Рецензия на фильм «Счастливого дня смерти»

Рецензия на фильм «Счастливого дня смерти»

7 декабря в российских кинотеатрах состоится премьера «Счастливого дня смерти», запоздавшего подросткового триллера, в США вышедшего еще кхэллоуинским праздникам. Нам удалось посмотреть фильм заранее. Рассказываем, что представляет собой этот смелый микс «Дня сурка» с хоррором, и почему главному сценаристу и режиссеру одной из частей «Паранормальных явлений» Кристоферу Лэндону в случае с Happy Death Day удалось снять не идеальное, но жутко развлекательное кино.

Blumhouse Productions, пожалуй, одна из немногих современных кинокомпаний, которая умеет превращать грязь в золото. «Философским камнем» студии стали хорроры — дешевые слэшеры и фильмы о привидениях, сборы которых обычно почти в 20 раз превышают затраченные на съемках средства. Так, еще в 2009–2011 годах были выпущены три части «Паранормальных явлений» с общим бюджетом не более 5 $ млн. долларов и прибылью под две сотни миллионов с каждого фильма.

Из последних примеров: нашумевший триллер «Прочь» (из 4.5 $ млн. выручили 250 $ млн.) и «Сплит» с Макэвоем (9 $ млн. принесли почти 280 $ млн.), отработанные по той же модели.

«Счастливого дня смерти» продолжает эту тенденцию. В этот раз Blumhouse скрещивают «Крик» с «Днем сурка», предлагая зрителю мелодраму с элементами фантастики, оформленную в духе классического подросткового слэшера.

Главная героиня тут Три (Джессика Рот) — «королева колледжа», которая постоянно пропадает на вечеринках, спит с молодыми преподавателями и в принципе смотрит на всех окружающих свысока. В начале фильма она просыпается в общажной комнате гиковатого студента Картера (Израэль Бруссар), с которым чуть было не переспала после бурной ночи в честь своего дня рождения. Все идет своим чередом, но этим же вечером Три спонтанно убивает неизвестный человек в маске. Однако вместо загробной жизни героиня попадает во временную петлю, где каждый раз вынуждена переживать один и тот же «день смерти» — до тех пор, пока не вычислит своего убийцу!

Если честно, «Счастливого дня смерти» — один из из самых качественных хорроров уходящего года. Фильм неспроста произвел фурор в Штатах. Как и «Прочь», он впечатляет нестандартным подходом к уже давно исчерпавшим себя идеям, при этом заключая их в не менее колоритную визуальную оболочку (что не удивительно, ведь и над той, и над другой картиной работала одна съемочная группа).

У ленты можно выделить всего два минуса. Первый — слишком детский для нормальных хорроров возрастной рейтинг (об этом ниже), который может настроить зрителя не на тот фильм, который ему покажут. Второй — скомканная развязка, которая больше разочаровывает, нежели удовлетворяет долгожданным разоблачением убийцы. В остальном это очень легкое и незаурядное кино, которому удалось найти баланс между криповатым триллером и трогательной комедией, при этом не скатываясь в излишнюю подростковость.

Наблюдать за событиями «Счастливого дня смерти» действительно интересно — фильм не держит зрителя в постоянном напряжении, но и заскучать тоже не дает. Каждый переживаемый Три день — это динамичная нарезка сцен, в которой героиня всеми способами пытается избежать своей участи: она то баррикадирует комнаты, то следит за потенциальными убийцами в надежде предотвратить нападение в будущем.

Во многом лента копирует «День сурка» — те же никак не объясненная сценаристами временная петля и общая идея ежедневного самосовершенствования главной героини. Но идея переиздать знакомую историю в хоррор-обложке по меньшей мере интригует (переиздали же «День сурка» как фантастику с «Гранью будущего»). Да, тут есть уклон в уже давно приевшуюся мораль с «познанием» себя, и попытки Три эволюционировать из надменной эгоистки в хорошего человека, но все это кажется побочным.

Основная же суть фильма кроется непосредственно в различных вариациях смерти и комичных попытках главной героини изменить свою судьбу.

