22 июня в наших кинотеатрах вышли «Трансформеры: Последний Рыцарь»… О, Господи, помилуй наши души.
Во всей кинокритике, наверное, не найдется занятия более бесполезного, чем написание рецензий на «Трансформеров». Естественно, критики напишут, что фильм – дерьмо, зрители знают, что они это напишут, они знают, что фильм – дерьмо, но они все равно на него пойдут, даже после того, как стало очевидно, что это не просто дерьмо, а дерьмо, прогрессирующее в своей дерьмовости, каждая часть становится все хуже. В чем тогда смысл что-то писать?
Бэй в каком-то смысле казнил кинокритику, обнажил ее бессилие. Ты можешь сколько угодно перечислять недостатки картины, выдавать свое взвешенное мнение и рекомендацию – это больше ничего не значит. Минусы есть, люди это знают, но они все равно идут. Когда то, хороший фильм или плохой, перестает влиять на решение сходить в кино, кинокритика заканчивается. По идее, вместе с кинематографом.
И по идее, именно это и происходит – Бэй убивает кинематограф с его законами грамотного представления героев, развития повествования, трехактной структурой, он изобретает новый кинематограф, свой собственный. Где абсолютно неважно, что герои сделаны максимально халтурно и вместо значимых действий будут весь фильм несмешно и неполиткорректно шутить, выблевывать страницы экспозиции и заниматься беготней, которая в итоге ни к чему не ведет. Где неважно, что история от безжалостного монтажа расползается на лоскуты, а диалоги, и без того безбожно мертвые, превращаются в бессвязный бред.
Я правда смотрю на все это, как на чудо – пугающее до дрожи. С каждым новым фильмом франшиза отключает все больше нарративных элементов, которые считались жизненно необходимыми – и продолжает жить. Шутки еще никчемнее, персонажи еще бледнее, сюжет еще бредовее, вторичнее и бессвязнее – и ничего не меняется, бабло рубится.
И ладно бы экшен был по-прежнему на высоте, но и он в последних двух фильмах как минимум тошнотворно пресен. В нем нет героев, на которых не плевать, нет продуманной постановки и вкусных приемов, интересных идей – роботы скучно стреляют и рубят друг друга большими ножами, суть происходящего уловить невозможно, но при этом он тянется так долго без каких-либо впрысков смысла и моментов, связывающих нас с героями, что получить от него какие-то эмоции становится невозможно, он десенсуализируется, как любое слово, повтори его вслух несколько десятков раз. Оно превращается в нелепый и чем-то пугающий набор звуков.
Это словно какой-то чудовищный научный эксперимент по постепенному умерщвлению плоти, смысловая аскеза, вымывание из фильма всего хоть сколько-нибудь работающего и талантливого.
Но не как в «Оттенках серого», которые похожи на попытку создать максимально серый, никакой фильм, здесь пытаются достичь некого анти-искусства. Самое страшное, что у них получается.
Бэй не просто не попал во все привычные нам элементы хорошей истории, он попал в нечто еще, о существовании чего мы даже не подозревали. Открыл какую-то темную материю, которая продолжает наполнять залы, несмотря на то, что показываемое на экране невозможно назвать фильмом.
Я не развожу мистику, я действительно верю, что Бэй нащупал нечто (и нет, это не некая примитивная связка огромных роботов, взрывов и аппетитных жоп, это и другие пробовали – не все так просто), что работает на зрителя, делая промахи по всем остальным статьям, потопившим бы любое другое кино, несущественными.
Бытует довольно примитивное мнение, что критики ненавидят развлекательное кино и франшизу «Трансформеров» в частности потому, что в нем нет размышлений о смысле жизни, оно все такое про взрывы и движуху – простое драйвовое кино для простого зрителя, который пришел отдохнуть и отвлечься. Мол, не понимают критики нужд простого народа, была бы их воля, в кинозалах шел бы один «Гражданин Кейн», фильмы Тарковского и инди про проституток-транссексуалов, снятое на айфон.
Критики прошлого и современная кинокритика отличаются как небо и земля.
Раньше этим занимались и впрямь высоколобые интеллектуалы, пишущие в конкретные печатные издания. С появлением интернета, ютьюба и блогов, а также со взрывным ростом масштаба развлекательного кино, критиками стали люди, выросшие на этом самом развлекательном кино. Гики, фанаты, киноманы. Им и в голову не придет презирать фильм «низкого жанра», наоборот, они будут защищать и его, и сам жанр, прочитав вам лекцию о его истории и великих людях, внесших в него свой вклад.
