На часах — семь утра, а на экране передо мной разворачивается настоящая драма. Три фракции с разных уголков галактики грызутся между собой за центр карты, в то время четвертая сидит себе в рукаве и ничего не делает. Я уже предвкушал, как мой флот вдребезги разнесет все вражеские укрепления, но внезапно получил сообщение о поражении. Оказывается, та самая четвертая фракция копила себе деньги, никого не трогала и заработала экономическую победу. Вздохнув, я вышел в меню, нажал «Новая игра», и перед стартом отключил эту самую экономическую победу к черту.
Endless Space 2 вкратце можно охарактеризовать примерно так — взяли механику оригинала, докрутили дополнительных деталей, перевели игру на новый движок и получилось хорошо. Это еще принято называть правильным сиквелом.
Фанаты первой части освоятся в продолжении буквально за минуты — из действительно серьезных изменений тут, пожалуй, только интерфейс, который поначалу кажется очень уж громоздким.
В остальном же этот все тот же чудовищный пылесос вашего свободного (и не очень) времени, которому никогда не хватит «пары часиков вечерком».
Из первой части перекочевал не только весь костяк геймплея, но и четыре фракции. Еще четыре — новички, причем, как и полагается, каждая фракция умеет что-то свое. Софоны, например, как и в первой части способны очень быстро изучать технологии. Имперцы научились покупать технологические улучшения за очки влияния. Из новичков же особо стоит отметить властелинов времени (riftborn в оригинале) и несгибаемых (unfallen). Первые умеют ускорять и замедлять время, но не могут размножаться, потому что они роботы, а вторые — разумные растения, которые расселяются по галактике путем оплетения систем энергетическими лозами.
Тут стоит отдать разработчикам должное — все фракции в Endless Space 2 действительно выглядят и играются по-разному, тогда как в первой части они друг от друга почти не отличались. Пара-тройка разных технологий — не в счет, а Гармонию вообще только в аддоне добавили.
Кроме внешних отличий и набора уникальных технологий у фракций теперь есть и небольшая сюжетная линия, помогающая освоиться с игрой и получить разных полезных вещичек.
Помимо сюжетных квестов, в галактике встречается и бесчисленное множество небольших заданий — от исследования всяких аномалий до разборок с таинственной Академией. Да и разного рода малые фракции добавили — в них, к слову, записали и часть фракций из первой части, вроде амеб и пилигримов. Это все наконец-то делает вселенную игры куда более живой и насыщенной.
Геймплейно игра почти не изменилась — вы исследуете системы, колонизуете самые перспективные, параллельно изучая различные технологии, которые помогут вашему обществу развиваться. А вот разного рода деталей добавилось немало. Помимо уже упомянутых выше заданий, разработчики доделали торговую систему, немного переработали конструктор кораблей, а также изменили древо технологий. Если раньше у вас было просто четыре ветки с технологиями, то теперь эти ветки разбиты на эпохи — пока вы не исследуете определенное количество технологий одной эпохи, в следующую вас не пустят. Это несколько замедляет развитие, и вынуждает брать «улучшения», которые вам в общем-то и не нужны, просто чтобы открыть путь к нужной технологии. В первой части такого безобразия не было — что хочешь, то и изучай.
Кроме этого, в игру ввели полноценную правительственную систему. Отныне у вас есть шесть политических партий, каждая со своим взглядом на окружающий мир, и каждая регулярно будут мучить вас своими запросами. А раз в двадцать лет вам и вовсе придется переживать выборы.
Партии вводят уникальные законы, которые можно принимать, тратя очки влияния. И законы эти действительно полезны — бонусы к науке, производству или скорости постройки кораблей вряд ли кому-то могут помешать. Ну, разумеется, если у вас хватает влияния. В партиях, кстати, теперь состоят и герои, причем если они представляет партию в сенате, то некоторые их умения приносят большую пользу всему государству. Поэтому старайтесь делать так, чтобы ваши герои принадлежали к правящим партиям — или продвигайте их партии в сенат. Тут уж как вам будет удобнее.
И должен отметить, что идея с сенатом — весьма здравая. Законы сильно упрощают жизнь, особенно на поздних этапах игры, когда очки влияния просто некуда девать. Да и выглядит это логично — в первой части за всю империю отдувался всего один человек (собственно, игрок), что было как-то странно.
А вот с торговлей разработчики немного оплошали. Даже несмотря на то, что она тоже стала куда более логичной, чем в предыдущей части. Теперь вам нужно строить штаб-квартиры для торговых домов, нанимать грузовые корабли и прокладывать маршруты. Раньше, напомню, это было реализовано несколько проще — построил в каждой системе по несколько улучшений для торговли и сиди себе жди, пока не найдется торговый партнер.
Беда в том, что в определенный момент эти торговые дома начинают приносить какую-то совершенно запредельную прибыль. Шутка ли — всего три торговых компании, построенные при этом в совершенно случайных системах, к 200 ходу приносили мне около ста тысяч Пыли (местные деньги) в ход, Для сравнения — мои десять систем в то же время приносили мне только полторы тысячи. Да, это все с учетом торговли между двумя империями, но все же.
А если вам и этого мало — во второй части появился и полноценный галактический рынок, где вы можете покупать и продавать различные ресурсы. Нет денег? Не беда, продаете пару сотен единиц титана из ваших запасов, и вы — миллионер. Потому-то я и советую всем отключать экономическую победу — по крайней мере, пока разработчики не доработают баланс торговли.
