Роберт Энсон Хайнлайн для начинающих — подборка

Шесть произведений, каждое из которых отлично подойдёт для знакомства с творчеством писателя.

Оглавление

Роберт Энсон Хайнлайн (1907-1988) знаковая фигура в мировой научной фантастике. Многими почитателями жанра он признаётся как минимум одним из лучших, как максимум — самым лучшим писателем-фантастом всех времён.

Несмотря на столь лестную характеристику, не всё творчество автора, которое условно принято делить на три этапа: ранний, переходный и поздний, получает от читателей однозначную оценку.

Больше всего споров среди фэндома вызывают произведения позднего этапа. Поэтому неудивительно, что зачастую в сети можно встретить отзывы раздосадованных читателей, услышавших в адрес писателя исключительно положительные эпитеты, которые, спеша незамедлительно ознакомиться с его творчеством, наталкивались на одну из «неудачных» поздних работ, прочитывали её (или бросали, не дочитав), в смешанных чувствах закрывали и больше к автору не возвращались.

В данной статье мы не будем рассуждать на тему «так ли плохи поздние произведения автора, как о них говорят», а отметим лишь, что, действительно, они менее универсальны в плане восприятия читателем, чем представители его раннего творчества, в основе своей и сделавшие ему имя.

Мы же рассмотрим несколько произведений, которые, на наш взгляд, способны обеспечить наиболее «безопасное» знакомство с Хайнлайном для тех, кто либо с его творчеством не знаком, либо знаком с ним неудачно и хочет попробовать снова.

Гражданин Галактики (Citizen of the Galaxy, 1957)

…поздравляю тебя с вступлением в ряды свободных людей. Сам-то я свободен уже давно, и вот что я хочу сказать тебе, парень: да, ты почувствуешь свободу, но это не значит, что тебе от этого будет легче жить.

Служащий Имперского архива Джаббалапура

«Гражданин Галактики» это история о мальчике Торби, похищенном в детстве космическими работорговцами. В начале произведения читатель встречает его на невольничьем рынке Джаббалапура — столицы одного из Девяти миров Империи Саргона, где Торби в очередной раз готовится сменить хозяина. Ему ещё невдомёк, что скоро, после того как его за бесценок приобретёт местный профессиональный нищий Баслим Калека, его жизнь круто изменится и он вступит на путь, полный испытаний и приключений.

В своём романе Хайнлайн всесторонне исследует такое понятие как свобода, проводя героя через различные культурно-социальные конструкты, в каждом из которых Торби достаётся новая роль. Мальчик на собственной шкуре ощущает иллюзорность личной свободы современного человека, когда, обретая свободу в чём-то одном, он тут же лишается её в чём-то другом, из-за сопутствующих ответственности и долга перед социумом, в котором он оказывается.

…умного человека ничто не может оскорбить, потому что правда — не оскорбление, а на ложь не стоит обращать внимания.

Баслим Калека

В финале произведения личный путь героя к свободе заканчивается, когда он, приобретя невиданные ранее для самого себя возможности, сознательно отказывается от части из них, ради блага всего галактического сообщества, проявляя силу воли и свободу выбора, что и делает его тем самым, титульным Гражданином Галактики.

Астронавт Джонс (Starman Jones, 1953)

Да вся эта планета — одна большая тюрьма, и вдобавок переполненная. Ну какие у тебя шансы в жизни?

Сэм

Роман повествует о Максимиллиане Джонсе, юном фермере, живущем под Озарком на Земле будущего, социальное развитие общества которой свернуло на путь кастового разделения труда, из-за чего у героя остались лишь призрачные надежды выбраться со скудной фермы своего почившего отца и посвятить свою жизнь тому, о чём он всегда мечтал — космосу.

Всё меняется, когда, после пережитого в начале произведения потрясения, Макс решает покинуть отчий дом и попытать счастья в осуществлении своей давней мечты. После ряда удач и неудач, знакомства с разными с путниками, Макс всеми правдами и неправдами таки попадает на службу в транспортно-грузовой корабль «Асгард», на котором некогда служил его дядя.

Начиная свой путь в качестве помощника стюарда третьего класса, в чьи обязанности входит уход за поголовьем корабельного скота и домашними животными пассажиров, Макс, благодаря феноменальной памяти и полученным в детстве урокам дяди, опытного астронавигатора, быстро зарекомендовывает себя и начинает расти по служебной лестнице.