Критики громят развлекательные блокбастеры не потому, что они бездушные и про экшен, а потому что формулу развлекательного фильма тоже нужно исполнять качественно, чего в большинстве случаев не происходит.
Это дорогие студийные фильмы, а чем больше в фильм вложено денег, тем внимательнее студия и продюсеры следят за их тратой, тем больше вмешиваются в процесс. Так как они зачастую являются недалекими дельцами, не имеющими вкуса, заканчивается это вмешательство весьма плачевно. Самые недавние жертвы такого внимания: «Новый человек-паук: Высокое напряжение», «Фантастическая четверка», «Отряд самоубийц».
Парадоксально, но самые дорогие ленты – это примеры самых ужасных сценариев, самой отвратительной режиссуры и незапоминающейся актерской игры.
Казалось бы, у вас есть деньги, ресурсы, вы можете нанять самых талантливых и подходящих профессионалов, можете проверять все по сотне раз, можете использовать консультантов, но нет – деньги уходят на фокус группы, изучения фидбека этих групп, превращение фильма в фарш (в попытках подогнать картину под мнение рандомных толстолобиков) с досъемками и пересъемками и на рекламу получившегося монстра.
Я всегда считал франшизу «Трансформеров» ужасной, еще до того, как стал критиком, но всегда получал от нее удовольствие. Пересматривал регулярно, забирая свою порцию фана и отдохновения. В тогда еще трилогии была своя развлекательная магия, которую нечем было заменить. Другие условно тупые фильмы где-то промахивались, где-то не улавливали нужный тон и долю идиотизма. Возможно из-за того, что, оступившись, давали местами слишком много талантливого, удачного и настоящего – это хорошо запоминалось и сильно контрастировало с фоном, поэтому пересматривать их не хотелось.
И все же, четвертая часть меня не разочаровала – разрушила.
Третий акт в Китае, где рушились здания и взлетали в воздух машины, не вызывающий у тебя уже никаких эмоций кроме ощущения, что ты в плену или под пытками, меня добил. Пятая часть лишь усилила эти впечатления. Магия, судя по неубывающим сборам, осталась, но она стала темной.
Вчера мне было физически плохо последний час фильма. Не скучно, не муторно, не «я смотрел на часы чаще, чем на экран». Больно. Что-то умирало во мне и в кинематографе под грохот всех этих спецэффектов.
Это не значит, что в фильме нет ничего хорошего. Есть. К сожалению. Потому что это не то хорошее, которое разбавляет мучительный просмотр глотками свежего воздуха – нет, оно лишь добавляет к мукам новые оттенки, ты видишь, как это хорошее и удачное безнадежно тонет в окружающем его месиве.
Я уже не в первый раз подозреваю Бэя не в бесталанности, а в откровенном троллинге. Он словно специально с каждым фильмом делает их все ужаснее, испытывая терпение публики. На этот раз он устроил откровенную пытку, беря удачные элементы и методично уничтожая их контекстом.
Это как заказать у мастера часы настольные ручной работы из слоновой кости с инкрустацией бриллиантами и резьбой по всей поверхности, затем на глазах этого самого мастера обмазать их говном и выкинуть в камнедробилку.
С одной стороны, видны «гениальные идеи» продюсеров – а давайте понатащим изо всех популярных фильмов все самое удачное? Из «Звездных войн» возьмем C3PO и R2D2, последнего смешаем с ВАЛЛ-И для пущей кавайности. Пока мы здесь, еще тайфайтеры прихватите – мы дронов под них закосим. В соответствии с трендами, Оптимус у нас якобы перейдет на темную сторону (это мы уже подробно обсудили во вчерашних «Утомивших киноштампах»).
Традиционно для «Трансформеров», мы перепишем еще кусок истории. Раз уж Гай Ричи взялся за Короля Артура, и массовый зритель снова ненадолго вспомнит, кто это, то возьмем именно рыцарей круглого стола. «Странные дела» взлетели? Давайте и сюда вставим группку школьников, которые лезут, куда не надо, и встречают странную крутую девочку, на которую типа западают. А, еще давайте карточки с представлением персонажей вставим из ниоткуда прямо в середину фильма, чтобы как в «Отряде самоубийц».
