Фильм Хакеры рассказывает о группе хакеров-подростков, ведомых любопытством и не причиняющих вреда (по крайней мере, тем, кто этого не заслуживает). Один из этих хакеров взламывает компьютерную систему «Гибсон», принадлежащую крупной компании, и в доказательство своего успеха частично скачивает файл, который посчитал неважным. Однако на самом деле этот файл — замаскированный «червь», созданный руководителем отдела безопасности компании, чтобы украсть у неё миллионы долларов. Чтобы замести следы, он пытается подставить хакеров, обвинив их во множестве компьютерных преступлений, поэтому им нужно снова взломать систему, чтобы скачать «червя» полностью и указать на истинного виновника.
Фильм был снят до появления Facebook, когда онлайн-личность, или, по крайней мере, онлайн-имя (ник) отличались от имени в реальном мире. Хакеры-подростки имеют такие имена:
- Crash Override, реальное имя Дейд;
- Acid Burn, реальное имя Кейт;
- Cereal Killer, Lord Nikon и Phantom Phreak, реальные имена не раскрываются;
- начинающий хакер Джоуи, пока не имеющий псевдонима.
Так как у хакеров нет огромных корпоративных бюджетов, они пользуются разнообразными персональными компьютерами, а не дорогостоящими рабочими станциями SGI, которые встречаются, например, в «Парке юрского периода». И поскольку действие фильма происходит в 1990-х, к сети они подключаются при помощи модемов по аналоговой телефонной системе, а важные файлы умещаются на гибкие диски размером 1,44 мегабайта.
«Гибсон» описывается в фильме как «big iron» — корпоративный суперкомпьютер. В 1990-х суперкомпьютер был единым, большим и очень дорогим компьютером, а не тысячами CPU и GPU, установленных в стойки. Внутреннее устройство такого продвинутого технологического достижения было соответствующим — в оба момента взлома «Гибсона» на экране демонстрируется трёхмерный интерфейс файлового браузера.
Первый взлом
Первый хак стартует примерно на 24-й минуте фильма. Друзья дали хакеру-новичку Джоуи сложную задачу — взломать такую важную систему, как «Гибсон». Сцена начинается с того, что Джоуи сидит перед своим персональным компьютером Macintosh и изучает список сетевых имён и телефонных номеров. Камера пролетает по стилизованной киберпространственной модели компьютерной сети, по улицам города, затем по реальным кабинетам атакуемой компании (которая, как мы позже узнаем, называется Ellingson Minerals) и, наконец, рядом с оператором компьютера, сидящим за столом в серверной, а затем в трёхмерную файловую систему. На самом деле кадр несколько раз переключается между цифровым и реальным мирами, и такой приём многократно повторяется в фильме. Судя по титрам в конце, файловая система называется City of Text («Город текста»), хотя в кинокартине её название ни разу не упоминается.
Джоуи смотрит на «Город текста»
Файловая система представлена в виде виртуального городского пейзажа, состоящего из блоков, похожих на небоскрёбы. Плоскость земли выглядит как печатная плата с фиолетовыми дорожками. Башни — это простые параллелепипеды одинакового размера, как будто изготовленные из голубого стекла или акрила. По четырём бокам и наверху белым шрифтом написаны какие-то тексты, очевидно, названия папок или файлов. Так как бока башен прозрачны, текст с обратной стороны тоже видим, что затрудняет чтение.
Эта трёхмерная файловая система — самый динамичный из всех интерфейсов в нашем обзоре. Джоуи не ходит, а летает между башнями, делает повороты и ныряет вниз. На поверхности земли заметна простая линейная графика, а также текст.
Джоуи летает по «Городу текста», совершая виражи при поворотах
Из-за эффектов анимации «Город текста» выглядит ещё более оживлённым. На некоторых панелях вниз и вверх по текстовым спискам двигаются выделительные полосы. Время от времени список очищается и перерисовывается сверху вниз, а в других попеременно отображаются два текста. Белые импульсы текут по фиолетовым дорожкам на земле и пролетают между башнями. Непохоже, что эти анимации являются элементами интерфейса. Они могут быть индикаторами общей активности — чем выше частота импульсов в секунду, тем к большему объёму данных выполняется доступ, как в случае с мерцающим светодиодом разъёма Ethernet или привода DVD. Или они могут быть скринсейвером: на ЭЛТ-дисплеях 1990-х важно было не отображать статическое изображение слишком долго, иначе оно могло выгореть и остаться на экране навсегда.
Дальше идёт очень важный с точки зрения анализа интерфейса пользователя переход камеры. До этого момента система демонстрировалась на весь экран и была очевидно искусственной. Теперь камера немного отходит назад, показывая, что «Город текста» Джоуи наблюдает на экране своего Macintosh. На других кадрах становится понятно, что он действительно интерактивен, точкой обзора управляет сам хакер.
