от тогда ещё Московской студии Zeptolab очень резво влетела во все топ-чарты по загрузкам приложений. Рецепт прост: увлекательный и простой геймплей, милый персонаж — просто идеально для вообще любых возрастов. С тех пор игра обзавелась многочисленными портами и сиквелами, а также получила премию BAFTA в 2011 году, как лучший мобильный тайтл. Мобильные игры в новом десятилетии — это самый настоящий Клондайк для разработчиков. Не нужно придумывать какой-то сложный сюжет — достаточно изобразить запоминающегося маскота вроде Ам-Няма, злых птичек или парнишки в худи на скейте, добавить механик для доната — и успех в кармане.
Не менее успешным стала и Gardenscapes и Homescapes от некогда Вологодской студии Playrix. Спросите своих родителей, во что они залипают на своих смартфонах — ну точно ведь грядки копают виртуальные в этих играх! Яркие, простые игры весьма успешно заходят казуальной аудитории, легко выманивая кровные на донаты, без которых играть сложновато.
Pixonic знают по игре War Robots. Спорный, но весьма популярный онлайн-шутер 6х6, где игроки собирают роботов и сражаются между собой, стал популярным довольно быстро. У игры стабильно высокий онлайн из сотен тысяч игроков по всему миру.
Ну и, конечно — Gaijin Entertainment. Про War Thunder знают все: вполне успешный онлайновый миллитари-симулятор. Правда, не все знают, что игра поддерживает VR-гарнитуры, в которых пилотирование самолётов и вертолётов выходит на иной уровень реализма. А, тут ещё и контроллеры для флайтсимов поддерживаются!
Скриншот из VR-режима
Но до него тоже были занятные игры. 2010 — выходит Apache: Air Assault. Симулятор вертолёта высоко оценили не только у нас, но и на западе. А помимо релиза на ПК, игру портировали на PS3 и Xbox 360.
2012 год — выходит Birds of Steel, являвшаяся продолжением «Ил-2 Штурмовик: крылатые хищники», но вышедшая исключительно на PS3 и X360.
И снова хорошее принятие прессой. В том же 2012 в стадию бета-тестирования запустили две крупные онлайн-игры: собственно, War Thunder и Star Conflict. И если первая в полноценный релиз вышла уже в следующем году, то вторая — только в 2014. Впрочем, той же популярности она не снискала, но свою аудиторию нашла.
Однако самым забавным и странным релизом стала игра Blades of Time, которая была переосмыслением «Ониблейд» (которая, в свою очередь, не менее странной была). Теперь никакой аниме-стилистики и сразу же релиз на Playstation 3 и Xbox 360, помимо ПК, а в издателях затесалась аж Konami! А продюсировать игру взялся Так Фуджии. Тот самый, который печально известен по ТОЙ САМОЙ презентации N3: Ninety-Nine Nights 2 на E3. В общем, отзывы у игры были весьма сдержанные. Честно говоря, при всём уважении к экспериментам отечественных разработчиков и любви к японскому геймдеву, я так и не понял, что это было.
Ну и раз уж мы говорим про онлайн-игры и Gaijin, то стоит упомянуть Crossout — ещё одна F2P-игра, к которой причастна студия. Однако эту игру делала другая, не менее именитые в нулевые разработчики — Targem. Тут всё ближе к их проекту EX Machina, с упором в гонки.
Порой Crossout так и отдаёт вайбами EX Machina
И хоть онлайн-игры из России в десятые годы стали крайне популярны, синглплеерных проектов было не так много. Но одним из самых известных и запоминающихся стала Spintires — хардкорный автосимулятор грязомеса в сибирских лесах. И за существование игры можно сказать спасибо Павлу Загребельному, который начинал её делать в свободное время от основной работы, а демкой впоследствии заинтересовалась британская Oovee.