Для толерастов добавим герою друга-негра и девочку-мексиканку (ей дайте мелких диноботов, пусть будет типа Кхалиси), второй героиней у нас будет женщина, причем с кучей высших образований – girl power!
Что делает Бэй со всеми этими «предложениями»? Не просто ничего, он, кажется, откровенно издевается над ними. Негр-напарник? Запросто. Но он будет невыносимой истеричкой, которая все время только жалуется на то, что его заставляют выполнять его работу, он паникует, несет околесицу и затем пропадает из фильма в принципе.
Девочку-мексиканку не по годам умную и борзую? Нате. Она, правда, ничего за весь фильм не сделает, кроме как пошлет своего друга-робота на суицидальную миссию, и будет пропадать из фильма на большую часть его хронометража.
Бабу вам с высшими образованиями? Отличная идея. Правда, в первой же сцене ей прочтут лекцию о том, что ей нужен мужик, а потом покажу, что даже образованные бабы водят как полено и не могут припарковаться даже на пустой стоянке. Вот умора, да?
И ничего совершить внушительного я ей не дам, ее главное достоинство будет в том, что она носит ДНК своего отца и их еще более интересного предка – вот они, мужики, действительно внушают уважение, члены тайного ордена и все такое.
Школьников вам? Получите. Правда, они будут в одной сцене, диалог в которой я на монтаже порублю так, что он будет вводить в ступор, словно полчаса их бесед попытались ужать до 10 секунд.
И так со всем – Бэй берет удачные идеи сценаристов или программные требования студии и планомерно, кропотливо, мелит их в труху до тех пор, пока они не превращаются в жмячло, которое тизерит зрителю интересное развитие сюжета, а потом ржет в лицо – попался? Ты реально подумал, что мы выведем из этого что-то стоящее? Лол.
Мне понравился Когман, он интересно задуман в визуальном плане и его личность с нотками Шерлока («Я не психопат, я высокофункциональный социопат» тут вставляется лишь с лёгким перефразом) тоже достаточно забавна. Его приступ гнева, его органный аккомпанемент, его избиение рыбы – все это правда мило. Но мне абсолютно неясно, почему он не получил свой момент славы, в котором бы разнес нескольких десептиконов своими ниндзя-приемами.
Его хозяин, персонаж Хопкинса, тоже неплох – член тайного ордена, хранитель истории Трансформеров, вхожий к самому премьер-министру – это интересно. Вот только Бэй использует его исключительно для вещания переусложненной экспозиции и для беготни, которая в итоге оказывается бесполезной. Сливают его тоже абсолютно бездарно.
Сделать из героя Уолберга не папашу-паникера, а этакого Кайла Риза, который без страха выходит с пушкой против огромных роботов – тоже удачная мысль.
Пытался ли Бэй дать ему хоть одну сцену, где он убедительно и круто разносит к чертям какого-нибудь десептикона? Нет. Он по-прежнему выглядит мелким куском мяса, болтающимся под ногами у роботов.
Легкие спойлеры
Идея с амулетом, который выбрал себе носителя под критерии а-ля кольцо Зеленого Фонаря – замечательно. Оно выбрало Уолберга, сочло его достойным, он теперь типа рыцарь круглого стола, последний. Что это значит? Нихрена это не значит.
Амулет ползает по телу и в результате дает Уолбергу оружие. Он превращается в меч. В гребанный меч. Ну вы понимаете, рыцари круглого стола же. Почему он не превратился в полноценный экзоскелет, дав – впервые во франшизе – человеку сразиться на равных с трансформером? Но нет, это было бы слишком круто. Мечей у нас и так полно по музеям – бери да маши, но кому придет в голову бросаться на десятиметровых роботов с шашкой наголо?
Что Уолберг делает своим мечом? Он останавливает удар десептикона. Как он смог сдержать удар огромного меча огромного робота, учитывая разницу в массе и, соответственно, в импульсе? Силой пофигизма сценаристов и зрителей.
Делает ли он еще что-то? Рубит он им кого-то, проявляет себя героем-рыцарем? Нет. Ты обычный кусок мяса, знай свое место, рубить будет Оптимус.
