Dishonored 2 закончилась, закрыв наконец историю Корво и Эмили, но их ли сюжетная ветка была центральной в серии? Нет-нет, главные герои этой вселенной все время были где-то рядом, но редко выходили из тени. Dishonored — это грустный рассказ о Дауде и Чужом. О беспризорном мальчишке, невольно ставшим убийцей, переворачивающим мир с ног на голову, и боге, который мечтает избавиться от собственных сил. Death of the Outsider ставит точку в этой истории — прежним мир Dishonored уже не будет.
Death of the Outsider — это аддон вроде недавней Uncharted: The Lost Legacy. Приключения Хлои Фрейзер никак не отличались от Uncharted 4 по механике, не особо затрагивали общий лор серии, но предлагали массу абсолютно новых огромных локаций, а в аддоне для Dishonored все наоборот. Почти.
Уровней здесь всего пять: первый — маленький и обучающий (на нем еще и все способности героини отключены), четвертый — чуть переработанная локации из Dishonored 2, что, конечно, плохо, а последний — огромная и в прямом смысле серая «кишка», скучный скальный лабиринт, набитый врагами.
Только вторая и третья локации выстроены так, как и подобает уровням в Dishonored. К счастью, этого хватает.
Сначала, сразу после обучения, мы посетим небольшой район Карнаки, открытый для исследования: улочки, дома в которые можно залезть, куча неочевидных лазеек — вот за такое мы Dishonored и любим. За свободу, заставляющую без всяких маркеров на карте заглядывать в каждый закоулок и обчищать каждый тайник.
В третьем задании мы вернемся в этот же район, но немного позже — поменяется и обстановка. Но второй раз здесь долго задерживаться не придется, потому что игра поведет нас в банк, огромное многоэтажное здание, в котором заблудиться даже проще, чем на улицах Карнаки — это почти уровень дома Джиндоша из Dishonored 2.
Честно говоря, игре хватило бы этих двух уровней и формата DLC — 2-3 часа концентрированной Dishonored, неужели это хуже десяти часов, размазанных по не самым лучшим уровням?
А вот механика изменилась и заставляет пересматривать отработанные в предыдущих играх тактики. Билли Лерк, в роли которой нам предстоит выступить, меткой чужого не обладает, а потому и набор способностей у нее скромный — всего три навыка, но зато каких!
Самое скучное (но действенное) — она умеет телепортироваться на небольшие расстояния. Но делает она это не как Корво — Билли сначала ставит метку, а уже к ней перемещается.
А вот дальше занятнее: так навык «Сходство» позволяет у любого оглушенного врага «украсть лицо». По факту это недолгая маскировка в духе Hitman. Собственно, на серию Hitman игра и становится немного похожа, если активно пользоваться этим навыком.
Третья же способность заслуживает отдельного абзаца. Она позволяет Билли остановить время и покинуть собственное тело, чтобы в виде духа осмотреть окрестности, пометить предметы и врагов, которые в дальнейшем будут видны даже сквозь стены. Но это еще что — в виде духа тоже разрешено ставить метку, к которой потом можно телепортироваться. Самое хитрое использование игра подсказывает сама — выпрыгиваем из тела, проникаем в здание через, например, вентиляцию, ставим метку за закрытой решеткой и телепортируемся к ней — прямо сквозь решетку. Гениально!
И, разумеется, дизайн локаций учитывает ваши новые трюки, так расставляя врагов и так прокладывая маршруты, чтобы любую ситуацию можно было разрешить с использование новых навыков. Или без них — свободу никто не отменял.
Но учтите, что если вы будете проходить игру не по стелсу и не на высоком уровне сложности — никаких изменений в механике вы и не заметите. Враги будут все такими же тупыми и быстродохнущими. Но мы же понимаем, что Dishonored совсем не слэшер?
И даже новая механика запросто встряхивается после прохождения игры, когда открывается «новая игра +», в которой можно перепройти кампанию, но уже с тремя навыками Корво из Dishonored 2.
В целом получается игра сильнее ориентированная на ваше внимание и аккуратность, здесь сложнее замести следы с помощью сверхъестественных сил, они — инструмент поддержки, а не главное ваше оружие. Поэтому, видимо, энергия, расходуемая на использование навыков, у Билли полностью восполняется сама собой, а прокачка ограничена улучшениями на черном рынке и использованием костяных амулетов. Удивительно, что такой аскетизм Dishonored внезапно идет.
Все эти сухие геймплейные вещи необходимо расписывать, говоря о дополнении. Ведь когда за аддон просят 30 баксов важно знать, оправдывает ли он свою цену — на конкретных цифрах это описывать проще: вот столько-то локаций, вот то-то тут добавили нового. Если же пойти к более абстрактным понятиям, то по моему мнению суть Death of the Outsider все-таки не в локациях и не в механиках — в эту игру стоит играть ради сюжета и ее героев.
В рецензии на Dishonored 2 я описывал вселенную игры как прогнившее и, в какой-то мере, обреченное место. Его холод и безразличие к живому лишь подчеркивался проблесками изящества в архитектуре и интерьерах богатых домов.
Поможет ли такому миру свержение узурпатора и восстановление законной власти? Ради народа ли действовал Корво, или его заботила судьба одной лишь Эмили? Что же, в Death of the Outsider мы видим Карнаку при легитимной власти. Что в ней поменялось? Да ничего. Все тот же произвол «полиции», все та же нищета и грязь, классовое расслоение не уменьшилось ни капли, людей по-прежнему режут прямо в соседнем переулке и даже «Аббатство Обывателей» все так же бесчинствует и самодурствует. Возможно, императрица и пытается что-то с этим делать, наверняка мы знать не можем, но этому миру так просто уже не помочь. Он, как и реальное человечество индустриальной эпохи, должен переболеть сам, пройти через всю эту грязь, через войны, болезни и жестокость — тогда мир либо исцелится, либо погибнет окончательно.
И теперь, когда Чужого больше нет, сложно сказать, какой сценарий вероятнее.
Где-то между этим серым гниющим местом и собственным чувством вины застряла Билли Лерк. В Dishonored 2 она сыграла ключевую роль в освобождении трона от узурпатора, но ранее… Ранее она работала на Дауда, убийцу императрицы, с которого все и началось. А потом она предала его. Билли — человек с настолько тяжелой судьбой, что даже после восхождения Эмили на трон она остается вне закона. Она везде чужая, даже в каюте собственного корабля. Она не может простить себя за все содеянное, но и другим прощать себя тоже не позволяет. Вот с таким персонажем придется себя ассоциировать.
Неудивительно, что ее тянет к Дауду, своему старому наставнику, больному и действительно избитому жизнью человеком. Но никто другой не сможет понять ее, не сможет направить. И разумеется они друг друга находят, теперь их ведет общая цель — убийство Чужого. Дауд искренне верит, что все беды человечества — следствие его «божественной» игры. Он горит этой идеей, а Билли готова взяться за что угодно, лишь бы в ее жизни появился смысл. Это темные персонажи, обреченные на несчастную судьбу, уже пережившие все возможные ужасы — это, к слову, справедливо и для Чужого. Но это и делает их объемными и живыми. А еще великолепная актерская игра, совершенно убитая в русском дубляже — избегайте его.
Чужого в конце не станет. Уйдет существо, вокруг которого крутились все интриги, а мрачный мир Dishonored останется один на один со своими грехами. Идеальный финал для серии, но у нее еще есть будущее. Светлое оно или распад уже не остановить? Надеюсь, это нам еще доведется узнать.
Больше о Dishonored: Death of the Outsider
Источник