Разработчики игр из Китая

Разработчики игр из Китая

Китай — огромная страна с впечатляющими темпами экономического развития. Это самый большой в мире рынок компьютерных игр, дом Tencent и сотен миллионов геймеров. Здесь любят MMO и киберспорт, а суперсовременные корпорации соседствуют со строгой властью, у которой свои представления об интерактивных развлечениях.

Дисклеймер! В этой статье мы сконцентрируемся на континентальном Китае (Китайской Народной Республике), но не будем касаться Тайваня. Де-юре Пекин считает остров частью своего государства, но де-факто он независим, имеет собственную экономику и игровую индустрию. Мы расскажем о ней в отдельном материале.

Краткая история

В 1949 году коммунисты победили националистов в гражданской войне, и страна взяла курс на построение социализма. В 1976 году умер лидер Китайской Народной Республики Мао Цзэдун. Его сменил Дэн Сяопин, начавший реформы: в китайской экономике появились рыночные элементы. Были организованы так называемые особые экономические зоны — районы, открытые для иностранных инвестиций и свободного предпринимательства.

Если на Западе и в Японии уже были консоли, компьютеры и аркадные автоматы, то в Поднебесной большинство не видело такую технику. Поставки японских приставок начались в 1980-х. Спрос превышал предложение, а ввозные пошлины были очень высокими: идеальные условия для «серого» рынка. Местные предприниматели занялись клонированием устройств — примерно через 10 лет то же произойдет на постсоветском пространстве.

Пиратство процветало, в том числе из-за слабого правового регулирования интеллектуальной собственности. Клоны Famicom активно производила Xiaobawang, также известная как SUBOR — на российский рынок ее устройства тоже попадали. В 2020 фирма обанкротилась.

Репутация игр в обществе оказалась преимущественно негативной. Их даже называли «цифровым героином». У старшеклассников страдала успеваемость. Многие проваливали вступительные экзамены в колледжи и вузы. Повлияла и государственная политика ограничения рождаемости «одна семья — один ребенок», действовавшая с 1979 по 2016 годы. У большинства детей не было братьев и сестер, поэтому консоль стала единственным партнером по играм.

Дошло до запрета на производство, ввоз и продажу игровых приставок. Он действовал с 2000 по 2015 годы, но с исключениями. Так правительство разрешало распространение Sony PlayStation 2 и нескольких консолей Nintendo, выпущенных компанией iQue под измененными брендами (iQue Game Boy Advance, iQue DS и другие). В 2014 разрешили реализацию устройств, собранных в Шанхайской зоне свободной торговли, а спустя год все ограничения сняли. В страну пришли PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch.

Бан не касался персональных компьютеров, так что этот рынок процветал. Получили распространение интернет-кафе и компьютерные клубы. С 2009 разрешили работу аркад, но с ограничениями для детей и подростков. Играли в них, в основном, в файтинги, экшены и нелегальные порты популярных мобильных проектов вроде Angry Birds.

Государственный контроль по-прежнему силен. Правительственные агентства довольно жестко цензурируют игры. В свое время Battlefield 4 запретили из-за того, что события игры разворачиваются в Китае. Зомби из Call of Duty Online пришлось стать киборгами, а скелетопам из World of Warcraft — обрасти плотью.

Дети в возрасте с 8 до 16 лет не могут тратить на игры более 200 юаней (чуть больше 2000 рублей) в месяц. На протяжении последних 2-3 лет власти вводили самые разные ограничения: от запрета играть в определенные дни недели до суточных лимитов на нахождение в онлайне. На компьютерные игры обратил внимание Председатель КНР Си Цзиньпин, отметивший, что интерактивные развлечения вредят игрокам с неокрепшей психикой.

Постепенно возник и окреп доморощенный китайский геймдев. Крупные компании (Perfect World Co., Tencent) почти сразу ориентировались на фритуплейные MMO с микротранзакциями, нацеленные на посетителей компьютерных клубов. У геймеров уже были популярны Dota 2 и World of Warcraft, так что новые проекты нашли своего игрока. Подъем социальных сетей привел к росту игр вроде Happy Farm. Это подготовило почву для будущего мобильного гейминга.

Китайская индустрия в 2023

Главные цифры

Первый и самый показательный факт: Китай — это крупнейший в мире рынок компьютерных игр. По данным Niko Partners в 2022 году в стране было 692 миллиона геймеров, а общая прибыль составила 47 миллиардов долларов. Это объясняется самым большим на планете населением (1,4 миллиарда человек) и ростом благосостояния. В начале 2000-х почти половина китайцев жила за чертой бедности (по стандартам Всемирного банка), в конце 1970-х — практически все сельские жители. На 2019 год к бедным можно отнести менее 2 миллионов человек (по стандартам китайского правительства). Сейчас люди могут позволить себе ПК, консоли или хотя бы смартфоны.

Большинство китайских геймеров — «мобильные» (640 миллионов). Следом идут ПК-игроки (322 миллиона) и «консольщики» (всего 18 миллионов). Доля геймеров среди молодых людей 18-24 лет достигает 97%. 80% китайских игроков смотрят стримы, 70% играют в киберспортивные дисциплины, а 18% тратят на свое увлечение более 30 часов в неделю.

Государство поддерживает отечественных разработчиков. Так в 2022 году власти одобрили 486 игр, из которых только 44 зарубежных. Войти на китайский рынок непросто. Игру нужно полностью локализовать, соблюсти все требования цензуры и закона, а также включить систему учета времени.