Конец спойлеров
И так со всеми элементами – в них виден потенциал, удачная идея, которая так и не получает должного воплощения, фильм завален трупами чего-то, что могло быть хорошим, и от этого смотреть его еще больнее.
В «Утомивших киноштампах: Переход героя на темную сторону» я приводил примеры куда более удачных использований этого тропа в кино, сериалах и играх, но здесь хочу коснуться подробнее именно твиста с Оптимусом.
Если предательство Дома Торетто или Джона Коннора сложно было бы показать, как переосмысление ценностей героем (что могло бы заставить Дома всерьез пойти против своих или Коннора пытаться уничтожить свою мать и все человечество?), то в случае Оптимуса шанс был.
Он оказался в ситуации, похожей на таковую у Супермена – его мир погиб, он нашел новый дом на Земле, но теперь узнает благодаря Квинтессе/Зоду, что есть шанс возродить родную планету за счет Земли. Да, это бесчеловечно и будет обозначать гибель всех людей, но возродить Кибертрон/Криптон – это сверхзадача. Кларк вырос среди людей и Земля для него дом больше, чем Криптон, который он не помнит, люди – его народ больше, чем криптонцы. Он мешает планам Зода и уничтожает корабль с зародышами, фактически становясь детоубийцей и собственноручно обрекая свою расу на вымирание.
Зод, кстати, это тоже пример этого тропа, его разновидности под названием «экстремист с благими намерениями» – когда злодей действует из благих побуждений, но слишком спорными средствами.
Как военный в «Скале» (ее снимал все тот же Бэй, вспоминать об этом как-то странно), всего лишь пытавшийся добиться выплат для вдов ветеранов, а не мирового господства. Как лев, мэр Зверополиса, в конце признавший, что выбрал неверное решение проблемы, но он тоже всего лишь хотел обезопасить своих граждан.
Кларк и Зод каждый защищают свой мир, причем ценой другого. И позиция Супермена тут даже более противоречивая, учитывая, что он – дитя обоих миров.
Оптимус, в отличие от Кларка, в глаза не видевшего родину, прожил на Кибертроне куда дольше, чем на Земле. Да, он завел здесь друзей и научился доверять людям, но те все равно боятся трансформеров, охотятся на них, а сам Прайм спокойно забывает своих некогда лучших друзей вроде героя Шайи ЛеБаффа. Вопрос, какому миру дать жить, а какому дать умереть, для него должен быть сложным безо всякого зомбирования.
Если исходить из логики существа с высокими моральными принципами, то очевидно, что Кибертрон допрыгался сам, Земля тут ни при чем. Платить за собственные ошибки семью миллиардами жизней – не дело. И все же, киноделы традиционно представляют нам эту проблему как заранее решенную – ну ясно же, что Земля неприкосновенна, для зрителя выбор очевиден.
Попробуйте на секунду перевернуть ситуацию – Земля умирает, вы находите цветущую планету, и там есть милые существа, но вообще, найти у них недостатки и грехи, за которые их стоило бы не слишком боготворить, не так сложно. Стали бы вы так же бескомпромиссно как Оптимус защищать новый мир и обрекать Землю на гибель? Вы не патриот своего мира? Вы готовы смотреть как вся тысячелетняя история человечества исчезает в небытие?
В общем, Оптимус мог бы принять тяжелую правду – уничтожение Земли бесчеловечно, но у него есть долг защищать Кибертрон любой ценой, это его родина, он обязан ее спасти.
И тогда он бы вполне серьезно мог сражаться с Бамблби, Кейдом Йегерем и остальными, попутно пытаясь объяснить свою позицию, предлагая присоединиться к нему хотя бы своих соратников-автоботов.
А еще интереснее – не предлагая. Давая им остаться на морально правой стороне и проиграть. Тогда они получат живой Кибертрон, но им не придется мучиться совестью из-за цены, ведь они до последнего боролись за человечество и остались чистенькими перед собой и историей. На это было бы интересно посмотреть, не правда ли?
«Трансформеры» с реальной моральной дилеммой и сложным выбором – это что-то новенькое. Оптимус, который не вещает пафосные банальности, а идет на сделку с совестью и теряет часть себя вместе со всеми, кто ему дорог – ради великой цели. Если бы он еще успокаивал себя тем, что им не обязательно уничтожать человечество, что они смогут обустроить им жилье на новом Кибертроне (пусть это и будет резервация, похожая на зоопарк), выбор бы стал еще менее очевидным.
