Авторы Call of Duty: WWII обещали «вернуться к корням» и сдержали слово. Впрочем, это далеко не главное их достижение. Куда важнее, что они впервые в серии решили использовать декорации Второй мировой для того, чтобы всерьез поговорить об ужасах войны. И потому до боли обидно, что у них ни черта не получилось. Все-таки подменить ежегодный аттракцион взрослой историей — задача практически невыполнимая.
На разработку Call of Duty: WWII потратили невероятное количество сил. Авторы перерыли сотни архивных документов и вместе с историками посетили места боевых действий — все ради того, чтобы воссоздать легендарные операции Второй мировой. Выстроив декорации, они сочинили историю об отряде храбрых вояк. Их приключения и стали для Sledgehammer Games трибуной для высказывания — в ход пошли даже самые непопулярные в играх темы: убийство детей, пытки в концлагерях и казни военнопленных.
Что ж, Sledgehammer, хотите поговорить об этом серьезно? Давайте поговорим.
Сюжет Call of Duty: WWII — и не сюжет вовсе, это набор сценок из культовых фильмов и сериалов. Авторы игры цитируют «Братьев по оружию», «Бесславных ублюдков» и «Спасти рядового Райана». Фильму Спилберга досталось сильнее всего: игра по кадрам воспроизводит высадку в Нормандии, крупным планом показывает тела погибших и частенько повторяет знакомые ракурсы. Остановись разработчики на этом, получилась бы одна из лучших частей серии, но они зачем-то решили подражать Спилбергу до конца и взялись рассказать столь же камерную историю о небольшом отряде американских солдат.
И совершили большую ошибку: не учли, что Call of Duty, мягко говоря, не подходит для этого. Герои фильма — живые люди, каждому из них уделяется достаточно времени, потому что вся картина им и посвящена. Игру на шесть часов (в кампании, разумеется) сложно целиком посвятить одним только персонажам — особенно если речь идет о ежегодном аттракционе со взрывами со всех сторон.
Поэтому герои WWII — лишь силуэты, очерченные с помощью самых надоевших типажей. Пустые, но требующие внимания к себе.
Вот, к примеру, рядовой Дэниелс, наш главный герой. Простой парень из Техаса: он ценит мужскую дружбу, не бросает товарищей в беде и воюет с мыслью о погибшем брате. И… это все, что вы узнаете об этом парне, я не шучу. Еще есть рядовой Роберт Цуссман — типичный лучший друг главного героя и шутник. А вот и суровый сержант Уильям Пирсон, в прошлом потерявший весь свой взвод. Всю игру его выставляют свиньей, а под конец превращают в трагического персонажа. И вот эти люди должны показать нам ужасы войны, поговорить с игроком на серьезные темы. Что?
Я уверен, что в Sledgehammer Games работают талантливые сценаристы, способные написать запоминающуюся историю и придумать живых героев. Но в рамках Call of Duty им тесно, любая их попытка заговорить про войну по-взрослому попросту задыхается. Самый яркий пример — девушка из французского сопротивления. Она неожиданно появляется на экране и уже через пару минут нагружает игрока историей о том, как немцы убили всю ее семью. Почему мне не плевать, напомните? Война унесла жизни тысяч людей, в том числе и мирных жителей, и уж точно не Call of Duty выбивать из меня слезу историями о них.
Тем не менее миссия в Париже (и вообще вся сюжетная ветка с французами) — одна из лучших в игре. Здесь разработчики оставили «Райана» в покое и обратились к «Бесславным ублюдкам» Квентина Тарантино. Ту самую девушку из сопротивления, Руссо, они под видом фройляйн отправили в немецкий штаб в сердце оккупированной Франции. Получился безумно стильный эпизод, в котором первые полчаса даже стрелять не надо — вместо этого героиня бродит по штабу в попытках отыскать среди немцев связного. Разумеется, с ходу выполнить задание не выйдет: девушка пару раз наткнется на случайных фрицев, неловко отшутится, чтобы не вызвать подозрений, и в итоге чуть не сорвет всю операцию.
Ближе к финалу на сцене появится немецкий генерал, явно списанный с Ганса Ланды из все тех же «Бесславных ублюдков». Но даже здесь создатели не смогли обойтись без излишней серьезности. Там, где Квентин Тарантино отрывается по полной и заживо сжигает в кинотеатре всю верхушку рейха, Sledgehammer хмуро сводит брови и начинает вновь рассказывать об ужасах войны.
С тем же выражением лица студия, судя по всему, встретила требование Activision «вернуть серию к корням». Сказано — сделано. Буквально. Во всем, что касается геймплея, WWII — это первые две Call of Duty, игра начала 2000-х. И дело даже не в том, что разработчики вновь добавили шкалу здоровья и аптечки. Сам игровой процесс какого-то черта вернули к стандартам, от которых Infinity Ward и (особенно) Treyarch пытались избавиться в прошлых играх. Крутые побочные миссии? Забудьте. Просторные уровни? Что за чушь! В WWII перестрелки — это когда вы падаете за укрытие и стреляете в немцев, зачем-то высунувших головы из-за деревьев. Или не отстреливаете — просто бежите к указанной метке: скрипт все равно сработает, и враги исчезнут.
Здесь даже дежурный эпизод с пулеметом есть: герой хватает тяжелую пушку и, стоя на месте, поливает огнем поле, где в одних и тех же местах возникают враги.