Джоуи смотрит на список папок/файлов на одной из стен небоскрёба
Я порассуждаю о том, как это может работать, ниже, в разделе с анализом. А пока стоит запомнить, что это действительно файловый браузер, трёхмерный аналог Macintosh Finder или Диспетчера файлов Windows.
Пока Джоуи изучает файлы, мы переключаемся на серверную компании. Необычная активность вызвала аварийную тревогу, поэтому оператор компьютера звонит домой руководителю отдела безопасности. Пока мы не знаем, что он злодей, но он требует, чтобы его называли его хакерским псевдонимом The Plague («Чума»), что не вызывает к нему доверия. Сам аварийный сигнал показывает, что кто-то использует аккаунт суперпользователя/рута/администратора, демонстрируя пароль на огромном экране, который видят все. Но об этом мы говорить не будем.
Джоуи хочет доказать, что он взломал «Гибсон», скачав файл, но по этическому кодексу группы это не может быть что-то ценное. Он выбирает то, что считает безобидным: папку Garbage («Мусор») на одной из башен. Справа от неё есть ещё один столбец текста, но он размыт.
Джоуи выбирает папку GARBAGE, появляется список содержимого
Справа от метки GARBAGE есть треугольник, демонстрирующий, что это папка, а во втором столбце текста указаны содержащиеся в ней файлы. Когда Джоуи выбирает один из них, система отображает то, что сегодня называлось бы в Windows Live Tile, а в Mac Finder — File Preview. Но в этой продвинутой системе отображается сложная анимация графики и математических формул.
Джоуи решает, что это нужный ему файл, и приступает к скачиванию. Но он подключился через аналоговый телефонный модем, поэтому процесс идёт медленно и прерывается, когда мама Джоуи отключает его Macintosh, чтобы заставить его поспать.
Джоуи смотрит на анимацию, визуализирующую выбранный им файл
Физическая форма
Пока Джоуи продолжает поиски, мы возвращаемся в серверную Ellingson Minerals, куда добрался Чума. И здесь мы чётко видим, что у файловой системы есть и физическое трёхмерное воплощение.
Драматическое появление Чумы в физическом «Городе текста»
Как и его виртуальный образ, он состоит из прямоугольных башен, изготовленных из голубого стекла или пластика, и выстроенных в виде сетки, напоминающей городские небоскрёбы. Каждый из них имеет высоту примерно три метра, а в ширину и глубину по пятьдесят сантиметров. Как и в виртуальном образе, на всех видимых сторонах башен обновляется и подсвечивается белый текст. Однако есть одно заметное отличие — низ каждой башни непрозрачно чёрный.
Для чего нужны эти башни? «Хакеры» выпущены в 1995 году, когда жёсткие диски и сетевые файловые серверы имели размер обувной коробки или коробки от пиццы, поэтому даже в основание башни поместился бы один или два сервера. Реальные дисплеи могут быть просто световыми индикаторами (blinkenlights) — впечатляющими, но не особо полезными визуальными отображениями. Однако в одном из дальнейших кадров техник на фоне смотрит на одну из башен и делает какие-то заметки, то есть они предназначены для отображения чего-то значимого. Предполагаю, что каждая башня отображает информацию о хранящихся внутри неё настоящих файлах, копируя онлайновый виртуальный город текста.
Добравшись до стола оператора, Чума подключает большой настенный дисплей к той же трёхмерной виртуальной файловой системе.
Чума (слева) и оператор ночной смены наблюдают на огромном настенном экране за тем, что делает Джоуи
Он вводит команду «echo terminal», чтобы видеть, что конкретно делает Джоуи, поэтому видит ту же «мусорную» папку и файл, который копируется. Позже мы узнаем, что этот кажущийся безвредным файл — на самом деле созданная Чумой программа-червь, и когда он узнаёт, что файл скопировали, это вызывает у него глубокое потрясение. Он договаривается об отслеживании телефонного соединения и о том, чтобы Джоуи допросили его друзья из Секретной службы США (которая в то время занималась расследованием инцидентов и преступлений в сфере компьютерной безопасности), приводя в движение элементы основного сюжета.
Второй взлом
После различных приключений и поворотов наши хакеры-подростки решают снова взломать «Гибсон», чтобы получить полную копию «червя», которая докажет их невиновность. Но в то же время они знают, что Чума знает, что они знают о существовании «червя», в Ellingson Minerals объявлен режим повышенной бдительности, а Секретная служба следит за ними. Второй сеанс взлома начинается примерно на 80-й минуте.