«Астронавт Джонс» яркий представитель «юношеских» произведений автора, выходивших в сотрудничестве с издательством Scribner’s в 1947-1958 гг. Для него характерен динамичный, не отпускающий сюжет, с большим вниманием к мелким деталям и характерам персонажей, рассказывающий историю становления героя. В произведении присутствует детально проработанные принцип работы корабля и обязанностей Макса на нём, небанальная романтическая линия, неожиданные повороты, а также очень яркая демонстрация способностей звёздного десантника (не одного из тех, о которых знают все, но по сути своей ни чем от них не отличающегося).

Двойная звезда (Double Star, 1956)

…кто не занимался политикой, тот считай, по-настоящему и не жил! … И грубо оно, и грязно иногда, и тяжело, и мелочей надоедливых куча. Однако политика — единственная игра, достойная взрослых людей. Остальное — детские забавы; абсолютно всё!

Дэк Бродбент

Вероятно, предпосылками к созданию данного произведения для Хайнлайна послужили его, пускай и неудачный, опыт в политике, а также участие жены автора Вирджинии в любительской театральной труппе.

Главный герой романа Лоуренс Смит, он же Лоренцо Смайт, мастер актёрского искусства. В один прекрасный день, находясь посреди личного финансового и творческого кризисов, Лоренцо тратит последний полуимпериал в баре и угощает выпивкой космолётчика, что становится отправной точкой в цепочке событий навсегда изменивших его жизнь.

Космонавт оказывается не простым «дальнобойщиком», а телохранителем очень важной фигуры на политическом Олимпе Марса, которой срочно потребовались услуги профессионального актёра в качестве дублёра. Лоренцо, оскорблённый предложением о столь непрестижной работе, к тому же требующей общаться с марсианами, которых он на дух не переваривает, сперва отказывается, но в конечном итоге нанимателям удаётся его уговорить.

Несмотря на неоднозначный приём со стороны окружения политика, Лоренцо постепенно вживается в роль и проникается политическими взглядами своего альтер-эго. По стечению обстоятельств, изначально непродолжительная работа продлевается на более долгий срок, что влечёт за собой определённые последствия для героя.

В «Двойной звезде» Хайнлайн погружает читателя за кулисы политической партии в разгар предвыборной кампании, параллельно исследуя эфемерность публичного образа её лидера. В свою очередь, тонкая демонстрация изменений в характере главного героя, выливается в по-настоящему сильный финал.

Звёздный десант (Starship Troopers, 1959)

У сержантов не бывает матерей. Спроси любого рядового, прошедшего учебку, и он тебе скажет: сержанты размножаются делением… как бактерии.

Капрал-инструктор

«Звёздный десант» стал камнем преткновения в отношениях Хайнлайна с издательским домом Scribner’s , в рамках сотрудничества с которым вышло двенадцать произведений так называемого «юношеского цикла» автора.

Тринадцатый роман не устроил издателя ни сюжетом, ни посылом.

Хайнлайн, раздосадованный тем, что издательство, несмотря на многолетнее и обоюдовыгодное сотрудничество, не выдало ему достаточный кредит доверия и отказалось публиковать роман, навсегда расторг с ним любые деловые отношения.

К тому времени он уже давно завоевал репутацию первоклассного писателя-фантаста, поэтому «Звёздный десант» недолго оставался без издателя. Однако выход романа сопровождал скандал — литературные критики обвинили писателя в пропаганде милитаризма и фашизма среди молодёжи.

Именно такую трактовку получила история об обществе Земли будущего, в котором для того, чтобы стать полноценным гражданином, т.е. получить право голоса при принятии управленческих решений в государстве, необходимо пройти военную службу, выказав тем самым готовность пожертвовать своей жизнью ради общих интересов. В то же время никто не запрещает людям спокойно и успешно жить, и без прохождения военной службы.

Главный герой произведения — Хуан «Джонни» Рико, выходец из богатой семьи «неграждан». После окончания школы, против воли отца, прочившего ему место в своей компании, Хуан, вместе со своим другом Карлом, отправляется в вербовочный пункт. Далее перед нашими глазами проходит весь путь становления Рико: от рядового салаги до опытного боевого офицера.

