И почему эта игра является одной из лучших за последнее время?
Немного рассуждений
Жанр интерактивного кино уже давно закрепился в игровой индустрии. Если еще каких-то 10 лет назад, такие проекты как: Heavy Rain от Quantic Dreams обсуждались игроками и журналистами как нечто новое и инновационное, то вышедший в 2018 году Detroit: Become Human, созданный той же командой разработчиков, уже не казался потребителям и критикам чем-то революционным. За десять лет пользователи успели насытиться проектами, где от игрока требуется минимум геймплейных усилий, для получения максимума сюжетного контента.
Поэтому, нет ничего удивительного в том, что сейчас, после своего бурного подъема, жанр интерактивного кино испытывает резкий спад, соблюдая все законы стандартной модели развития. Telltale Games объявляет о своем закрытии, Sony не продлевает контракт с вышеупомянутыми Quantic Dream, а сама студия Девида Кейджа (основатель и генеральный директор Quantic Dream) выносит на публику заявление о желании создать игру, совершенно противоположную тем, что его команда делала ранее.
Подтверждением моих слов может послужить феномен популярности серии Dark Souls и ее клонов. Геймерам надоело смотреть кино — теперь на первый план выходит геймплей.
Тем страннее, на фоне описанных мною умозаключений, выглядит выпуск Erica — нового эксклюзива для PlayStation 4 в жанре интерактивного кино, под издательством самой Sony. Так ли она хороша? Почему я считаю ее одной из лучших в 2019 году? Давайте разбираться.
Что такое FMV и с чем его едят?
В далекие 90-е, когда игровые платформы только-только начинали пополнять свой арсенал наличием CD-ROM, в играх стали появляться кат-сцены с живыми актерами в главной роли (например, знаменитая серия Command & Conquer активно использовала этот прием). С развитием технологий видеовставки получили свое отдельное название — Full Motion Video (FMV).
Разработчики Erica пошли дальше и сделали всю игру, используя FMV. Да, идея не нова. Например, в 1983 году выходил знаменитый Dragon’s Lair, а в 2000-х несколько игр серии «Рандеву с незнакомкой». Но первая игра представляла из себя проект, в основе которого был мультфильм, а вторая являлась тем еще ширпотребом, рассчитанным на не зрелую аудиторию, интерес которой только начинал склоняться к противоположному полу. Да и выходили упомянутые игры очень давно.
Есть конечно примеры и посвежее: Her Story, The Bunker, Late Shift и другие. Именно эти игры вместе с Erica сейчас выступают чуть ли не в роли родоначальников переосмысленного жанра интерактивного кино, основанного на FMV, но у Erica есть одно отличие, благодаря которому, игра заметно выделяется среди своих аналогов, но о нем я расскажу чуть позже.
Сюжет
В центре сюжета история молодой девушки по имени Эрика. Отец героини стал жертвой таинственного культа фанатиков и был убит на глазах у своей дочери, когда та была еще совсем ребенком.
События, произошедшие в далеком прошлом, несомненно сказываются на психическом состоянии главной героини и навсегда оставляют след в жизни Эрики.
Спустя годы, на пороге своей квартиры, девушка обнаруживает руку незнакомца, являющегося старым приятелем ее отца.
Под предлогом безопасности Эрику, вместе с детективом полиции, отправляют в психиатрическую лечебницу, сооснователем которой является отец девушки. Героям предстоит разгадать клубок таинственных событий и выявить личность и мотивы убийцы.
Не игра, а кино какое-то
Нужно понимать, что в Erica вы являетесь наблюдателем, которому иногда позволяют вмешаться в череду запутанных событий и принять то или иное решение, которое так или иначе повлияет на развитие сюжета в будущем. Часто ли вы смотрели кино и думали: «Почему персонаж поступил именно так, а не по-другому? Ведь все бы могло развернуться иначе!»
Erica полностью компенсирует этот недостаток просмотра кино и позволяет взять бразды правления историей в свои руки. Точнее не так. Игра вежливо предлагает вам варианты действий, а вы выбираете наиболее предпочтительный в данный момент времени.
К большому разочарованию, ваш выбор практически никак не повлияет на будущий сюжет игры. Максимум, что вас будет ожидать — незначительные расхождения в истории. Банальный пример: услышали шум на первом этаже здания? Игра мило предоставляет право выбора: спуститься вниз и посмотреть что случилось или выскочить в окно и сбежать куда глаза глядят. Вы выбираете второе и… ничего не происходит. Главная героиня отказывается сбегать, ссылаясь на то, что затея выглядит бесперспективной, так как за окном второй этаж и очень высоко. Игра искажает оценку ваших действий, предоставляя мнимое право выбора.