Первым делом они сбегают от наблюдения Секретной службы на роликовых коньках, взломав систему управления светофорами (именно из-за таких сцен я люблю этот фильм). Четверо наших хакеров с ноутбуками подключаются к сети в уличной телефонной будке. План заключается в том, что Крэш будет искать файл, пока Эйсид, Никон и Джоуи отвлекут системы безопасности; ещё они ожидают помощи хакеров со всего света.
Мы видим повторение предыдущего кадра с облётом улиц и зданий в «Городе текста», но на этот раз на компьютере Macintosh Powerbook Крэша.
Крэш подключается к «Городу текста»
Похоже, теперь он более активен: между башнями перемещается гораздо больше импульсов, вероятно, потому что дело происходит в рабочее время.
Остальные три хакера запускают malware-атаки на «Гибсон». Так как в компании ждали попытки взлома, Чума находится в здании и почти сразу же появляется на рабочем месте.
Чума в физическом «Городе текста» после начала атаки
На физическом дисплее башен теперь отображается пара блоков с красными сторонами. Это может указывать на присутствие зловредных программ или просто на то, что эти части файловой системы подвергаются серьёзным нагрузкам на CPU или ввод-вывод из-за атак.
На этот раз Чуме помогает вся команда техников. В основном он пользуется System Command Shell на большом дисплее, где, предположительно, отображаются задействованные ресурсы процессоров и памяти. Это не файловая система, но интерфейс имеет схожий стиль дизайна:
Чума изучает работу системы на огромном экране, атакуемые компоненты показаны справа красным
В большинстве кадров показано действие зловредных программ и то, как на них реагирует Чума, но Крэш тем временем ищет «червя». В его башнях «Города текста» одна за другой отображаются различные папки Garbage, выделенные фиолетовым цветом.
Крэш изучает первую папку Garbage. Другие возможные совпадения показаны голубым на башнях справа
Что здесь происходит? Скорее всего, Крэш ввёл строку поиска, а файловый браузер отображает соответствующие ей файлы и папки.
Почему здесь так много папок Garbage? В GUI наших десктопов всегда отображается одна мусорная корзина, но здесь их гораздо больше. Для многопользовательской системы необходимо по одной мусорной папке на каждого из пользователей, иначе всем будут видны файлы (или, по крайней мере, их имена), удалённые Очень Важными Людьми, работающими с Очень Ценной Информацией. Для переносных устройств хранения данных (гибких дисков в «Хакерах» и современных USB-накопителей) нужны собственные корзины, потому что пользователь может ожидать, что он сможет восстановить файлы, даже если они были удалены на другом компьютере. По той же причине у сетевого диска тоже должна быть своя корзина, которая не хранится на подключённом компьютере. Поэтому Крэш действительно должен искать нужную папку с мусором в этой огромной системе.
К атаке присоединяются хакеры со всего света, и её последствия усиливаются. Всё больше граней башен, и реальных, и цифровых, становятся красными. Вся цветовая палитра «Города текста» становится темнее.
Пока Крэш летает по «Городу текста», мы видим один небоскрёб, находящийся под осадой
Это может быть автоматическим эффектом, срабатывающим, когда производительность системы «Гибсон» падает ниже какого-то значения, или свидетельством активации уведомлений отдела безопасности. Любой, кто знаком с обычным внешним видом «Города текста», сможет с первого взгляда определить, что возникли проблемы, и предположительно, что нужно выйти из системы или хотя бы не пытаться делать ничего важного.
Крэш находит нужный файл и начинает скачивать его, но Чуму не отвлекла атака, и он при помощи System Command Shell отключает ноутбук Крэша. Вместо того, чтобы подключиться заново, Крэш просит Джоуи скачать «червя» и даёт ему полный путь к нужной папке Garbage (если вам любопытно, то это root/.workspace/.garbage
; точки здесь важны, они означают, что эти имена в обычном режиме не отображаются для пользователей, не относящихся к техническим отделам).
Мы не видим, как Джоуи вводит путь в файловый браузер, но это не должно быть сложно. В окнах Macintosh Finder есть текстовое поле для поиска, на которое можно нажать, а Ubuntu Desktop Shell и меню Пуск Microsoft Windows автоматически начинают искать файлы и папки, соответствующие введённому тексту.
Джоуи скачивает «червя», на этот раз целиком. Комбинированные malware-атаки обрушают «Гибсон». К сожалению, агенты Секретной службы прибывают как раз вовремя, чтобы арестовать их, но всё заканчивается хорошо: Чуму изобличают, а главных героев освобождают.
Анализ
▍ Насколько правдоподобен интерфейc?
«Город текста» имеет два ключевых отличия от трёхмерных файловых браузеров из других фильмов.
- Он должен работать по сетевому подключению, в частности, через телефонное модемное соединение, которое в 1990-х было гораздо медленнее, чем любая локальная Ethernet-сеть.
- Это 3D-изображение рендерится на персональных компьютерах, а не на специализированных трёхмерных рабочих станциях.
