Рецензия на «Планету обезьян: Война»

Рецензия на «Планету обезьян: Война»

13 июля в наших кинотеатрах стартовала заключительная часть трилогии Цезаря, «Планета обезьян: Война». Критики были в восторге от этой франшизы еще с первого фильма, вышедшего в 2011 году, и с каждой частью признание лишь росло. Эти фильмы поразили всех безупречной графикой, глубоким сюжетом, великолепной проработкой своих героев и особенно – актерской игрой Энди Серкиса, который узнавался по необычайно выразительной мимике даже под всеми слоями обезьяньей шерсти. Цезарь получился у него еще лучше Голлума.

Новая франшиза – приквел к пенталогии, стартовавшей еще в 1968 году и ставшей классикой фантастики. Тим Бертон пытался перезагрузить ее в 2001 году с Марком Уоллбергом, переснять самый первый фильм, но ничего хорошего из этого, кроме знакомства Бертона и его будущей жены Хелены Бонэм Картер, не вышло, поэтому его фильм из этой линейки можно вычеркнуть.

Я не стану останавливаться на оригинальных фильмах, так как Денис Варков уже рассказал о всей огромной обезьяньей франшизе в отдельной статье, просто упомяну, что для того, чтобы смотреть новую трилогию, знать сюжет старых картин не требуется – это ведь приквелы, они начинают эту сагу. 

Но тем, кто все же видел пенталогию будет интересно подмечать ее отголоски в трилогии – визуальные цитаты вроде скачек на лошадях по пляжу, сюжетные привязки вроде онемевших людей или знакомых имен, данных другим персонажам: Цезарь, Корнелиус, Нова и так далее.

Видеообзор Паши Пивоварова. На этот раз я не согласен с ним практически ни в чем 🙂

В своем видеообзоре Паша Пивоваров упоминал, что не видел первые два фильма трилогии по той простой причине, что идея смотреть на говорящих обезьян по два часа кажется ему дикой. К сожалению, я относился к ней так же и, несмотря на восторженные отзывы об этих картинах, так и не стал их смотреть.

Я не хотел идти и на этот фильм, пытался спихнуть рецензию на кого-то еще. Смотреть целых три фильма про говорящих обезьян подряд мне не хотелось совершенно. Есть в этом что-то отталкивающее на подсознательном уровне. Обезьяны слишком похожи на нас и поэтому у многих вызывают дискомфорт, который не появляется при наблюдении за говорящими игрушками, роботами или рыбами в мультиках. 

Так вот, отвертеться не получилось, и я сел смотреть первые два фильма за день до премьеры триквела. И не смог оторваться. Дискомфорт улетучился очень быстро, стоило мне понять, насколько уникальная передо мной картина. 

Насколько невероятно то, что Голливуд еще способен давать зеленый свет проектам настолько сложным и дорогим. По всем признакам времени, по статистике, идея снять очередной фильм про поумневших обезьян просто обязан была вылиться в тупой боевик, не предлагающий ничего кроме зрелищных и диких сцен с обезьянами, стреляющими из пулеметов, снабженных кучей клише и каламбуров на обезьянью тему.

Но каким-то чудом был написан связный, умный и эмоционально заряженный сценарий, и еще большим чудом ему дали зеленый свет, наняли режиссера, который смог снять этот сложный материал, и актеров, которые оживили компьютерных обезьян так, что многослойности и выразительности их образов позавидуют 90 процентов героев современных блокбастеров. Я не шучу. 

Самое поразительное – сцены диалогов обезьян, которых тут множество. Они сделаны отлично – все работают на сюжет и раскрытие персонажей, за ними интересно наблюдать, но сильнее всего я поражался тому, что студия согласилась оплачивать дорогущую графику двух обезьян, которые просто сидят и беседуют, причем еще и на языке жестов, с субтитрами. Подобную смелость и веру в зрителя нельзя не поощрять.

Я устал слушать во всех обзорах первых фильмов о богоподобной игре Энди Серкиса, который с помощью motion capture играл лидера обезьян, Цезаря. Но на деле оказалось, что даже столь обильные похвалы были недостаточными. Серкис творит нечто нереальное – его Цезарь не просто выглядит реальным (за счет качества графики, проработанной обезьяньей пластики актера), не просто «правда похожим на обезьяну», не просто заставляет зрителя принять разумного шимпанзе за главного героя, сочувствовать ему и желать победы над людьми.