Павла взяли на работу в компанию, где в команде он стал делать полноценную игру. Правда, был нюанс: Павел на тот момент был ещё и сотрудником Saber Interactive. А Saber студия уже не маленькая, и в один прекрасный момент начала британца предъявлять — мол, вообще-то, это наш сотрудник, он использует наши технологии в вашей игре, так что придётся вас засудить. И засудили ведь! Комментариев по поводу всей этой ситуации никто давать не хочет, оно и понятно — история не из приятных. Зато сами «Саберы» сделали спин-офф под названием MadRunner, который стал не менее успешен, и впоследствии получил сиквел SnowRunner: название говорит само за себя – теперь тяжёлая техника ездит и по заснеженным локациям.
А дополнение American Wilds переносит игрока в США, и впервые в серии принесло лицензированные автомобили американского производства. Да, что в Spintires, что в Madrunners, отечественный автопром представлен без лицензий. У машин чуть изменён внешний вид, и они представлены под другими названиями. Почему разработчики не стали брать лицензии — можно только гадать. Возможно, потому, что договариваться с представителями российского автопрома сложнее, чем с американскими. А возможно, потому, что попасть на огромные деньги, слегка поменяв решётку радиатора какого-нибудь «Хаммера», куда проще. А может, и то и другое. Главное, что у игр довольно активное комьюнити, которое постоянно создаёт новый контент — то карты, то модели автомобилей (причём без оглядок на всякие лицензии: в воркшопе Steam есть и «Камаз», и «Вольво».
Ну раз уж речь зашла про Saber, то было бы грешно не рассказать про другие их тайтлы. Inversion хоть и не сумела звёзд с неба нахватать (низкие оценки у западной прессы, но у нас — нахваливали), однако необычная механика с управлением гравитацией запечатлена даже на обложке игры.
На самом деле, неплохой клон Gears of War, коих было тонны в те годы. Отстреливать врагов, ходящих по стенам — как минимум, необычно! Вот только управление бы поудобнее…
Две другие игры, которыми студия точно не гордится (да и делались они в сотрудничестве с некой Old School Games) — God Mode и R.I.P.D. The Game (по мотивам одноимённого фильма) имели даже геймплей схожий. И оценки тоже (очень низкие). Ну, здесь уже вообще все сошлись в едином мнении, что игры правда плохие.
Зато World War Z, вышедшая под конец десятилетия, в 2019, вышла очень достойным проектом! Да, безусловно, вы будете ловить себя на мысли, что это какой-то клон нестареющей классики в лице Left 4 Dead. Игра явно нацелена на кооперативное прохождение — в одиночку, конечно, проходить можно, но очень сложно, поддержка друзей весьма пригодится.
Так, я же вроде говорил уже, что российский геймдев — это про хардкор на кончиках пальцев? Раз уж вспомнил про хардкорный Madrunner — то вспомню и про другую хардкорную игру, но уже онлайновую. Escape from Tarkov в особом представлении тоже не нуждается. Нет, она не просто хардкорная: она имеет крайне высокий порог вхождения, по сравнению с любым другим онлайн-шутером. Невероятно гибкая кастомизация оружия, огромное количество видов патронов, собственные шкалы здоровья под каждую конечность и вишенка на торте — после смерти игрок теряет всю накопленную амуницию. Но главный парадокс проекта в том, что, находясь в «закрытой» бете с 2017 (по факту — игру спокойно можно купить без каких-либо проблем через официальный сайт, а статус «беты» — такая отговорка на любые проблемы с игрой), «Тарков» сумел вдохновить даже главу FromSoftware Хидетаки Миядзаки на онлайн-составляющую Elden Ring.
«Бесконечное лето» — то, о чём вообще стыдно в приличном обществе упоминать, но приходится, в контексте истории многострадального российского геймдева. Весь проект — прекрасное отражение типичного завсегдатая «Двача»: куча сюжетных дыр, плохо прописанный сюжет, зато есть откровенные постельные сцены с героинями. Двачеры пытались сделать что-то похожее на японские новеллы, но получилась какая-то пародия на жанр: тамошние представители новелл всё же и нарисованы лучше, и сюжеты интереснее. А тут вышел какой-то фанфик про летний лагерь в СССР. Но на новелле всё не остановилось: ежегодно устраивают летний лагерь, где за немалые деньги взрослые мальчики и девочки вживаются в образы из любимой игры. И выглядит, и звучит всё это очень стыдно. А ещё недавно книжка «по мотивам» вышла.