Итог
Фильм получился лучше предыдущего, потому что тот совсем пробил дно, но это невысокая планка. Но тут хотя бы иногда показывают, как роботы трансформируются в машины и обратно – и на том спасибо.
В каких-то аспектах он умудрился оказаться даже хуже «Эпохи истребления» – например в невменяемом монтаже и бесконечных скачках формата экрана, о которых упоминал Паша Пивоваров в своем обзоре. Признаюсь, если не обращаться на них внимания, их можно и не заметить (если у вас нет профдеформации видеомонтажера или оператора проектора), но нижняя и верхняя границы экрана реально меняются при КАЖДОЙ монтажной склейке, иногда буквально каждую секунду, это выглядит абсолютно невменяемо.
Но самый большой минус – это каша вместо повествования. Такое ощущение, что изначальный сценарий рассчитывал на хронометраж часов на десять, после порубки монтажером осталось нежизнеспособное лоскутное одеяло, которое расползается на глазах.
Герои некоторых линий пропадают из фильма на такие огромные промежутки, что ты забываешь об их существовании. И не то, чтобы в фильме нечего было вырезать – он весь состоит из филлера, из абсолютно невнятной суеты, которая никак не влияет на итог картины.
Это карусель из амулета, подлодки, посоха, Стоунхенджа, рогов, подводного корабля, книги, круглого стола, каждый из которых ведет к следующему элементу, а все они вместе отказываются связываться в голове в нечто хотя бы напоминающее адектватную цепочку.
Такое ощущение, что это экранизация игры, в которой показали все сайд-квесты, но выкинули основной.
Видеообзор Паши Пивоварова
Вы можете сколько угодно повторять, что все это снобское нытье и все это неважно. Тупо, бессвязно, но весело же. Да не весело. Весело может быть, когда фильм работает хотя бы на базовом техническом уровне, он дает вам персонажа, которому можно сопереживать, он связно рассказывает о его путешествии, о его мыслях и эмоциях – это не сверхзапросы, а костяк любой истории, даже рассказанного в лифте анекдота.
Сценам, даже с удачными идеями в основе, не дают развиться, а накопленный в них эмоциональный и смысловой багаж тут же сгорает, потому что никак не применяется в дальнейшем.
Вы не можете наслаждаться фильмом, если его сцены банально не связаны друг с другом, вы смотрите каждую минуту новое кино и не успеваете в него вникнуть, взять от него хоть что-то, как оно снова меняется. Возможно, скачки формата экрана были предупреждением именно об этом.
Не успеваете узнать персонажей, как их сливают, они тупо пропадают из фильма. Некоторые из них появляются снова, но безо всякой причинно-следственной связи, их присутствие в фильме не становится некой аркой, ранние события не выливаются в поздние, никакого накопленного напряжения и разрешения такового в катарсисе не происходит.
Если вы думаете, что видели бессвязное и хаотичное кино до этого – будете неприятно удивлены. «Отряд самоубийц» после «Последнего рыцаря» может претендовать на должность лектора на факультете адекватного повествования.
Есть еще одна вещь, которую нельзя не упомянуть: графика в фильме великолепна. Она зашкаливающе прекрасна. И дело не в том, что тут нет мыла и недорендера, просто и дизайн роботов, и пейзажи зеленых лугов оживающего Кибертрона действительно поражают – это красиво. И летать между кусками этой планеты, похожей на улей и брокколи одновременно, правда приятно. Почти как в «Аватаре», проблема лишь в том, что тридэ тут почти не чувствуется. Ах да, еще в том, что «Аватар» – это кино. Тупое, примитивное, вторичное, но связное и работающее кино с проработанными арками персонажей, нагнетанием и реализацией напряжения.
Если вы считаете, что сможете получить удовольствие от этой красивой графики – флаг вам в руки. Я устал повторять, что взрывы и экшен не впечатляют сами по себе, если нет истории, которую они иллюстрируют. А тут ее нет.
Всем, кто способен удержаться от просмотра «Трансформеры: Последний рыцарь», я советую именно это и сделать. Мне же завтра мне придется сесть за свои «Неудобные вопросы» к фильму и, если честно, мне страшно об этом думать.
Источник