Серкис гипнотизирует волевым взглядом, за каждым его мимическим жестом следишь неотрывно – он играет Цезаря очень сдержанно, не переигрывая и не «изображая макаку», передавая цельный образ своего героя каждым движением.

Я вряд ли подберу достаточно емкий перевод термина screen presence, но именно он у Энди зашкаливает, подобного я просто давно не видел. Этот аспект отвечает за то, какой вес придает сцене одно присутствие Цезаря в кадре, как он притягивает взгляд, сколько выражает собственным. Это действительно потрясающая актерская работа, и когда снова зайдет разговор о том, что ему нужно дать Оскар за эту роль, я подпишусь под этим.

Тоби Кеббелл впечатлял в роли компьютерного Дуротана, в этой трилогии он тоже есть – он играет Кобу, второго по значимости примата во франшизе, и он тоже очень хорош, но даже он в сравнении с Серкисом несколько блекнет. Энди заставляет поверить, что Цезарь – не просто качественный спецэффект и правдоподобная обезьяна, а настоящий лидер, за которым хочется идти. И поэтому когда его слушаются даже люди, это не выглядит притянутой за уши сценарной условностью. Будь на месте Серкиса другой актер, трилогия бы попросту не имела бы такого эффекта, все держится на убедительности и мощи его игры. И все это несмотря на то, что минимум половина его реплик – на языке жестов.  

Но конечно, игра актеров и потрясающая работа создателей компьютерной графики пропала бы втуне, если бы у картин не было связного сюжета, глубоких идей и старательной проработки своих персонажей. Создатели показывают детство Цезаря (он был первой генетически измененной обезьяной, которая выжила и сумела развиться до овладения человеческой речью), его осознание положения своих сородичей в мире людей, его становление как лидера, дипломата, стратега – все это вводится очень талантливо, увлекательно, наглядно. Такой чистой отработки идеи я не видел в блокбастерах уже давно. Все вечно спотыкаются даже на попытках объяснить зрителю сюжет, не то что на раскрытии героев и создании сильных эмоциональных сцен с ними.

Эта трилогия заставляет нас 6 часов следить за жизнью одного шимпанзе, нарисованного на компьютере – и эта обезьяна проводит нас через такие сложные моральные дилеммы, трогательные моменты и сложные сюжетные повороты, что не поразиться этому невозможно.

Почему в других блокбастерах, где герой – белый гетеросексуальный мужчина, которого играет живой актер без всякой графики, и с которым ассоциировать себя в теории гораздо легче, не способен обогнать по проработке, убедительности и харизме компьютерного шимпанзе, которому мы сочувствуем даже несмотря на то, что он мочит людей. 

Люди вымирают, человечество исчезает и его заменяют обезьяны, но мы все равно на их стороне. Я понятия не имею, как им это удалось. И почему у других (у той же «Мумии» или «Трансформеров», чтобы далеко не ходить) не выходит даже сотой доли этой связности, глубины, внимания к персонажам.

И все это – не в ущерб экшену. Его приходится ждать долго, по крайней мере, в первом фильме, но когда третий акт наступает, зрелищность просто зашкаливает.

Мы получаем свои фантазии об обезьянах на лошадях, палящих из автоматов с обеих рук, но при этом картина не превращается в абсурдный мультик – весь накопленный эмоциональный заряд не пропадает, а наоборот, заряжает экшен, диктует его, и сцена в фильме, подкрепленная контекстом, смотрится куда сильнее, чем в трейлере. Потому что нам не плевать на героев, потому что здесь им грозит реальная опасность, потому что нас убедили в реальности этого мира и теперь это не выглядит абсурдным. 

Это все я объясняю для тех, кто раздумывает, браться ли вообще за трилогию. Это редкий алмаз в куче дорогих голливудских франшиз, выглядящих беспомощными и пустыми в сравнении. Но что насчет конкретно третьего фильма?

Критики почти единогласно признали его отличным завершением трилогии, большинство посчитало его лучшим. Я считаю, что фильм получился достойным, он и впрямь отлично завершает историю Цезаря, но вот с «лучшим» я бы поспорил. Это хорошее кино, которое приятно смотреть и нельзя сказать, что хоть один из расхваленных достоинств франшизы тут оступился и просел по сравнению с прошлыми частями.