Ключевые игроки

Почти все возможные рейтинги возглавляет Tencent. Это огромный инвестиционный холдинг, включающий в себя геймдев-студии, разработчиков софта, рекламные агентства, музыкальные сервисы и т.д. У Tencent есть доли даже в Activision Blizzard и Ubisoft. Ей полностью принадлежат Riot Games, Funcom и Klei Entertainment. Играми занимается подразделение Tencent Games. Главные активы компании — League of Legends и PUBG Mobile.

Еще один крупный участник рынка — NetEase. Ее игровая «дочка» разрабатывает и создает игры, в основном, мобильные, а ранее управляла китайскими версиями продуктов Activision Blizzard. В начале 2023 года компании прекратили сотрудничество, и все серверы (кроме Diablo Immortal) были отключены. WoW-игроки даже устроили «цифровую панихиду» для своих героев.

Нельзя пройти мимо miHoYo Games, создавшей хитовую Genshin Impact и недавно выпустившей Honkai: Star Rail. Необычным названием компания обязана фамилиям своих основателей: Хаоюй и Ёхао. Начинали они, еще будучи студентами одного из шанхайских университетов, а сейчас студия стала одним из лидеров мировой индустрии.

Киберспорт

Онлайн-игры — главный интерес китайского геймера, так что киберспорт очень развит. КНР — киберспортивная супердержава. Примерно 250 миллионов китайцев участвуют в турнирах и смотрят трансляции, а число про-игроков здесь приближается к 5 тысячам. Это больше, чем в любой другой стране. Любимые дисциплины китайских команд: League of Legends, Dota 2, PUBG, Hearthstone.

Государство заинтересовалось и этой сферой. Киберспорт включили в программу соревнований Летних Азиатских игр, которые прошли в 2022 году в Ханчжоу. С другой стороны, по сектору ударили новые ограничения. Профессионалы должны тренироваться каждый день и не могут в них вписаться. Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе страна может потерять статус киберспортивного лидера.

Во что поиграть:

Genshin Impact

О «Геншине» вы точно слышали, а, может, и сами в него играете. Мобильная версия фэнтезийной action / RPG принесла создателям почти 2 миллиарда долларов. При взгляде на красочную и анимешную Genshin Impact в голову не приходят съезды Коммунистической партии Китая и жесткая цензура. Эта игра — хороший пример противоречий в жизни современной КНР. Индустрия развлечений ориентируется на глобальную поп-культуру, а государство старается сохранить официальные нормы и ценности социализма.

Perfect World

Одна из первых китайских MMORPG, причем неплохо знакомая российским геймерам. Запуск в КНР состоялся в 2005 году, а в Россию проект пришел в 2008. Кстати, за локализацию отвечала Nival, создавшая «Аллодов», «Демиургов» и пятых «героев». Вторая часть Perfect World привлекла 3 миллиона игроков и получила репутацию китайской World of Warcraft.

Honor of Kings

Популярнейшая китайская MOBA, вышедшая на iOS и Android в 2015 году. Tencent позиционирует игру как самую массовую в своем жанре: на официальном сайте указано, что ежедневно в HoK заходят 100 миллионов человек. В плане геймплея проект следует классической MOBA-формуле. Официально игра пока недоступна в России.

Onmyoji

Историко-фэнтезийная пошаговая стратегия об эпохе Хэйан в Японии. Игрок управляет онмёдзи Абэ-но Сэймэем — магом, призывающим духов-сикигами, которые живут на бумажных листах. Задача: сражаться и побеждать коллег и их подопечных. Игру разрабатывали для мобильных устройств, но сейчас она стала кроссплатформенной.

Fantasy Westward Journey

Долгожитель китайской индустрии от NetEase. MMORPG, вдохновленная классическим романом «Путешествие на Запад» и вышедшая еще в 2001 году. В 2015 появилась мобильная версия. Главная фича игры — сеттинг, основанный на китайском мифологии (на самом деле не такое частое явление среди больших проектов, созданных в Поднебесной).

Таков мир китайской игровой индустрии — огромный, сложный и противоречивый. С одной стороны он похож на европейский, японский или американский, с другой — сильно отличается от них. Здесь тоже любят современные соревновательные игры в яркой визуальной оболочке, но не жалуют консоли (как в Японии) и подчиняются довольно строгим ограничениям. Есть сходства с корейским геймдевом: Китай тоже славится MMO-проектами.

Увидим ли мы интересные сингл-проекты от китайских разработчиков? Удержит ли страна лидерство в рейтинге рынков интерактивных развлечений? Время покажет!

Источники:

1. Alexey Andreev. Китайский GameDev: инвестиции, рынок, проблемы роста, crypto, blockchain. Интервью с Максимом Ефимовым.

2. Тимур Мишин. Китайский рынок мобильных видеоигр: такой манящий и непростой.

3. Dmitry Byshonkov. Newzoo: Большой отчёт о регулировании игр в Китае в 2022 году.

4. Rita Liao. China’s games industry shrinks for the first time in years.

5. That’s Shanghai. #TBT: A History of Chinese Video Games.

6. Viktor Novikov. Игры по-пекински: Как и во что играют в Китае.

7. CHINESE GAMING INDUSTRY SIZE & SHARE ANALYSIS — GROWTH TRENDS & FORECASTS (2023 — 2028).

8. Иван Мику. Топ-10 главных стран мирового киберспорта.

9. Елизавета Макаревич. Как живут геймеры в Китае: пиратство, часовой онлайн и миллиарды прибыли.

 

Источник

Читайте также