Несмотря на эти ограничения, «Город текста» остаётся вполне правдоподобным.
Потребовалась ли бы «Городу текста» более высокая скорость соединения, чем модемная? Какого влияния следовало бы ожидать от медленного сетевого соединения? Это становится проблемой при копировании файлов, загрузке или скачивании, но при простом браузинге файловой системы гораздо менее критично. Передаваемая от «Гибсона» в трёхмерный файловый браузер информация — это просто список имён в каждой папке и минимальный набор атрибутов для каждого, а не содержимое файлов. В 1995 году двухмерные файловые браузеры на персональных компьютерах уже отображали иконки, небольшие растровые изображения для каждого файла, что требовало больше памяти, чем имена файлов. «Город текста» этого не делает, так что данные о файлах определённо уместились бы в доступную ширину канала.
Летающая камера тоже не требует особо широкой полосы пропускания. У пользователя нет аватара или какой-то иной модели, только абстрактная точка обзора. Для описания её местонахождения и направления камеры достаточно лишь девяти чисел, а предиктивные технологии, разработанные для игр и симуляций, способны ещё сильнее снизить требования к сетевому подключению.
Сетевые файловые системы и файловые браузеры уже существовали в 1995 году, например, FTP и Gopher, однако с чисто текстовыми интерфейсами, а не 3D- или 2D-графикой. Единственное, чего бы не хватало — это координаты 3D-камеры.
В PC 1990-х годов, и особенно в ноутбуках, редко присутствовало оборудование для ускорения 3D-графики, поэтому в них не могли бы работать трёхмерные файловые браузеры из «Парка юрского периода» или «Разоблачения». Впрочем, «Город текста» гораздо менее требователен, несмотря на то, что отображает больше имён файлов и папок.
Обратите внимание, что в нём нет усечения невидимых поверхностей, при котором передние части 3D-объекта скрывают то, что расположено дальше. Отсутствует освещение, всё рендерится сплошными цветами, которые не зависят от направления солнца или иных источников света; отсутствуют и тени. В графике нет изображений или текстур, только прямые линии и обычный текст. Кроме того, всё выстроено в сетку вдоль координатных осей, то есть все объекты направлены строго вверх/вниз, влево/вправо или вперёд/назад; все башни и текст имеют одинаковый размер. Схожие упрощения использовались в PC-играх 1990-х и анимациях демосцены, например, в первом Doom, где игроки могли смотреть по сторонам, но не вверх или вниз.
Я не говорю, что отрендерить «Город текста» на PC или ноутбуке 1990-х было бы просто, особенно на Macintosh LC Джоуи, но это вполне возможно.
Увы, анимация «червя», показываемая при выборе этого файла, невозможна. Мы видим фрактальную графику и математические формулы в 3D, и всё это полноэкранное изображение, а не простая иконка файла. Вне зависимости от того, заранее ли это отрендеренная анимация или генерируемая на лету, такой объём данных нельзя было бы передать через модемное соединение, даже несмотря на то, что тогда «полноэкранное» изображение имело гораздо меньше пикселей, чем сейчас.
Физические башни тоже невозможны. В 1995 году не существовало трёхметровых дисплеев с плоским экраном, и я не вижу, как можно было установить такое количество проекторов, чтобы они при этом не влияли друг на друга.
▍ Насколько хорошо интерфейс передаёт нарратив истории?
Весь фильм «Хакеры» посвящён компьютерам и людям, которые с ними работают, поэтому он должен решить проблему (существующую и по сей день) наглядного объяснения происходящего далёкой от техники аудитории. Режиссёр Иэн Софтли заявил, что он хотел показать метафорическое, а не реалистичное представление того, как персонажи воспринимают цифровой мир. В некоторых сценах используется стилизованная 2D-графика и композитинг для создания психоделического эффекта, а трёхмерный файловый браузер должен был стать виртуальным аналогом настоящего Нью-Йорка, где и разворачивается действие «Хакеров». По крайней мере, части зрителей, включая и меня, это показалось убедительным.
Анимация «червя» тоже убедительна. Джоуи ищет интересный файл, трофей, и благодаря анимации даже без демонстрации кода становится очевидно, что это действительно выдающийся файл.
С другой стороны, физические башни — довольно глупая придумка. «Город текста» должен был стать метафорической, мысленной моделью, созданной хакерами, поэтому нам не нужна его физическая версия.
▍ Насколько хорошо интерфейс помогает персонажу достичь его целей?
«Город текста» очень хорошо подходит для целей персонажей, потому что они исследуют цифровой мир. Здесь главное не эффективность, а крутой внешний вид и увлекательность.
Скидки, итоги розыгрышей и новости о спутнике RUVDS — в нашем Telegram-канале 🚀