Тема американских восьмидесятых активно захватывает медиапространство. Небывалый успех сериала Stranger Things и ремейка «Оно» Андреса Мускетти не дает покоя творцам, а кому-то видится и возможностью легкого заработка. Успех подобного творчества породил спрос на сильных детских персонажей, борющихся против необъяснимого и таинственного зла. Но все новое — хорошо забытое старое: Стивен Кинг написал «Оно» еще в далеком 1986 году — в этот же период вышли фильмы «Балбесы» и «Останься со мной», главными героями которых были друзья-подростки. В ряды вечной классики метит и игра испанской инди-студии Fourattic. Посмотрим, что из этого получилось.
Добро пожаловать в восьмидесятые глазами жителя 2010-х. Новое веяние ворвалось в нашу жизнь, как жанр «королевская битва» ворвался в мультиплеерные шутеры. Скоро и эта мода уйдет. Но пока время прокатиться на поезде ностальгии еще есть — этим и пользуется Crossing Souls, игра от испанской инди-студии Fourattic. Все обязательные атрибуты на месте: своенравная команда подростков, глупые взрослые, ультимативное зло, розовая ретро-гамма и обязательный синти-поп в саундтреке.
Еще немного и, кажется, приедет Хассельхофф на «КИТТе» и увезет вдаль к приключениям.
Завязка истории отчасти перекликается с Кинговской повестью «Тело» и снятым по ее мотивам фильмом «Останься со мной»: группа американских подростков, лес, труп, хулиганы и неминуемые последствия. С одной лишь оговоркой — на трупе герои игры находят таинственный артефакт «Камень Дуата», который в прямом смысле становится источником злоключений друзей и причиной ни много ни мало конца света.
Волшебный камень оказывается дверью в мир мертвых. И, конечно, за ним уже охотятся злые люди в военной форме.
Во главе злых людей в военной форме стоит обремененный идеей мирового господства майор Оу Рус, у которого, как обычно, есть пара злобных помощников — Бронсон и Хартман, они всю игру будут вставлять палки в колеса нашим подросткам. Ученый МакКиттрик из лаборатории майора, чей труп и находит брат главного героя в начале игры, в героическом порыве попытался выкрасть артефакт и отсрочить неминуемую «Войну одного дня».
Но у него, как водится, ничего не получилось и теперь маленький городок Тохуна, штат Калифорния, а по совместительству и весь мир, в огромной опасности. Впрочем, ничего нового.
Стоит заметить, по мере прохождения вы увидите парочку-другую действительно интересных сюжетных поворотов, некоторые и правда могут приятно удивить. Но скажу сразу — никаких откровений, все строго для того, чтобы двигать персонажей вперед.
Всего в команде пять персонажей: Крис, Кевин, Большой Джо, Чарли и Мэтт. У каждого свои способности и характеристики. Многие задачи в игре можно решить только сообща, а кое-где вообще придется записывать решение на листок бумаги. Приятным бонусом в игре идут сторонние задания — это, конечно, не метроидвания, но леденец для восполнения здоровья и достижение дадут.
Кто же у нас в команде и что они умеют:
Крис — безоговорочный лидер. Мастерски орудует отцовской битой и единственный из друзей умеет прыгать и лазать по лестницам и лианам.
Мэтт — мозг команды. Хранит в гараже опасные материалы и изобретает лазерные пушки из подручных средств. Умеет стрелять и пролетать длинные дистанции на реактивных кроссовках. Обуздал энергию «Камня Дуата», засунув его в walkman.
Чарли — любовный интерес Криса, опасная рыжая девчонка из трейлер-парка реднеков. Мастерски орудует скакалкой и передвигается со скоростью молнии. С помощью той же скакалки может перелетать через огромные пропасти. Вжух, и ты на другой стороне!
Большой Джо — добрый малый в баскетбольной форме. Любит своих друзей, покушать и тяжести потягать. Только он может с легкостью передвинуть залежавшийся валун или древнюю плиту в индейской пещере. Танк классический.
Кевин — нашел труп в лесу. Пукает и ест козявки.
Играть всеми пятью детьми интересно, все их возможности в равной степени будут задействованы в игровом процессе, но порой тебя не покидает ощущение, что это просто один взрослый герой, разделенный на пять персонажей поменьше.
А отсылок тут действительно хватает. Кто-то скажет, что это наглая эксплуатация образов, кто-то, что — уважительная дань памяти культуре 80-х годов. Лично мне показалось, что находить забавные пасхалки очень даже приятно: они не притянуты за уши и вписываются в мир игры. Особенно отсылки к «Охотникам за привидениями», так как главный мотив игры — взаимодействие с миром мертвых.