Другой выразительной чертой «Счастливого дня смерти» стала реализация. Так же как и в «Прочь», события фильма разворачиваются всего на нескольких локациях, отчего Лэндон постарался выжать максимум из каждой сцены. На протяжении всего хронометража картина не перестает радовать глаз, а за счет игры с монтажом и камерой почти каждое убийство походит на небольшое сюрреалистическое шоу.

Если добавить к этому несколько попсовых треков (тут можно услышать таких исполнителей, как Sir Sly, Demi Lovato, 50 Cent) и выразительную актерскую игру, то в плане подачи материала «Счастливого дня смерти» действительно покажется идеальным лайтовым фильмом уик-енда.

Кстати, Джессика Рот и впрямь вытянула на себе большую часть ленты, хотя до этого актрисе доставались в основном второстепенные роли. Практически все экранное время отводится главной героине, и это одно из главных преимуществ фильма. Крики, ухмылки, подмигивания… в «Счастливом дне смерти» превалируют крупные планы, однако за полтора часа (да, фильм относительно короткий) Рот умудрилась ни разу не сфальшивить. Три не ощущается как типичная для слэшеров визжащая кукла, которая только и может, что раз за разом умирать. Напротив, это живой (несмотря ни на что) персонаж, которого ни на секунду не хочется оставлять без внимания.

И все же у фильма есть ряд проблем, которые могут подпортить впечатление от просмотра. Самая главная — это мизерное количество крови, что в корне расходится с представлением о жанре слэшеров как таковом. Более того, все убийства происходят быстро (но эффектно!), а хоррор-составляющая вовсе ограничивается одними «скримерами» и нагнетающим саспенс саундтреком.

Все дело в том, что только в России «Счастливого дня смерти» вышел под маркой 18+. За рубежом стоит ограничение всего 13+, из-за чего фильм лишился своих главных козырей.

Однако в таком ходе есть и свой плюс — отсутствие посредственного пошлого юмора, который так любят использовать в подобном жанре (речь и о хоррорах, и о подростковых комедиях). Тут есть несколько добротных шуток и забавных моментов, но планку фильм не роняет — все в пределах нормы, без каких-либо неловких сцен. А рассмешить ему удается и без всяких грязных приемов: хотя бы при помощи той же мимики главной героини, или каноничных нелепых фраз с недосказанностями.

Вторая проблема «Счастливого дня смерти» — неоднозначный сюжетный твист. Спойлеров не будет, однако стоит знать лишь одно — концовка, а точнее лицо за маской, вас наверняка разочарует. Это единственная деталь фильма, которую просто не продумали до конца и подали в сыром виде, перемудрив с главным «неожиданным» поворотом.

И если прошлый минус был добавлен в угоду публике (как-никак Хэллоуин — семейный и, по большей части, детский праздник), то этот — явный прокол сценаристов.

Так чем же тогда фильм про убийцу с плохим убийцей, да еще и почти без крови, может понравиться зрителю? «Счастливому дню смерти» удается подать себя так, чтобы вы этот фильм точно запомнили — а также остались под приятным впечатлением после выхода из зала.

Лента идет недолго, но все это время Лэндон буквально тащит нас в самую гущу событий, отчего фильм смотрится на одном дыхании.

Картина берет все самое лучшее из прошловековой хоррор-классики вроде «Хэллоуина» и «Крика», но подает это в совершенно иной, неожиданной форме.

Основную роль играет кивок в сторону «Дня сурка», идея которого послужила идеальным образцом для создания необычного слэшера.

«Счастливого дня смерти» — это тот случай, когда способ подачи истории представлен в разы лучше самой истории. Лэндону удалось провести эксперимент, который на первый взгляд выглядел заведомо провальным, но вместе с тем и довольно заманчивым.

Режиссер-сценарист совместил миловидную классическую драму с подростковым триллером, заменив уютный город из «Дня сурка» студенческим кампусом, а самого сурка — киллером в маске. И хотя кому-то такой расклад покажется чересчур авантюрным, фильму все равно удается справиться со своей главной задачей — развлечь, немного напугать и рассмешить зрителя.

Эксперимент можно с уверенностью назвать удавшимся.

Больше о хоррорах на «Канобу»:

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также