За историей интересно следить
Но стоит отметить, что во время игры мы практически не ощущаем упомянутый выше эффект искажения, мы погружены в историю. Достигается это за счет грамотной операторской работы и отличной игрой актеров (точнее некоторых актеров). Видно, что съемочная команда выжала из имеющегося небольшого бюджета все соки, проявив стремление к созданию отличного триллера. Мягкое освещение, ракурсы камеры, плавные переходы и интересные декорации полностью искупают экономическую скромность проекта.
Немалую роль на погружении оказывают интерактивные элементы игры. Они тонко вплетены в происходящее и практически незаметно сменяются с видеорядом.
Не передать словами какое огромное удовольствие я получал от процесса открытия и закрытия зажигалки в самом начале игры. Прям чувствуешь как железный массивный аксессуар находится у тебя в руках.
Актеры второго плана отыгрывают свои роли просто замечательно. Ведут себя так, как и полагается прописанным им персонажам (благо, что ключевые особенности характера каждого раскрываются перед игроком за скромные полтора часа прохождения и игроку удается собрать их в отдельный портрет).
Чего не скажешь об актрисе Холли Эрл, играющую роль главной героини. В ходе игры меня не раз посещала мысль, что это новая Кристен Стюарт, не меньше. Вечно испуганные ничего не понимающие глаза и слегка приоткрытый от страха рот. Да, я понимаю, что для героини шок быть свидетелем происходящего и чувство немого страха Холли Эрл отыгрывает великолепно, но хочется спросить: «Где остальные эмоции?»
Пробежала толпа людей в белых балахонах — открытый рот и широкие испуганные глаза, героиня обнаружила конечности убитого человека — та же самая мимика, у девушки умер отец — попробуйте догадаться, что на лице актрисы? Правильно! Глаза и рот. Такой вы будете видеть девушку на протяжении всей игры. Я не знаю кто был инициатором такой актерской игры (сама актриса или режиссер), но выглядит она ужасно.
Саундтрек — просто песня!
Саундтрек в любой игре имеет далеко не последнее значение. Еще больше он важен именно здесь, в триллере, где с помощью мелодии нужно подчеркнуть и передать все тревожные и знаковые моменты.
Музыку для Erica написал небезызвестный Остин Уинтори, прославившийся композициями для The Banner Saga и Journey. И нужно сказать, что композитор справился на все двести процентов. Легкие, слегка тревожащие душу переборы, создают нужный тон для погружения в мистический, полный тайн и загадок, мир Erica.
По-правде говоря, некоторые треки из игры можно без стеснения переслушивать в плеере, в отрыве от самого проекта.
Управление
Отдельного упоминания заслуживает управление. В игре оно доступно в двух вариантах: с помощью геймпада (а точнее его тач-панели) и технологии PlayLink, задействующей специальное приложение на вашем смартфоне.
Я категорически не рекомендую проходить игру на геймпаде. Первое свое прохождение я осуществлял именно на Dualshock. Несколько раз за игру мне банально не хватало площади поверхности тач-панели для осуществления тех или иных действий. Приходилось несколько раз перемещать свой палец снизу вверх для достижения поставленной цели. На смартфоне такой проблемы не наблюдалось. Да и сам процесс, отображающийся на экране, выглядит куда плавнее, если вы используете экран своего телефона.
Очень грустно было осознать, что несмотря на поддержку PlayLink, разработчики не добавили в игру локальный кооператив, как это было реализовано в той же Hidden Agenda. Думаю, что все бы только выиграли от наличия такого дополнения в игре.
Выводы
Проект тяжело назвать игрой в привычном понимании этого слова. Формулировка интерактивное кино подходит для Erica куда больше, чем для других проектов. При чем от кинематографа здесь больше, чем интерактива (продается игра тоже, скорее по цене фильма, чем по цене игры — 599 рублей в России и 9,99$ на западе). Erica откровенно средняя по всем аспектам, за исключением, пожалуй, саундтрека. При всем этом, игру тяжело журить за какие-либо огрехи. Подобное в игровой индустрии встречается редко.
Для геймеров со стажем Erica — это небольшое развлечение на вечер, с пивом после работы. В Erica вы не найдете ничего, что может зацепить вас на долгое время. Ну разве что платина, которая выбивается довольно легко, несмотря на минимум 6 прохождений. Для нас, геймеров, Erica не представляет большой ценности.
Однако для игроков, которые только-только начинают свой путь в мир видеоигр, Erica производит неимоверное впечатление. Моя девушка несколько раз с удовольствием перепрошла Erica, а после попросила рекомендации похожих игр (глядишь, придет время и мне придется покупать вторую приставку для совместной игры в какую-нибудь Destiny 2 или Rainbow Six: Siege).
Erica выступает точкой входа в мир видеоигр для новичков. Для таких, как моя вторая половинка, Erica — это лучшая игра 2019 года, а простое управление с помощью смартфона выгодно отличает Erica от других представителей данного жанра.