Впрочем, чтобы было чем — и с кем — торговать, нужно исследовать и заселять галактику, а это процесс долгий. В отличие от первой части, в Endless Space 2 системы не просто так висят в космосе — теперь в них есть куча аномалий, которые стоит исследовать перед колонизацией. И произойти может всякое. Вы можете, например, узнать о том, что на планете есть месторождение редкого ресурса. А может случиться так, что вы наткнетесь на планетарную аномалию. Еще можно найти технологию, пиратов, и даже небольшую линейку квестов. Или все сразу — в общем, тут уж как повезет.
Да, в первой части при прилете в новую систему вы тоже вызывали какое-нибудь случайное событие, но оно было одно (а не шесть-восемь штук), да и разнообразием они не блистали. Проблема у обновленной механики одна — чтобы полностью изучить ту или иную систему, в оригинальной Endless Space не приходилось брать одну из финальных технологий в научной ветке. А тут без этого не обойтись.
Основав в системе колонию, вам придется отстраивать ее с нуля. Колонии развиваются медленно, особенно на начальных этапах, поэтому самые первые системные сооружения лучше покупать за Пыль — разумеется, если вы изучили соответствующую технологию и не испытываете проблем с финансами. В противном случае процесс колонизации хотя бы пары-тройки систем и их развития до приемлемого уровня растянется у вас на пару-тройку часов. И, кстати, не забывайте, что все планеты сходу колонизовать тоже не получится — для части из них требуется изучения специальных технологий.
Да и превратить безжизненные булыжники, покрытые лавой, в нормальные планеты — тоже дело не пяти минут. Короче говоря, быстро захватить всю галактику, разослав куда глаза глядят колониальные корабли у вас не выйдет — лучше даже не пытайтесь. Впрочем, оригинал тоже не позволял захватить всю галактику за первые пятьдесят ходов, так что тут ничего толком и не поменялось. Разве что типов планет стало больше.
Да и соседи явно будут недовольны таким положением дел и, скорее всего, на вас обидятся. А обиды в Endless Space 2 обычно приводят к затяжному военному конфликту, так как помириться с враждебно настроенным компьютерным оппонентом — дорого и невыгодно.
В плане боевой системы игра фактически не изменилась — вы все так же собираете свой флот, отправляете его навстречу врагам, да выбираете перед началом боя выгодную вам тактику. На этом ваше участие в боях и заканчивается — остается только наблюдать за тем, как корабли потрошат друг друга.
Единственное серьезное различие между первой и второй частью — полноценные наземные сражения, которые, впрочем, проходят по той же схеме. Ну, а для тех, кто не желает тратить свое драгоценное время на военную зачистку очередного космического булыжника, в игре предусмотрено оружие судного дня, которое позволяет разносить планеты в клочья. Стоимость у него, впрочем, соответствующая, да и корабль этот получается безоружным — вместе с пушкой судного дня другое оружие установить невозможно. Так что это большой вопрос, нужен ли вам вообще такой корабль.
Увы, но из первой части (и дополнения к ней) в сиквел переехали не все удачные решения. Например, создатели выкинули введенные в дополнении чудеса Вечных, которые можно было находить в различных системах. Точнее, не выкинули, а переработали, да так, что их теперь не узнать. Во-первых, их стало сильно меньше. Во-вторых, их теперь надо строить самостоятельно, на манер чудес света из какой-нибудь Civilization. Конечно, вы можете сказать что в игру добавили большое количество уникальных планет, вот только толку-то от них по сути дела никакого — другая текстура да чуть измененное производство.
В общем, это разработчики зря. Чудеса, конечно, давали внушительные бонусы, только вот для их восстановления приходилось немало потратить — как времени, так и средств.
А вот с технической точки зрения у Endless Space 2 все хорошо — графика выглядит куда лучше, чем в первой части. Да и оптимизация очень даже хороша… пока вы не доходите хода эдак до двухсотого, где начинаются неприятные фризы (особенно на больших картах).
Иногда все же встречаются очень обидные баги — скажем, пол-игры я по какой-то причине не мог добывать базовый ресурс, гиперий, несмотря на то что у меня в распоряжении было три планеты с ним, плюс была выучена нужная технология.
Пару раз встречалась и бесконечная прокрутка хода, которую можно было вылечить только перезаходом в игру. Впрочем, никаких фатальных багов и вылетов на рабочий стол я не заметил, а мелкие косяки, я надеюсь, разработчики оперативно решат.
А еще у Endless Space 2 есть две проблемы, которые, впрочем, я назвал бы проблемой всего жанра. Во-первых — сильно «провисающая» середина игры, когда вы только и делаете, что рассылаете колонизаторов по галактике да наращиваете военную мощь. Во-вторых — интерфейс, в котором неподготовленный человек не просто ногу сломает — он там заблудится и умрет с голоду.
Поэтому всем новичкам я очень советую первую игру-две не отключать всплывающие подсказки — так будет спокойнее.
Endless Space 2 — очень хорошая космическая стратегия, достойное продолжение первой части. Смешав Endless Space и Endless Legend, разработчики из Amplitude создали отличную игру, в которой не стыдно провести пять-десять часов разом, а потом регулярно прибегать обратно за новыми партиями. Остается надеяться, что SEGA (издатель игры) не заставит разработчиков выпускать миллион мелких (и бесполезных) дополнений — тогда Amplitude сможет сфокусироваться на создании по настоящему качественных и больших контентных обновлений. Если вы любите 4Х-стратегии, то даже не сомневайтесь — играйте в Endless Space 2.
Источник