Говорить с серьёзным лицом про «Бесконечное лето» просто невозможно: её делали те, кто, как говорится, «живую женщину не видел». Новелла в целом воспринимается не иначе, как плод юношеской фантазии на тему отношений с противоположенным полом. Однако «БЛ» — единственная на моей памяти российская игра десятых годов, о которой неловко говорить в приличном обществе. Ведь у нас выходили и вполне адекватные тайтлы, которые были хорошо приняты во всём мире.
Beholder, созданная барнаульской студией Warm Lamp Games при поддержке Alawar, довольно мрачная стратегия про тоталитарное государство, где главный герой — простой житель многоквартирного дома, который может следить за соседями и сдавать неугодных властям. А может закрывать глаза на «неугодные» государстве вещи, но тем самым, подставляя себя. Beholder получилась сложной, но очень увлекательной, и вышла на все актуальные платформы, включая Android и iOS. А впоследствии вышли вторая и третья части.
«Смерть шпионам» была игрой неоднозначной: там был кривой стелс и устаревшая графика. Но это не помешало кому-то полюбить такую игру, и обзавестись ей сиквелом с подзаголовком «Момент истины». А в 2010 на E3 Haggard Games показали первый геймплей третьей части, носившей тогда название Death to Spies 3: Ghost of Moscow. Да, у неё было англоязычное название, а релиз планировался на PS3 и Xbox 360 — разработчики явно целились на международный рынок. Но не сложилось: 1С поменяла направление своей деятельности в сторону издания игр, а не их разработки. Так третья часть отечественного стелс-экшена чуть было не канула в Лету. Студия дважды пыталась выйти на краудфандинг: в 2013 — на площадке Indiegogo, в 2014 — на Kickstarter. Обе попытки провалилась. В итоге, Haggard выпустили демку на своём сайте, и с 2014 потихоньку делали её своими силами, пока в 2015 разработчиков не взял под своё крыло издатель Maximum Games. Игра вышла под названием Alekhine’s Gun на ПК, Xbox One и PS4. Увы, без русскоязычной озвучки. Под нож пошли и некоторые элементы геймплея: изначально было два играбельных персонажа, например. Сделано это было лишь потому, что подобные моменты перегружали и усложняли геймплей.
На сегодняшний день физическая копия игры стала довольно редкой
В ролике показан ранний геймплей версии для Xbox 360:
Sobaka Studio специализируется на слешерах: первым же проектом студии стала Redeemer. Брутальный, кровавый экшен приняли сдержанно: игру явно не назвать эталоном жанра, но учитывая, что у нас подобное сделали впервые, первый блин вышел вовсе не комом.
У нас всегда умели и любили экспериментировать с жанрами. Такой же экспериментальной получилась и Punch Club, которую сделали Lazy Bear Games. В сюжете — всевозможные отсылки к кинематографу, а главное — нестандартный геймплей в жанре спортивного менеджмента. Всё те же «ленивые медведи» сделали Graveyard Keeper — симулятор смотрителя за кладбищем. Да, у этих разработчиков явно нестандартный подход к играм!
Удивительно, но почему-то весь наш геймдев будто бы игнорировал тот факт, что Россия — страна многонациональная и мультикультурная. Попытки сделать что-то самобытное вечно скатываются либо советский сеттинг (по-настоящему это получится лишь в двадцатых годах), либо в попытку показать не самые опрятные подъезды какой-нибудь «хрущёвки». И всё же, одна студия смогла заинтересовать немало людей своей культурой и мифологией. Пермская студия «Мортёшка» очень серьёзно подошла к тому, как рассказать о мифологии своего региона в игре «Человеколось». Разработчики штудировали тематическую литературу, советовались с пермским краеведческим музеем. Вишенка на торте — игра озвучена на коми-пермяцком языке, он же является одним из языков интерфейса. Не обошлось и без использования древнепермского письма. Всё это, на самом деле, очень важно — как для сохранения культуры, так и для просвещения остального мира о том, что такая мифология и народ вообще существуют.