«Звёздный десант» широко известен благодаря экранизации Пола Верховена (Starhip Troopers, 1997), из-за которой однако может сложиться неверное представление о содержании романа. Произведение Хайнлана — это завёрнутая в боевик социальная фантастика о долге и ответственности перед обществом. Картина Верховена же представляет собой полную аллюзий на пропагандистские фильмы нацистской Германии сатиру на армию (в первую очередь армию США), что делает её скорее ближе к «Биллу — герою Галактики» (1965) Гарри Гаррисона (произведению, которое в фэндоме принято противопоставлять «Десанту»), чем к первоисточнику.

К тому же в экранизации отсутствует главное техническое новшество «боевиковой» части романа — роботизированный экзоскелет, превращающий солдата в универсальную боевую единицу, заменяющую собой пехоту, бронетехнику и авиацию.

Если вы хотите узнать больше об этой и других экранизациях романа, можете ознакомиться с посвящённым им материалом на DTF.

Кукловоды (The puppet Masters, 1951)

Действительно ли они разумны? Я имею в виду, сами по себе. Не знаю и не думаю, что мы когда-нибудь узнаем.

«Кукловоды» — знаковое произведение автора, концентрированное отражение раннего этапа его творчества.

Данный роман, работающий скорее по законам кино, чем литературы, представляет собой классический боевик про вторжение пришельцев, обладающий оригинальными для своего времени концепциями, динамичным сюжетом, саспенсом и атмосферой всёвозрастающей паранойи.

Для главного героя романа «Сэма», агента Секретной службы (Отдела), чьё настоящее имя поначалу даже неизвестно читателю, всё начинается одним ранним утром, когда он получает срочный вызов прибыть на работу.

Когда Сэм является к Старику, своему начальнику, и узнаёт о характере задания — проверить сообщение о крушении НЛО в Айове, он сначала находит его нелепым, но быстро урезонивается, узнав, что уже шестеро агентов Отдела пропали там, а местные СМИ, после перерыва в вещании, активно тиражируют весть о том, что инцидент всего-навсего розыгрыш.

Старик, Сэм и ещё одна агентка, Мэри, под личиной богатой семейки в отпуске, срочно отправляются в Айову.

Такова завязка сюжета произведения, стоящего у истоков поджанра фантастики о вторжении похитителей тел.

Стоит отметить, что вышедший в начале 1950-х годов роман не обошла стороной характерная для представителей данного поджанра того времени положительная корреляция с царившей тогда в США Маккартистской повесткой, направленной против коллективистской угрозы.

«Кукловоды» — одно из немногих экранизированных произведений автора.

В 1994 году вышел фильм режиссёра Стюарта Орма с Дональдом Сазерлендом в роли Старика.

В отличие от романа, действие которого происходит в мире близкого будущего, в котором люди активно пользуются летающими машинами, сюжет фильма разворачивается в настоящее, на момент выхода картины, время и едва ли дотягивает до первоисточника.

Дверь в лето (The Door Into Summer, 1957)

Поиск Двери в Лето — метафора стремления к такой точке во времени и пространстве, где вас непременно окружат тепло и любовь, а жизнь будет наполнена смыслом, то есть, проще говоря, к счастью.

Невеста и лучший друг главного героя произведения, изобретателя Дэна, предали его, обманом уволили из собственной компании, разлучили, что самое страшное, с верным котом Питом и, против воли, погрузили в криогенный сон, из которого он выйдет только через тридцать лет.

Так начинается произведение, по праву считающееся самой «ламповой» и универсальной работой автора, которая может быть смело рекомендована всем читателям, не только любителям НФ.

Дверь в лето имеет две экранизации.

Первая — состоящий из трёх эпизодов российский телеспектакль 1992 года.

Вторая — японский полнометражный фильм 2021 года.

Жизнеутверждающая история Дэна, преодолевающего время, пространство, неожиданную подлость, казалось бы, близких людей, рассказывает о том, что никогда не следует терять надежды найти свою Дверь в Лето.

…по-прежнему убеждён в том, что, если просто перепробовать все двери, одна из них непременно окажется Дверью в Лето.

Петроний Арбитр
Кот
 

Источник

Читайте также