Такой подход в 2017 году означает гибель любого шутера, даже если речь идет о серии Call of Duty. Только вот WWII будто бы и не пытается стать хорошим шутером, она очень старается походить на кино — это ее и спасает. Sledgehammer добилась невероятного уровня кинематографичности в каждом моменте — видно, что все кат-сцены снимали с помощью motion capture, а затем аккуратно вплетали в игровой процесс. Поэтому ощущаешь себя на съемочной площадке дорогущего блокбастера: профессиональные актеры (в игре «снялись» Джош Дюамель, Джонатан Такер и Джеффри Пирс) носятся вокруг героя, разыгрывают перед ним спекталь, никогда не оставляют наедине с игрой. Со стороны новая Call of Duty и впрямь выглядит здорово.
Проблему с окаменевшим геймплеем искупает и впечатляющая постановка. WWII ни на секунду не замирает — на экране каждую секунду что-то происходит даже в мирных эпизодах. Страшно представить, чего авторам стоило вручную срежиссировать каждую миссию — будь то высадка в Нормандии, оборона танковой колонны или освобождение Парижа.
Даже в самых унылых перестрелках есть на что поглазеть: в небе то и дело пролетают истребители, на горизонте что-то громко взрывается (с хорошей акустикой игра звучит потрясно), горят танки, рушатся мосты, и эта феерия не прекращается до самого финала.
Игра кончается в апреле 1945 года, и поначалу это удивляет. Потом вспоминаешь, что WWII — это история не про Вторую мировую, а про небольшой отряд храбрых вояк — их война началась в Нормандии и закончилась за несколько месяцев до 2 сентяря. Именно поэтому в новой Call of Duty вы не увидите штурм Рейхстага. По той же причине, к слову, в ней нет и советских войск — так уж вышло, что солдаты СССР воевали не на всех фронтах Второй мировой, смиритесь.
В своей недавней колонке я написал, что Call of Duty всегда держит определенный уровень качества, в любом случае и при любых недостатках дает поклонникам серии то, чего они хотят — шестичасовой аттракцион в очень дорогих декорациях. К WWII это тоже относится, просто в ней баланс заметно сместился в сторону кино. Да и с сюжетом повезло: Sledgehammer, конечно, пыталась развести игроков на серьезный разговор, но у нее ничего не вышло — история в Call of Duty все такая же простая, она позволяет получить удовольстве от игры, и это главное.
Короче, если вы играете в Call of Duty каждый год, то сыграйте и в WWII, она тогда стоит. Если же вы пропустили предыдущие десять частей и все это время хотели, чтобы серия «вернулась к корням»… Что ж, бойтесь своих желаний — они, как известно, имеют свойство сбываться.
Мультиплеер и зомби
Call of Duty без мультиплеера не была бы сама собой, вы же понимаете. В новой части сетевой режим, как и сюжетная кампания, «вернулся к корням», то есть избавился от джетпаков и гаджетов, что логично. На игровой процесс это, правда, мало повлияло — бег по стенам и двойные прыжки так и не стали ключевыми механиками в предыдущих играх. Разве что динамика в WWII немного снизилась, хотя в мультиплеере Call of Duty — все еще довольно быстрая игра. Словом, сказать, что сеттинг Второй мировой изменил сетевой режим до неузнаваемости, нельзя, и это, скорее, хорошо — поклонники серии найдут в нем все, что им нужно.
Впрочем, двум крупным нововведениям место все-таки нашлось. Речь идет о штабе и режиме «Война».
Штаб — это своего рода хаб, куда попадают все игроки, социальное пространство, в котором можно провести немало времени. Там есть стрельбище, кинотеатр (в нем показывают стримы), интендант (продает коллекционные предметы), арена для поединков и масса других активностей. Вы можете испытать в деле все награды за серию, создать собственную эмблему и, конечно же, открыть ящики с лутом (и посмотреть, как это делают другие). Вся эта тема со штабом не делает Call of Duty другой игрой, но добавляет разнообразия — теперь в перерывах между матчами не нужно пялиться на таблицу с никами игроков, вместо этого можно побродить по хабу.
«Война» же куда интереснее. В других сетевых шутерах такие режимы существуют уже много лет, но для Call of Duty он в новинку. Суть его в том, что две команды в несколько этапов выполняют поставленные задачи. Цель атакующей команды — взорвать что-нибудь (зенитки или мост), задача противников — это что-нибудь защитить. С ходу добраться до нужного объекта у тех, кто атакует, не выйдет — сперва им предстоит выполнить ряд промежуточных заданий: захватить укрепления врагов, взорвать склад с боеприпасами, взять штурмом бункеры, провести танки к заданной точке и многое другое. Обороняющаяся команда, разумеется, мешает противникам на каждом из этапов.
Сейчас в WWII три карты для «Войны». Operation Breakout, уже знакомая многим по бете, предлагает тем, кто нападает, захватить немецкий штаб, построить мост и сопроводить танк к артиллерийским орудиям. В Operation Griffin одной из команд нужно остановить немецкие танки и взорвать мост. Третья карта, Operation Neptune, воспроизводит высадку в Нормандии: одна команда прорывается через берег к бункерам на холмах, другая изо всех сил защищается.
Самое крутое, что в «Войне» даже не обязательно работать в команде — победить можно и в компании случайных игроков. Мультиплеер в Call of Duty всегда был для одиночек, и новый режим сохраняет эту традицию. Со слаженной командой, конечно, веселее, но и без нее от «Войны» можно получить массу удовольствия, и это главное.
А вот куда без напарников лучше не соваться, так это в режим «Зомби рейха» — не зря же он кооперативный. Игра с радостью пустит вас туда и одного (если создать свою игру), но долго продержаться против толп оживших мертвецов вы не сможете — слишком уж много зомби, да еще и разных видов.
«Зомби рейха» почти не отличается от таких же режимов из прошлых игр: мертвяки наступают волнами, а игроки убивают их и выполняют простенькие задания — например, включают генератор (классика). Причем в WWII зомби-режим получился поистине жутким, и удивляться тут нечему — Sledgehammer Games основана людьми, работавшими над Dead Space.