Финчи мертвы. Смерть настигала членов этой семьи куда раньше, чем многих других: Финчи умирали младенцами, детьми, подростками – до старости доживали немногие. Неудача? Фамильное проклятье? Имеет ли это значение, когда от семьи остались лишь надгробия да пустующий особняк – памятник, запечатлевший то, какими эти люди были при жизни?
«Симулятор ходьбы про пустой особняк» – определение, которое наверняка заставит многих вспомнить о Gone Home, игре, во многом способствовавшей популяризации этого жанра. Бесспорно, What Remains of Edith Finch также сильно полагается на environmental storytelling и многое рассказывает о своих персонажах через детали окружения – возможно, она лучшая в этом плане со времен самой Gone Home. Однако она этим не ограничивается и от своего ближайшего аналога отличается очень заметно (впрочем, если вы не фанат игр с минимумом геймплея, здесь вам по-прежнему нечего ловить).
Gone Home можно было упрекнуть в чрезмерном оптимизме; What Remains of Edith Finch же абсолютно фаталистична.
Мы заранее знаем, что каждая история в ней закончится смертью.
Сама игра пытается поведать нам не столько о том, как Финчи жили, сколько о том, что чувствовал каждый из них, когда смерть пришла за ним.
Если Gone Home была в первую очередь интерактивным музеем, культурным и автобиографическим срезом середины 90-х, то What Remains of Edith Finch – это интерактивные «Сто лет одиночества» (в данном случае – «Сто лет безвременных смертей»). Она совершенно линейна и четко структурирована по главам, сквозь которые нас ведет эпистолярное повествование от лица титульной героини, которая вместе с нами знакомится с историей семьи Финчей. Здешний нарратив – это одновременно и письмо, и дневник, посвященный возвращению в оставленный фамильный дом и поиску его секретов.
И особняк этот уже сам по себе переводит повествование в категорию магического реализма. Комнаты в нем не меняют хозяев: стоит кому-то из Финчей скончаться, как его покои становятся музеем, застывшим во времени слепком, сохранившим все ровно там, где оно лежало на момент гибели владельца. Там же обычно можно найти, например, дневник или эпитафию, дающую нам возможность понять, как именно хозяин комнаты расстался с жизнью – и увидеть это собственными глазами.
Мы переживаем последние моменты жизни каждого из Финчей вместе с ним, с видом от первого лица – мы буквально подводим каждого из них к последней черте.
И каждая такая история обставлена иначе, нежели предыдущая – и в плане подачи, и в плане геймплея (каким бы минималистичным он тут ни был), и в плане стилистики. В What Remains of Edith Finch мы смотрим на мир действительно разными глазами – и, как бы мне ни хотелось рассказать об этом побольше, излишние подробности лишь испортят сюрприз.
Именно этот подход – сочетание ярких (даже чересчур, но на то он и магический реализм) локаций и коротких, пронзительных интерактивных зарисовок и делает What Remains of Edith Finch столь выдающимся произведением. Вид от первого лица и соучастие позволяют куда глубже проникнуться историями, чем если бы мы смотрели на них со стороны (например, в фильме), а возможность перенестись в обители этих людей, увидеть, чем они жили, идеально дополняет картину. Пусть геймплей и не выходит за рамки «дойдите до нужной точки и нажмите на кнопку, чтобы история продолжилась», его достаточно, чтобы эта мрачная история стала куда более эмоциональной.
Любопытно, но при всей своей безысходности What Remains of Edith Finch вовсе не стремится погрузить игрока в депрессию – скорее, наоборот, она пропитана светлым фатализмом, призывающим не жалеть о том, чему так и не суждено было быть, а ценить то, что эти люди успели испытать, и то, что они после себя оставили. Это игра о принятии смертности – как своей, так и своих близких – и в этом тихом примирении скрыт куда больший эмоциональный заряд, нежели во многих других произведениях, часто выкручивающих градус драматизма.
Большинство видеоигр в силу своих особенностей так или иначе связаны с гибелью людей, но так красиво, как What Remains of Edith Finch, о смерти не говорила еще ни одна из них.
Источник