И отсылки не только текстовые, но вполне себе наглядно-визуальные — спасибо действительно качественному и детальному пиксель-арту. Скажем даже так, пиксель-арт Crossing Souls к лицу, что, согласитесь, редкий комплимент, когда дело касается пиксель-арта. В детализации игра не уступает той же Celeste, которую за работу с пикселями мы недавно очень нахваливали. Локации здесь кажутся пустыми, будь то городская площадь, заброшенный особняк или кладбище домашних животных. История настолько быстро меняет место действия, что от мира игры не устаешь, а наоборот гадаешь, куда же в этот раз занесет нелегкая непутевых подростков.
На культурных референсах держится также и местная система коллекционирования предметов — собирается тут все: секретные документы, NES-картриджи, плакаты фильмов и кассеты с записями известных музыкальных групп. Все названия изменены, но настолько, чтобы легко было понять, кто скрывается за тем же псевдонимом US2.
Игровые заставки подаются в виде классической рисованной анимации, стилизованной под олдскульный мультсериал. Представьте себе, тут есть полноценные заставки — такого даже не ждешь от инди-игры.
Несмотря на некоторую вторичность сюжета Crossing Souls, он дает большой простор для игрового дизайна. Кажется, что в этой игре есть все — топдаун платформер с простыми загадками типа «найди ключ», различные аркадные вставки и в один момент даже квест на зачаточном уровне. Да и продолжительность для инди немаленькая — около восьми часов.
А еще вы будете умирать. В основном в аркадных вставках, но будете. Это я вам гарантирую.
Эти самые аркадные вставки заслуживают отдельного абзаца, потому что по сравнению с ними основная игра кажется прогулкой в парке. Возможно, разработчики все так и задумывали, но от этого прохождение превращается в американские горки — вот ты с легкостью раскидываешь кучу духов, а потом, страшно матерясь, десять минут пытаешься матерясь уехать от Бронсона на велосипеде.
В некоторых вставках приходится менять персонажа на лету, отчего ты точно пару раз-другой, да сиганешь в бездонную пропасть. Умирал я в основном там — даже битвы с боссами тут проходятся не так тяжко. И это очень странно.
Боссов же хвалю, тут по классике: к каждому нужен свой подход и тактика. Особенно запоминается усатый жирный водитель школьного автобуса с армией детей-призраков.
Он есть — и это уже хорошо.
В игре нет озвучки (кроме пары моментов в заставках), так что русский текст на экране выглядит как родной. Стоит отметить грамотную локализацию шрифтов — русскоязычный игрок получает почти ту же самую картинку, что в оригинале. Но, как всегда бывает, в локализации есть мелкие огрехи, что, правда, на общих впечатлениях не сказывается.
Непонятная подмена
Как видно из английского текста, Крис перечисляет названия современных и модных на то время фильмов. Русские переводчики зачем-то заменили эту отсылку семейной хроникой и записью футбольного матча. Побоялись, что русский человек в 2018 году не слышал про «Охотников за привидениями» и «Нечто»?
Шрифты похвалил, теперь можно и поругать
Согласитесь, приятно, когда в игре есть хорошие русские шрифты. В Crossing Souls шрифты — это часть атмосферы, поэтому разработчики и постарались сохранить преемственность версий. Но вот со шрифтом городской карты немного промахнулись: не слишком он пиксельный.
Загадочный мистер Уильямс
Например, тут отец Криса на мгновение стал женщиной и «сделала предложение руки и сердца своей школьной подруге Николь». Согласитесь, эта мелкая опечатка сразу поднимает кучу вопросов. Конечно, нет — это всего лишь опечатка.
Увы, новой игровой иконы не получилось: игра прекрасно справляется с ролью культурного посла из 80-х годов, но почти не воспринимается, как самостоятельное произведение — слишком уж много тут заимствований. Но это достаточно крепкий платформер с функциональным сюжетом, вагоном отсылок и милой, старательно нарисованной пиксельной графикой. В зависимости от ваших вкусов, игра вполне может завоевать ваше сердце.
Devolver Digital продолжает выпускать игры от подающих надежды инди-разработчиков, а мы продолжаем в них играть.
Если вы соскучились по приключениям из детства, любите трилогию «Назад в будущее», с теплотой вспоминаете подростковое фэнтези или просто хотите наверстать упущенное, Crossing Souls может подарить вам пару приятных вечеров в розовом градиенте под качественный ретровейв.
Для самых любопытных в Steam доступна бесплатная демоверсия.
Источник