Энди Серкис по-прежнему впечатляет, графика потрясает еще больше, чем в предыдущих фильмах, особенно крупные планы, серьезная проработка сюжета и смыслового, идейного пласта тоже держит планку. И все же, в чем-то «Война» уступает предшественникам.

Во-первых, первые два фильма радикально отличались друг от друга. Первый был очень личной, камерной историей Цезаря и его друга/наставника/хозяина, создателя той самой сыворотки, да и дело происходило во вполне привычном нам мире. Второй же уже показывал нам постапокалипсис, человечество на грани вымирания от вируса, раскрывал конфликт племени обезьян с группой выживших людей. Триквел же не находит какой-то радикально новой темы, это снова конфликт с людьми в том же мире постапокалипсиса. Правда, не с более-менее мирной колонией выживших, а с военной группировкой.

Отличия есть – в «Революции» люди еще не сталкивались с говорящими обезьянами и были шокированы этой встречей, в «Войне» же солдаты не только в курсе ситуации, но и целенаправленно охотятся на приматов, больше того – на Цезаря в частности. В их рядах воюют не только люди, но и обезьяны-изменники, сторонники Кобы, предавшие Цезаря и ушедшие служить людям кто из страха наказания за отступничество, кто из желания отомстить герою Серкиса, кто из-за уверенности, что люди все равно победят и разумнее заслужить их благосклонность уже сейчас.

И все же, тематически этот фильм довольно близок к «Войне». Да, сложно было бы найти что-то радикально новое в третий раз, но это все же бросается в глаза.

Второй минус – это появление безусловного злодея. Первые две картины максимально сохраняли нейтралитет. Кобу или лидера колонистов, которые противодействовали Цезарю, все равно можно было понять, даже занять их сторону. Кто виноват, кто прав, кто больше заслуживает нашего сочувствия – все это оставалось открытым для интерпретации.

Здесь же Полковник и его люди показаны откровенными скотами. Да, их мотивацию можно понять, но в средствах они заходят так далеко, что шанс на симпатию другой стороне попросту испаряется. Этот конфликт более плоский, упрощенный, что непривычно для данной линейки фильмов.

Третье – это снова вторичность, но уже не по отношению к своей собственной франшизе, а общая. Создатели фильма рассказывали, как попросили у студии кинозал и сели смотреть десятки картин подряд, набираясь вдохновения – и это чувствуется. «Война» будто соткана из разных вечных сюжетов и конкретных отсылок к классике кинематографа.

Сошедший с ума бритоголовый Полковник, произносящий монологи из полумрака, вертолеты в небе – все это не может не вызывать в памяти «Апокалипсис сегодня», а для тех, кто не понял намека, на стене в фильме мелькает огромная надпись «Ape-pocalypse NOW!!!» (обезьянопокалипсис сегодня!). 

Солдаты здесь называют обезьян «Конгами», намекая больше на Вьетконг из фильма Копполы, чем на Кинг-Конга. Признавал режиссер и заимствования из «Джоси Уэйлс – человек вне закона», «Мост через реку Квай» и «Большого побега».

Аллюзии – это не плохо само по себе, но здесь заемных кусков слишком много, настолько, что свое собственное становится все меньше заметно. Если первые две части показывали то, что нужно было показать, чего нельзя было не коснуться в саге о превращении Земли в Планету Обезьян, то история триквела выглядит почти лишней главой, не рассказывающей ничего принципиально нового и важного. 

Легкие спойлеры

Много тут и библейских отсылок. Цезаря привязывают к кресту, а затем, он, как Моисей, просит отпустить его народ или хотя бы дать воды и еды, а позже и вовсе переводит своих обезьян через пустыню. Заповеди «Обезьяны вместе сильны» и «Обезьяна не убьет обезьяну» были буквально высечены на скале в их старом поселке, Цезарь же дал им и символ (окно его чердака – чертовски сильный и умный образ) и жест, который вселяет в них веру – сложенные кулаки, держащие воображаемые прутья, которые можно сломать по одному, но не вместе.

Параллель с евреями усиливается и за счет концлагеря и рабского труда обезьян. Тут уже не только египтяне, но и нацисты просматриваются, под этот образ людей Полковника подводили и сценами с «мотивационными построениями», где их накручивали пропагандой и кричалками, и довольно фашистским образом мысли самого лидера.

