Много в мире есть того, что философии не снилось.
На первый взгляд всё просто: мир на грани катастрофы и специально обученным людям поручено его спасти.
Действие романа происходит в конце 2013 года, плюс экскурсы в далёкое и близкое героев и цивилизации в целом.
Но буквально с первой страницы понимаешь, что тривиальный сюжет — обманка, мираж. Роман о совсем о другом. И всё очень не просто….
Начну с автора. Доктор наук, профессор, лауреат и прочее и прочее. Возглавлял экспедиции в Тянь Шань, на Урал, Пиренеи, малоизученные зоны Сибири и дальнего Востока. Путешествовал в Антарктиду и на Северный Полюс, участвовал в археологических раскопках в Греции, Израиле и Франции.
Вдобавок знаток восточных единоборств, мастер спорта по боксу, путешественник, археолог и морской капитан.
В начале «перестройки» создал архитектурно-строительный комплекс и, по мнению «New York Times», стал самым продуктивным архитектором России. Его авторская энциклопедия архитектуры (три увесистых тома) находится в библиотеках всех знаменитых мировых университетов(Кембриджский университет (Великобритания), Оксфордский университет (Великобритания), Гарвардский университет (США), Йельский университет (США) и др. В этих книгах автор утверждает, что дом человека влияет на судьбу. И меняя архитектуру жилища можно лечить или убивать…
Когда-то давным давно я брал интервью у Михаила Харита для журнала «Yoga Journal» (ко всему прочему он ещё и йог). Тогда провёл собственное расследование его биографии. Честно скажу, некоторый детали ошеломляли, казалось что попал внутрь то ли детектива, то ли фантастического триллера.
Например, сразу после окончания института Харит организовал ряд экспедиций в Сибирь, на Урал и Тянь Шань, именно в те труднодоступные районы, где всегда происходили странные явления (вспомним Тунгусский метеорит). Удивительно, но эти изыскания выпускника-инженера получили щедрое финансирование от правительства СССР. В распоряжение молодого специалиста была специальная техника, которая доставлялась опломбированными вагонами МПС. Как такое возможно? Непонятно. Еще непонятнее, что искали эти экспедиции. Все мои попытки найти материалы отчётов разбились о гриф секретности. Однако известно, что сразу по возвращению он защитил диссертацию, получил государственную премию и стал заведующим лаборатории столичного НИИ. Далее всё опять в тумане секретности. Называлась лаборатория странно, длинно и запутанно, но смысл такой: «защита искусственных сооружений от кого-то крайне опасного». Кого? Летающих тарелок или инопланетян? Вдобавок лаборатория имела особый статус. Именовалась «центральной» и подчинялась не дирекции НИИ, а кому-то в центре. Не знаю, как у вас, но у меня в голове крутятся кадры из «Людей X»…
Таких поразительных (прямо таки детективных) фактов в биографии учёного предостаточно. Он издавал журнал «Модерн», где печатались научные статьи знаменитых учёных и не менее знаменитых колдунов и знахарей. Создал фонд, изучающий экстрасенсорные способности человека.
И это лишь малая доля фактов, лишь видимая часть огромного айсберга тайн, прячущего свои секреты глубоко под водой.
К чему я это рассказываю. Уверен, что дилогию «Рыбари и виноградари» нельзя воспринимать в отрыве от личности автора. Итак вернёмся к роману.
Книги — увесистые тома (более чем 700 страниц) и писалась, судя по датам, более пяти лет каждая.
Теперь о книгах. Потрясающий литературный язык со словарным запасом, который по лингвистическому анализу, примерно в два раза больше, чем у современных писателей. Сейчас так вообще не пишут. При этом читается легко, много юмора и действие буквально захватывает с первой страницы.
О чем роман? Вроде бы о приходе Бога в наш мир и проблемах, которые в связи с этим возникают у современной цивилизации. Аннотации в начале книг сильно упрощают сюжет, наверное нарочно. Думаю, автор описывает нашу реальность, историю и политику, но взглядом откуда то извне. Может быть из потустороннего мира. Может быть из рая, а может быть из ада. Иногда мне казалось, что роман написан инопланетянином, а может быть наркоманом-визионером. А может быть ангелом или демоном. Все вроде бы обычно, но вдруг замечаешь, только что твои представления о мире перевернулись. Читаешь еще десяток страниц, и понимаешь, что тебя вновь обманули, и реальность вокруг совсем другая. Не знаю, что получится, если читать роман не торопясь. Может быть сойдешь с ума или станешь мудрецом… К счастью, это не удается, поскольку книга интересная и проглатываешь страницы, пытаясь угадать, что же будет дальше.