Ice-Pick Lodge не сидели без дела: 2011 год — вышла «Эврика!», аркада про физику. Если вы не слышали о такой, то ничего удивительного в этом нет. Игра не выглядит, как проект от «Ледорубов». Возьмите любую другую игру от студии — все они будут иметь сложный сюжет и геймплей, играется и выглядит всё необычно. А до смысла происходящего игроку самому надо догадываться. Не то, чтобы «Эврика» была плохой игрой — просто выглядит она так, будто делали её, чтобы собрать денег для следующих игр.
И да, собрали: в 2013 вышел хоррор «Тук-тук-тук» — очень в духе студии, всё для людей с синдромом поиска глубинного смысла. Мнения игроков и прессы об игре разительно отличаются: кто-то её нахваливает за нестандартный геймплей и гнетущую атмосферу (чем-то напоминающую старенький хоррор Clock Tower, тоже двухмерный), а кто-то сильно ругает за сложность и множество нечестных геймплейных элементов, вызывающих фрустрацию.
В 2019 вышел многострадальный ремейк «Мора», на западе получивший название Pathologic 2 (Нет, это не вторая часть — это именно переосмысление оригинала. Просто ближе к релизу из русскоязычного названия убрали приписку «утопия», а к англоязычному добавили цифру «2»). Как и оригинальный «Мор», ремейк-переосмысление совсем не торопится с повествованием. Игроку нужно самому всё узнавать, общаясь с местными персонажами, которые отлично прописаны. Увы, и тут без критики не обошлось, ведь в оригинале было целых три персонажа, тут — лишь один.
Пожалуй, одной из самых известных игр, созданных руками российских разработчиков, стала Pathfinder: Kingmaker, созданная по мотивам одноимённой настольной ролевой игры. Разрабатывали её Owlcat Games, в которую входят люди с опытом в создании хороших компьютерных RPG — ядро студии образовывают выходцы из Nival. Итоговая игра получилась очень достойной: к сценарию приложил руку Крис Авелон, дизайнер и сценарист многих культовых тайтлов (Fallout 2, Planescape: Torment, Prey и много чего ещё).
Вообще, десятилетие на RPG выдалось неплохим. Atom RPG отсылает к классическим Fallout, щедро сдобрена отсылкам на мемы и серию S.T.A.L.K.E.R., но при этом имеет высокую сложность. И несмотря на эту самую сложность, игра получила хорошие оценки от игроков — потому что многим не хватает тех самых хардкорных Fallout. Причём, оценили игру и западные игроки, хоть местных отсылок они не понимают.
А вот Ash of Gods: Redemption вышла игрой спорной. Она и играется, и выглядит, как Banner Saga. Правда, в российском аналоге ещё и очень, очень скучно прописаны диалоги, и их много. Видно, что хотели сделать «наш ответ» Саге, но вышло очень не очень. А ещё тут есть баги и постоянные вылеты — в том числе и на консолях.
Впрочем, были и попытки сделать что-то своё, необычное, но уже в другом жанре. Hello Neighbor, концептуально ода из самых необычных игр последних лет: по сюжету, надо проникнуть в подвал к странному соседу, чтобы узнать все его тайны, а сосед будет всячески мешать игроку. На деле концепция разбивалась о кривой геймплей — обещанного адаптивного ИИ нет, сосед рандомно спавнится в доме, ставя ловушки там, где поймал главного героя в последний раз. А жаль — была неплохая завязка на годный хоррор в мультяшном стиле.
В прошедшем десятилетии стала прослеживаться очень хорошая тенденция — тенденция к бОльшему количеству качественных и интересных игр. Да, многие из них — либо условно-бесплатные тайтлы, либо казуалки для мобильных устройств. Но помимо подобных тайтлов, у нас стали делать что-то более уникальное и самобытное. Другая тенденция — больше игр на широкую аудиторию. Какими бы необычными игры от «ледорубов» не были бы, это всё равно артхаус «не для всех». А вот «Тарков», хоть и имеющий высокий порог вхождения, всё же более привычен по геймплею массовому игроку. Но мало делать игры для этой самой «широкой аудитории» — их надо ещё и издавать не только на ПК. Западный игрок традиционно играет на консолях, так что релиз на современных платформах — это уже норма даже для инди-разработчика.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