Конец спойлеров

Безусловно, моральная дилемма фильма для франшизы новая и по-своему ценная. Цезарь подвергается жесточайшему испытанию жаждой мести, и последствия у этого оказываются кошмарные. Дело не в том, что «подумал о мысли – согрешил», Цезарь необходим обезьянам как лидер, и стоило ему ненадолго отвлечься от своей миссии ради мести, племя оказалось на грани вымирания. Эта линия действительно интересно проработана и раскрыта. Страх Цезаря, что он превращается в Кобу, отлично вписывается в историю всей саги, но все же сказать, что эта линия – достаточная причина для создания третьего фильма, я не могу.

Сюжетно мы тоже видим совершенно иную ситуацию, свежую и интересную, тематически это все уже походит на совсем другие истории. Это фильм о рабстве, концлагерях и фашизме, а не тот эпик про войну двух армий, что нам пытались продать в трейлерах. Многие, поверившие роликам, придут на совершенно другой фильм.

И все же, «Война» чувствуется продолжением «Революции», а не отдельной важной главой, послесловием, раздутым эпилогом. 

Перед тем, как перейти к итогам, я хотел обратить внимание на названия фильмов новой трилогии – на мой взгляд они вышли до смехотворного неудачными, что в оригинале, что в локализации. Смотрите:

    Rise of the Planet of the Apes (2011) Восстание планеты обезьян Dawn of the Planet of the Apes (2014) Планета обезьян: Революция War for the Planet of the Apes (2017) Планета обезьян: Война

Во-первых, в английских названиях первых двух фильмов используется громоздкая конструкция с двойным «of the», что само по себе смотрится дико. Второе – дословно они переводятся как «восход планеты обезьян» и «заря планеты обезьян», что вообще одно и то же. Не логичнее ли было назвать второй фильм «Полднем планеты обезьян»? Или вообще оставить первому фильму одно из многочисленных вариантов тайтла, которые создатели позже отбросили: «Цезарь: Восстание обезьян»? Просто там не было ключевого словосочетания, дающего понять, что это часть старой франшизы, и это оказалось важнее.

Третий фильм тоже назван странно. Войны в нем как таковой нет, войны обезьян и людей было больше во втором и даже в первом фильме, им это слово в названии подошло бы и то больше.

С переводами тоже не все гладко. Локализаторы добавили второму фильму слово «Революция», которого в оригинале нигде не было, но опять же, революцией логичнее было назвать первый или третий фильмы. Да, во второй части восстает и устраивает переворот Коба, но мы то ждем восстания обезьян против людей, а это относилось к открывающей и завершающей части трилогии в наибольшей степени. И опять же, восстание и революция – одно и то же, у локализаторов каким-то чудом получилось наступить на те же грабли, что и у создателей фильма, но абсолютно в другом месте. Слова совершенно другие, но так же выходит повтор.

Короче, я бы расставил слова совсем в другом порядке: Революция, Война, Восход (потому что именно финал знаменует конец переходного периода и зарю новой эры). 

Итог

«Война» однозначно хороший фильм, проигрывает она только в контексте всей великолепной трилогии и завышенных ею ожиданий, но даже в этом контексте смотрится впечатляюще и не разочаровывает. Фильм потрясающе красиво снят (все эти зимние пейзажи, выбор живописных локаций, талантливая синематография), а достоинства, которые я расписывал в начале: актерская игра, невероятная графика, эмоциональная глубина, непривычная для современных блокбастеров связность – все это здесь проявляется не слабее, чем в предыдущих частях и все так же восхищает.

Может, это и не лучший фильм трилогии, он уступает в оригинальности и уникальности, но он держит общую планку – ему просто не удалось поднять ее еще выше, но требовать этого от франшизы, сумевшей сделать правильно столько вещей, которые просто обязаны были провалиться, вряд ли разумно.

Это умный блокбастер, мы такие видим крайне редко. Это хорошая фантастика, ее тоже мало. Но для меня главное, что эта трилогия дает нам проработанных персонажей и умеет их раскрывать, не просто влюблять в них, а впечатлять их мыслями, позицией, решениями.

Со зрелищностью у фильма тоже порядок, правда самые шикарные сцены он, в традиции франшизы, приберегает на самый конец. Впрочем, и открывающая сцена фильма здесь тоже запоминается надолго. И все же, «Война», как и вся трилогия приквелов – это не те фильмы, на которые стоит идти ради экшена. Они ценны другим и, если вас интересует исключительно взрывы и перестрелки, лучше выбрать что-то еще. 

Больше о «Планете обезьян»: Новости:

Статьи:

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также