В какой-то момент понимаешь, что все описанные загадочные места, аномальные зоны и прочую чертовщину автор знает не понаслышке. Он затягивает читателя в совершенно иной мир, лишь внешне кажущийся знакомым. И делает это крайне, я бы сказал, хитро…
Поясню свою мысль. Первый том состоит из четырёх книг.
Первая — книга Максима. Повествование идёт от лица человека, обладающего рядом необычных способностей( и ему всегда везёт). Динамичный сюжет, мир спецслужб, хотя описан как-то через чур глубоко и непривычно. Но так или иначе первая книга понятна.
Вторая — книга Ольги. Здесь понемногу начинаются непонятки. Повествование идёт от лица ведьмы, но абсолютно реалистичной. Настолько, что понимаешь, эта дама может быть сейчас рядом с тобой. И ты никогда не догадаешься. Потому, что она настолько обычна, настолько как все, что мороз по коже…
Третья книга — ещё необычнее. Главный герой Вадим — монах, работающий наёмным убийцей. Глубокая вера приводит его именно к этой концепции — мирозданию угодно всех убить, не зря же энтропия правит миром…
И наконец четвёртая, книга Софии — взгляд на наш мир неведомо откуда. Героиня мнит себя Богом или Богиней, общается с тучей потусторонних персонажей. На первый взгляд — чистая шизофрения. При этом дама — работник всевозможных ведомых и неведомых спецслужб, признанный компьютерный гений и её экстрасенсорные возможности зашкаливают. И опять всё до жути реалистично. Т.е. автор затащил нас в какой-то очень странный мир. И там бросил наедине с собственным кипящим и даже возмущённым разумом.
Тут первый том заканчивается и начинается второй. Т.е. сначала нас вскипятили и теперь начинают охлаждать.
Второй том вновь состоит из четырёх книг, но теперь действие идёт как бы «сверху вниз», от сложного к простому.
Первая часть — книга Анри, любимого персонажа сторонников всемирного заговора. Разница лишь в том, что во главе этого глобального заговора стоят не всевозможные массоны, а сам Господь Бог. Но вдруг оказывается, что и Сам Бог и Анри лишь скромные исполнители. Существует ещё нечто непостижимое, играющее мирозданием, как детской игрушкой, создающее богов, вселенные, всевозможные реальности, ангелов, демонов, людей… В общем странная глава. Огромная толпа потусторонних сущностей описана с такой внутренний любовью и знанием, что кажется, будто автор каждое утро завтракает в этой компании. Разозлиться на вскипающий разум не успеваешь.
Начинается следующая часть, от лица уже знакомой злой колдуньи, и думаешь, слава богу хоть относительно нормальная баба.
Третья часть идёт от лица обычного человека , казалось бы случайно затесавшегося в центр интриги. Тут вообще выдыхаешь, всё делается понятным. Парень — бабник, гениальный скульптор, пьяница, да ещё еврей. Знакомый персонаж, но вот оборачивается всё как-то опять странно, не буду спойлерить сюжет.
И последняя часть. Наше полностью обновлённое сознание окатывают холодным душем, вытирают мохнатым полотенцем и отправляют восвояси в этот мир с его нелепостями и непонятками, пандемиями и катастрофами, переселением народов и космическими явлениями. Только теперь, то ли в голове, то ли в заднице занозой сидит ответ: я знаю, что происходит. Или по крайней мере догадываюсь.
Отдельно об авторской интонации. Автор вываливает на читателя массу научных, полунаучных и совсем не научных теорий. Но всё это, как бы шутя, с улыбкой. «Хотите верьте, хотите нет». Впрочем иногда улыбка не весёлая, и тогда кажется, что за шуточками стоит грозное «Кто не спрятался, я не виноват».
И захлопнув вторую книгу, задумываешься: — А зачем он всё это рассказал? Может быть эта книга — предупреждение, вроде его таинственной лаборатории. Защита нас от кого-то невидимого и страшного. И тишина…
Многие сравнивают стиль Харита с Пелевиным или Стругацкими. Нет, этот писатель совершенно самобытен и непохож ни на кого, ни на Пратчетта, ни на Воннегута, ни на Адамса. Сейчас так не пишут. Попробовал представить кто бы из НЕ фантастов мог так написать и неожиданно подумал: если бы Марк Твен жил в наше время, владел современным языком и писал фантастику…. Может быть…
Во всяком случае умный юмор книги и невероятная эрудиция автора дают явный отсыл к литературной классике.
В целом: весьма рекомендую, даже несмотря на огромный объём текста. Есть о чём подумать, узнать очень много нового о мире и заодно о собственном месте в этом мире.